Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:08, реферат
Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества.
Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России
В 90 г. в постсоветск. России в рез-те многочисл-х реформ проблемными оказались все составл-щие образа жизни: как в сфере тр. (при многомесячных невыплатах зар/пл.), в семейн. ж., в воспт-нии детей, орг-ции быта и т.д., что стало социально-экономическим обоснованием возникновения проф-ной с. р-ты, поэтому как профессия с. р. в РФ появ-сь в 1991г. У нас в стране дан. проф-я недостаточно технологизирована (преобладание теории над практикой), но тем не менее необх. отметить, что специалисты за 18 лет сущ-ния проф-ой соц. р. наработали методики соц. р-ты, а что-то пришлось заимствовать из опыта р-ты в зарубеж. странах. Теория и практика в России и за рубежом выявили ряд направлений (видов) социальной работы с группами населения, нуждающимися в п-щи. Это — социальный контроль и социальная проф-ка, соц. терапия и социальная реабилитация, социальная п-щь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Указанные и другие виды соц. р-ты выступают основными ее направлениями, главными технологиями. Они тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию. Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они весьма разнятся, что обусловлено спецификой объектов социальной работы. В качестве примера можно привести социальный надзор над детьми с девиантным поведением и работу с закоренелыми преступниками, попечительство над несовершеннолетними детьми и стариками и т. д. На мой взгляд в РФ на сегодня технологическая деятельность сводится, в основном, к социально-экономической поддержке населения в рамках технологий соц. обслуживания. Соц. обсл.- представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в ТЖС. СО устан-ся на основе сущ-щих в РФ ФЗ от 10.12.95 №195 “Об основах СО нас-я в РФ” и ФЗ от 2.08.95 №122 “О СО гражд. пож. возр. и инв-дов”, в МО это ЗМО от 2004 “О СО нас-я в МО”. Технол. СО предполагают информированное согласие клиента о получении услуг (т.е. клиенту д. б. предоставлена инф-ция о всех доступных, альтернативных вариантах услуг, кот. доступны ему; информирование клмиента о возможных последствиях; о возможности отказаться от услуг). Но часто спец-ты в наш. стране сталкиваются с тем, что данные з-ны устарели и с критикой в их адрес. Сегодня большинством сп-тов использ-ся рутинные технологии с. р-ты кот. характеризуются, как правило, набором методов и средств уже устаревших, выработанных обыденным сознанием, основанных на практической смекалке, они не отличаются высоким профессионализмом и не наукоемки. Необходима разработка и исполь-ние инновационных технологий в соц. р. которые бы базировались на новых подходах к решению соц-х проблем, т.к., на мой взгляд, техн. с.р. не могут быть застывшими и неизменными, они должны развиваться и отвечать запросам современной практики. Примером инновационных технологий могут служить, в частности, инновационные соц-е технологии профессионального обучения безработных, основу которой составляет активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых.
Опыт технологической деятельности в системе соц. р-ты за рубежом
В нашей стране соц. р-та молодая профессия. Когда она появилась в конце 90-х гг. возникла проблема как осуществляется соц. р-та, где взять спец-стов в этой области и т.д. Тогда обратились к зарубежной практике (технологии, методы соц. р-ты и т.д.). Отличие зарубежной соц. р-ты состоит в том, что она явл. высокотехнологичной. Обучение будущих профессионалов строится преимущественно на освоении технологий, к-ые закрепляются ими при прохождении практики. То есть учебный план за рубежом больше состоит из практики, чем из теории. Кроме этого спец-сты больше ориентируются на практическую помощь и образование направлено на соц-психологическую ориентировку, то есть они д.б. психологами. За рубежом соц. р-та в основном строится на непосредственном взаимодействии с клиентом и на предоставлении ему или группе клиентов услуг. То есть р-та с бумагами (бюрократия) сводится к минимуму, а сбор данных происходит автоматически (компьютеризировано). Поэтому практически все технологии соц. р-ты сводятся к р-те с клиентом, н-р, помощь в ад-ции, реаб-ции, налаживании контактов с окружающими и т.д. Так как соц. сф. за рубежом финансируется хорошо по сравнению с Россией, то зарубежная соц. р-та использует превентивные технологии (технологии проф-ки) на уровне об-ва, группы и индивида. Кроме этого за рубежом соц. сф. имеет постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления (муниципалитетами, коммунами, общинами), общественными и благотворительными организациями, то есть решение какой-то конкретной проблемы происходит координировано с помощью различных служб и орг-ций.
Таким образом, все выше сказанное подтверждает, что соц. р-та, технологии соц. р-ты за рубежом очень живо реагируют на изменения в соц. сфере. И с появлением новых проблем за рубежом, появляются и новые технологии соц. р-ты в решении этих новых проблем (игромания, гомосексуализм, ВИЧ инфицированные и т.д.).
