Технология социальной работы в сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Медленно идет процесс интеграции крестьянства в национальные и мировые сообщества. Неадекватным его социальному статусу остается отношение правительств к удовлетворению базовых потребностей сельских жителей, проживающих в сложных социально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизни крестьян, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людей в городских условиях.
При этом стороны правительственных кругов проявляется определенная недальновидность, так как очевидно, что включение сельского социума в приоритеты экономической и социальной политики может стать одной из главных стратегических магистралей выведения таких стран, как, например, Россия, из кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая олина.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Примерно столько  же «приспособились к новым условиям, используют появившиеся возможности, чтобы жить лучше, чем раньше». 19,6% тех, кто «живут хуже, чем прежде и свыкся с тем, что приходится ограничивать себя в большом и малом»; 7,8% считают, что «живут хуже, чем прежде и терпеть бедственное положение уже невозможно». Заметное улучшение материального положения за последний год отметили только 13,2% сельских семей; остальные (80,1%) разделились почти поровну на тех, у кого положение осталось без изменений (42,6%) и у кого ухудшилось (37,5%). В этих данных нашло отражение ощущение безысходности, неверия в свои силы, которое присуще значительному числу жителей сегодняшней деревни. По всем базовым, жизнеобразующим условиям положение селян за прошедшие 15 лет резко ухудшилось: (Динамика « +» «─», %)

  • Возможность получения профессионального −образования (- 28,2);
  • Материальная обеспеченность (- 46,3);
  • Доступность культурного досуга (- 46,3);
  • Медицинского обслуживания – как фактора выживания пожилых людей(43,6);
  • Ощущение безысходности тем острее, чем больше людей считают, что они не имеют шансов уехать из своего населённого пункта, дабы всё начать заново (-55,1).

В описываемой  выборке таковых две трети. Основная масса респондентов не ждет перемен  в течение текущего 2011 года к лучшему; 34,6% считает, что всё останется без изменений; 19,6% предполагает ухудшение ситуации. 16,0% предпочитают не давать прогнозов на этот счёт. И только 27,9% надеются на некоторое улучшение Распределение ответов в возрастной группе соответственно среди мужчин (женщин) 60 (55) лет и старше:

 

  • надеюсь, улучшится

5,9%

  • останется без изменений

29,4 %

  • думаю, ухудшится

29,4 %

  • трудно сказать

35,3%


 

Отметим некоторые  итоги исследования: оснований для  вывода, что экономическое положение  селян, а соответственно и социально-психологический  климат, улучшаются, нет. Оно подтвердило  действие закономерностей, зафиксированных в предыдущих исследованиях, проведённых в рамках Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села, и выводы других исследователей, полученные по аналогичным методикам в разных российских регионах2.

Для эффективного и устойчивого функционирования агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны, выполнения селом других производственных задач, демографической, трудоресурсной, культурной, рекреационной, природоохранной и других функций, необходимо создание для сельского населения адекватных задачам условий жизнедеятельности, восстановление и развитие инфраструктуры сельских территорий – расширение сети благоустроенных дорог, повышение уровня и качества электрогазоснабжения, обеспечение телефонной и телекоммуникационной связи, доступного и качественного медицинского обслуживания, необходимого образования, сохранение и развитие культурного потенциала села.

Среди наиболее острых социальных проблем села, следует  назвать:

  • увеличение количества сельских населённых пунктов без жителей (в Нижегородской области 8,6 % от всех населённых пунктов (на 1.01. 2010 г.);
  • рост количества сельских населённых пунктов, не имеющих работодателей;
  • рост безработных в связи с банкротством сельхозпредприятий;
  • снижение уровня и качества жизни сельских жителей;
  • усиление дифференциации сельского населения по уровню дохода;
  • задержка выплаты заработной платы;
  • миграция из села социально активного и квалифицированного населения;
  • неукомплектованность сельхозпредприятий специалистами, механизаторами, работниками других профессий;
  • снижение уровня квалификации кадров для сельского хозяйства;
  • разрушение социальной инфраструктуры в связи с отсутствием надлежащего финансирования учреждений дошкольного и школьного образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания и в связи с этим, снижение уровня образования и культуры сельской молодёжи, примитивизация досуга;
  • рост заболеваемости во всех возрастных группах сельских жителей и недоступность соответствующей медицинской помощи;
  • низкий уровень культурно-бытового обслуживания;
  • значительная доля ветхого и неблагоустроенного жилья;
  • несоответствие уровня инженерных и транспортных коммуникаций (дорог, электро - и газосетей, телефонной и телекоммуникационной связи) потребностям производства и сельского населения;
  • увеличение доли одиноких лиц пожилого возраста сельских жителей;
  • низкая мотивация проживания в сельской местности и падение престижа сельского образа жизни в общественном мнении;
  • снижение уровня подготовки кадров для сельского хозяйства в вузах и других учебных заведениях;
  • отказ молодых специалистов от трудоустройства в сельской местности после окончания учебных заведений, и др.

