Технология социальной работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов – с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей,- с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества,- все это предмет социальной работы с инвалидами.

Содержание

Введение………………………………………………….………….…........….3
Глава 1. Обзор литературы.................................................................................8
Понятие инвалидности, его виды……………………………..………....8
Социальные и медико- социальные аспекты защиты инвалидов…….12

Глава 2.Собственное исследование……………...…………..........................19
2.1. Технология социальной работы с инвалидами. Формы и методы решения проблем……………….……………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

технология курсовой проект гросс.docx

— 66.35 Кб (Скачать файл)

Социально-средовой аспект.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

Особую категорию "объектов" обслуживания социальными работниками  представляет семья, в которой имеется  инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся  в посторонней помощи. Семья такого рода является микросредой, в которой  живет нуждающийся в социальной поддержке человек. Он как бы вовлекает  ее в орбиту обостренной потребности  в социальной защите. Специально проведенным  исследованием[3] установлено, что из 200 семей с нетрудоспособными  членами в 39,6% имеются инвалиды. Для  более эффективной организации  социального обслуживания социальному  работнику важно знать причину  инвалидности, которая может быть обусловлена общим заболеванием (84,8%), связана с пребыванием на фронте (инвалиды войны — 6,3%), либо являются инвалидами с детства (6,3%). Принадлежность инвалида к той или иной группе связана с характером льгот и  привилегий. Роль социального работника  состоит в том, чтобы, опираясь на осведомленность в этом вопросе, способствовать реализации льгот в  соответствии с существующим законодательством. При подходе к организации  работы с семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, для социального  работника важно определить социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная, неполная). Значение указанных факторов очевидно, с ними связана методика работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностей семьи. Из 200 обследованных семей 45,5% были полными, 28,5% — неполными (в которых преимущественно мать и дети), в 26% — одинокие, среди которых преобладали женщины (84,6%). Оказалось, что роль социального работника как организатора, посредника, исполнителя наиболее значима для этих семей в таких сферах: морально-психологическая поддержка, медицинская помощь, социально-бытовое обслуживание. Таким образом, оказалось, что наибольшая нуждаемость в социальной защите всех обследованных семей в настоящее время группируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее уязвимые с точки зрения социальной защиты одинокие нетрудоспособные граждане нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания. Невостребованность морально-психологической поддержки семей объясняется несформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и сложившимися национальными традициями в России, с другой. Оба эти фактора взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности социального работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативных документах, квалификационной характеристике, с учетом современной ситуации важно не только выполнение организационных, посреднических функций.

Психологический аспект.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое  восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся  к категории так называемого  маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического  состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также  с имеющимся комплексом сопутствующей  соматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Психологические проблемы возникают  при изолированности инвалидов  от внешнего мира, как вследствие имеющихся  недугов, так и в результате неприспособленности  окружающей среды для инвалидов  на кресло-колясках, при разрыве  привычного общения в связи с  выходом на пенсию, при наступлении  одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических  особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это  ведет к возникновению эмоционально-волевых  расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной  политики в отношении инвалидов  и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда  на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как  показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение  проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.

Развитие социальной помощи на дому является не единственной формой социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали создаваться  так называемые Центры социального  обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые  структурные подразделения —  отделения дневного пребывания. Целью  организации таких отделений  было создание своеобразных центров  досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Анатомо-функциональный аспект.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая  выполняла бы реабилитационную функцию  и способствовала развитию реабилитационного  потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания  инвалидности предметом внимания государства  при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме  человека, а восстановление его социально-ролевой  функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении  проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном  многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному  потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать  систему комплексной многопрофильной  реабилитации, направленную на обеспечение  относительно независимой жизнедеятельности  инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром.

И, конечно же, нужна система  подготовки специалистов, владеющих  методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами  формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

Таким образом, решение этих задач позволит наполнить новым  содержанием деятельность создаваемых  в настоящее время государственных  служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

 

 

 

Заключение

Подводя итог данного курсового  проекта, хочется сказать, что инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла развитие иждивенческих тенденций.

В целях социальной защиты инвалидов принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по без барьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Технология и социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом. Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут быть отнесены формирование социальной независимости, навыков общения, проведения досуга и отдыха, занятия физкультурой и спортом, предоставление помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи. Смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г.;
  3. Федеральный Закон о «Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  4. Федеральный Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года №122-ФЗ;
  5. Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг"
  6. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. №95;
  7. Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 "Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы".
  8. Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 "Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении".
  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 г. № 535;
  10. Жарова А. В., Медико-социальная реабилитация: Курс лекций - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 136 с.
  11.    Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми М.: «Дашков и К°», 2003. — 296 с.;
  12.   Овчаренко С.А. и др. Социально-гигиеническая характеристика факторов риска инвалидизации населения активного трудоспособного возраста. В сб. научных трудов «Актуальные проблемы инвалидности». - М.: ЦИЭТИН, 2004;
  13.   Невинная И., Запишите меня в инвалиды "Российская газета" - Неделя №3746 от 15 апреля 2005 г.
  14. Васюк Ю.А. Хроническая сердечная недостаточность и депрессия: обзор / Ю.А. Васюк, Т.В. Довженко, Е.Л. Школьник // Терапевтический архив. 2007. - №10;
  15. Социальная защита населения: опыт органазационно-административной работы: Учеб. пособие.; Изд. 4-е, доп. И перераб.од ред. В.С. Кукушина. – М.-Ростов-на-Дону, 2004.
  16. Основы социальной работы. Учеб.пособие. Изд. 2-е, 2004. Профессионализация социальной работы / Отв. ред. Л.С. Малик. – Архангельск: Прморсеий госуниверситет, 2001.  26. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2004.
  17. Социальная защита населения: опыт органазационно-административной работы: Учеб. пособие.; Изд. 4-е, доп. И перераб.од ред. В.С. Кукушина. – М.-Ростов-на-Дону, 2004.
  18. Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. – М., 2000.
  19. Холостова Е. И. Социальная работа. История, теория и практика. М. 2011г.;
  20. Особенности общего контингента инвалидов в Российской Федерации / Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Чикинова Л.Н., Гришина Л.П., Тапалева Н.Д., Исаенко С.И. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2005. №4.
  21. http://www.refu.ru/refs/72/17150/1.html-Министерство социальной защиты населения Рязанской области;
  22. http://minsoc.ryazangov.ru/activities/statist/
  23. http://er.ru/- Официальный сайт партии Единая Россия;

Информация о работе Технология социальной работы с инвалидами