Особенности реализации технологии социальной терапии
Социальная терапия как техн. с. р. входит в систему общих технологических процедур с-ой р-ты, наравне с диагностикой, профилактикой, адаптацией, реабилитацией, коррекцией, социальной экспертизой, консультированием и др. общими технологиями с.р.В качестве технологии с. р. соц. терапия выполняет следующие ф-ции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация пр-са «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую. Инд-ая терапия применяется к клиентам, разрешение пр-м которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групп-ой терапии. Групповая терапия – это стратегия воздействия, нацеленная на п-щь людям в преодолении эмоц-ых нарушений или соц-го неустройства с использованием групп (при руководстве с/р-ка или иного профессионального терапевта). Практическая с. р-та, осуществляемая гос-ми учр-ями соц. обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в ТЖС, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус. Для большинства из них соц. терапия – это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных соц-ых изменений. Поэтому необходимость широкого внедрения в практическую деятельность социальных служб и учр-ний этой технологии с. р. не может подвергаться сомнению.
В условиях современной системы
социальной защиты далеко не каждый может
рассчитывать на получение этого
вида помощи. Объяснить это можно
целым рядом причин. Во-первых, это
связано с недостаточным
Соц-но-медицинские пр-мы нас-я, их учет в соц. р.
В современных условиях усугубления
социальных проблем в нашей стране,
ухудшения показателей здоровья
населения возрастает объективная
потребность решения
со здоровьем. Возрастание доли пожилых людей среди кот. большинство имеют разного рода заболевания (сахар. диабет, сердечно-сосудист. забол-я, онкология и др.), мешающие счастливой беззаботной старости людей старшего поколения, а также влияющие на продолжит-сть ж. нас-я. На стыке соц. р. и медицины появл-ся новая отрасль медико-соц. р-та – хар-ся как сист-ма гарантир-х гос-вом эк-х, соц-х и пр-х мер, обеспеч-щих индивидам условия д/преодоления, замещения, компенсации различных ограничений жизнедеятельности. Все это направлено на созд-е равных с др. гражданами возможностей участия в ж. общ-ва. Основные напр-я мед.-соц. д-сти: мед-соц. р-та профил-кой напр-сти направлена на проф-ку сомат-х болезней нас-я, нарушений психич-го зд-я, репродукт-го зд-я, формирования позитивных установок на ЗОЖ, доступ к инф-ции по вопросам зд-я, участие в разр-ке целевых пр-мм медико-соц-ой п-щи на различных ур-ней, обеспеч-я соц. защ. прав гр-н в вопросах охраны зд-я и др; МСР патогенетич. направл-ти напр. на мероприятия по орг-ции медико-соц. п-щи, мероприятия по МСЭ, реабилитац-е меропр-я (психол-ая, физич-кая, медиц-кая, профес-ая, экономич-кая, соц-ая реаб-ция), коррекция психического статуса кл-та, обеспечение взаимодействия спец-тов различ-х смежных профессий, созд. реабил. соц-но – бытовой безбаръерной среды сущ-ния (д/людей с огранич. возм.).Наличие этих 2 направл-стей позвол. построить различ. м-ли р-ты с пр-мами медико-соц. хар-ра нас-я в областях медицины, а также в органах и службах. 5 гр. базовой модели: гр. повыш. риска забол-ий (курящие, со слабым имун. И т. д.); члены С. и близк. окр-ие; гр. часто и длит. болеющ., больные с ярко выраж-ми соц. пр-ми; инвалиды.
Особенности реализ-ции технологии соц. ад-ции
Технология соц. адаптации занимает существенное место в содержании социальной работы и достаточно широко использ-ся. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма — необходимое условие профессионализма социального работника. Под соц. ад. понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. Специфические моменты технологии социальной адаптации: только человеку свойственно создавать специальные “приспособления”, определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде; только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания. Группа кл-тов к кот. примен-ся тех-гия соц. ад., это кл-ты испытывающие изменения в результате резкой какой - либо перемены ситуации (смена места работы, учебы, соц-но-экономич-х условий жизни и др.). Сложные проблемы возникают у лиц, отбывших тюремное наказание. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах. В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах для престарелых. Одной из важнейших функций современных домов-интернатов, придавшей новый смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация и реадаптация. Ослабление способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.п. Для того, чтобы помочь клиенту адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях этого пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. С/р-к может и должен также научить индивида общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного проживания и т. д. В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию. Данная тех-я явл-ся перспективной, поскольку она примен-ся и будет прим-ся. Так, н-р, созд-ся Центры постинтерн-ой адаптации (в г. ПЗ, Мончегорск и Кандалакша) в целях совершенствования сист. СО нас-я и орг-ции постинтерн-ой ад-ции выпускников интерн-х учр-ий, попавших в ТЖС, п-щи в реализации их законных прав и интересов, улучшении их соц. статуса. При применении данной тех-гии необходимо использовать адаптационыый потенциал и р-сы самого кл-та, который может целенаправленно контролировать и регулировать процесс своей соц. ад.
Соц. реабилитация
Реабилитацией в международной
практике принято называть восстановление,
имеющихся в прошлом
Выбор тех или иных видов соц. реаб., зависит от объекта соц. р-ты, процедуры реаб-ции. Реабилитация м.б. стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окруж. средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Организованная реабилитация ставит своей целью сократить сроки восстановления, повысить качество самостоятельной работы личности за счет проф. помощи. Конечной и основной целью процесса соц. реаб. явл. развитие в ч. стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я». Эф-ть соц. реаб. достигается всем комплексом реаб. мер (мед., психологич., соц.). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в об-ве.