Особенно обострилась  ситуация в результате передислокации функций финансирования с федерального на территориальный уровень, дефицита региональных и местных бюджетов и кризисного положения сельхозпроизводителей. Резко сократилась инвестиционная деятельность, под угрозой необратимого разрушения материально-техническая база социальной инфраструктуры.

Ликвидация  коллективных хозяйств ставит вопрос о выживании сельских поселений особенно остро. Для их сохранения необходимо создание новых рабочих мест для всех категорий сельского населения. Используя положительный опыт можно рекомендовать на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха открывать: Дома ветеранов, Реабилитационные пансионаты для ожоговых инвалидов с бюджетным и коммерческим финансированием за счёт промышленных предприятий, организаций, выкупающих у ветеранов их квартиры, а также частных лиц; кадетские школы, реабилитационные центры для детей из городских неблагополучных семей; спецшколы-интернаты, центры коррекционного развивающего обучения для детей с трудностями социальной адаптации. На базе реабилитационных учреждений создавать фельдшерско-акушерские пункты для сельских жителей близлежащих населённых пунктов, что будет способствовать сокращению ранней смертности на селе и увеличению продолжительности жизни. Решению бытовых проблем могли бы помочь зимние и летние «Студенческие десанты» из студентов высших и средних учебных заведений, получающих образование по профессиям бытового профиля. В экологически чистых районах возможно создание опытно-показательных (демонстрационных) личных подсобных хозяйств со специализацией «аптекарский огород», агротуризм, сельский туризм и т.д.

Сохранение  сельских населённых пунктов через  поддержание существующих рабочих  мест или создание новых является не менее актуальной задачей, чем  восстановление сельскохозяйственного  производства. Непросто «сорвать с  мест» сельских жителей, но ещё труднее переселить горожан в деревню.

1.3 Место молодежи в социуме, как особой социально – демографической группы населения

 

Молодежь –  это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

В связи с  изменениями, происходящими в экономике  России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части  молодежи от труда, которое характеризуется  нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту. Так же к числу проблем относится неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.2

Численность молодежи на селе сократилась, так как молодые  люди предпочитают работать не в сфере  сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и в организациях.

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило  проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие  первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. В  настоящее время безработица в России достигла (по официальным данным) 2,5 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.1

Молодое поколение  в большинстве своем оказалось  без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы  практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению особо важных, по мнения молодежи, сторон жизни, налаживание обратной связи.

Отражение в  государственных документах молодежных проблем. Федеральная целевая программа "Молодежь России".

Социологические исследования фиксируют изменения, происходящие в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи, связывая их с ухудшением материального благополучия народа и резким на этом фоне обогащением отдельных групп населения.

Так, большинство  опрашиваемых в 60-е – 80-е годах  молодых людей и девушек не мыслили своей жизни без профессиональной деятельности. Опросы 2010-2011 года показывают, что 35-40 процентов молодых респондентов не стали бы работать вообще, если бы были материально обеспечены. Около 60-70 процентов молодых людей связывают мотивацию трудовой активности с деньгами и стремлением заработать их любыми способами, в том числе и противоправными.

В соответствии с Положением о Министерстве образования  и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2004 года № 280, Департамент  должен определять основные направления  политики государства по отношению к молодежи, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, Департамент, в рамках полномочий Министерства, принимает решение о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении важнейших мероприятий общероссийского уровня.

Приоритетная  цель министерства, российской образовательной  и молодежной политики - добиться активного  вовлечения молодого поколения в  социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Технологии подготовки базы для ведения  социальной работы с пожилыми людьми и молодежью в сельской местности и воплощение их на практике

2. Организация, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми

Выделим основные социально-психологические проблемы пожилых людей и рассмотрим их причины. На основании этого внесем их в таблицу и опишем пути их решения (Приложение 1).

Таким образом, отметим, что в наши дни старость не характеризуется только негативными  и пугающими представлениями  о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Проблемы, причины и решения социально-психологических проблем пожилых людей.

Проблемы

Причины

Решение

Материальные

Небольшие пенсии

На уровне государства. Соц. защита, доплаты

Одиночество

Нехватка общения, высокая смертность, потеря близких  людей

Специализированные  учреждения

Проблемы здоровья

Возраст, несвоевременное  лечение, не правильное питание

Соц. защита, доплаты, лечебные учреждения. Льготы на лекарства

Изменения в  эмоциональной сфере личности

Возрастные  изменения

Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Понижение самооценки и самоуважения

Снижение психофизических  возможностей

Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Ощущение бессодержательности  бытия.

Ограничения в  видах деятельности, желаниях, выход  на пенсию, уход из активной жизни

Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Осознание неизбежности приближения конца жизни

Потеря близких  людей, изменение стиля жизни

Психологи, Специализированные учреждения для целей общения

Информация о работе Технология социальной работы в сельской местности