Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 00:07, реферат
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?
Введение
Определение и строение общества,4 сферы общества
3.Социальная структура и система общества
4.Типология общества
5.Заключение
Типология обществ
Общества являются наиболее обширным
и сложным типом социальной структуры
в современном мире. Общество –
Нередко термины “национальное государство”
и “общество” употребляют в одинаковом
смысле, но они необязательно взаимозаменяемы.
Государство – это политическая сущность,
в центре которого стоит правительство.
У многих народов мира государство объединяет
национальность и племенные группы, которые
сами по праву образуют общества. Например,
многие европейские государства включают
в себя несколько национальных групп.
В Великобритании это шотландцы, валлийцы
и англичане; в Бельгии – фламандцы и валлонцы;
в Швейцарии – немцы, итальянцы и французы.
Подобным образом, в африканских государствах
проживают не по одному десятку племен:
250 в Нигерии, 200 в Заире, 130 в Танзании. Политическое
самоопределение одной нации часто несовместимо
с политическим самоопределением другой.
Социологи создали множество классификаций
общества. Популярен, в частности, подход,
базирующийся на основном способе, с помощью
которого члены общества добывают средства
к существованию. Естественно, проблема
выживания, а именно, как обеспечить себя
пищей, одеждой и жильем, стоит перед всеми
народами. И то, как они решают эту проблему,
оказывает огромное влияние на другие
стороны их жизни.
Общества охотников и собирателей –
самая ранняя форма организованной социальной
жизни. Люди выживают благодаря охоте
и сбору съедобной пищи. Поскольку используемые
способы добывания пищи быстро сокращают
запасы животных и растений в данной местности,
люди постоянно находятся в движении.
Более того, их общество невелико и не
превышает, как правило, 50 человек. На этом
уровне развития крупные и сложные формы
социальной организации практически невозможны.
Основой для большинства взаимоотношений
являются родственные связи по крови или
браку. В таких обществах еще нет частной
собственности, постоянной армии и политической
системы.
Огороднические общества. Примерно 10 тыс.
лет назад люди научились выращивать растения,
которые служили им пищей. Они стали менее
зависимы от капризов природы, чем их предки-охотники.
Палка для рытья, а позднее мотыга стали
основой для возникновения огороднических
обществ. Люди расчищают участок земли
по подсечно-огневой технологии, выращивают
урожаи в течение двух-трех лет, а затем,
когда почва истощается, переходят на
другие участки. Более эффективные хозяйства
позволяет получать излишки – товары
и услуги сверх тех, что необходимы для
выживания. Эти излишки становятся фундаментом
для социальной стратификации; специализации
некоторых экономических, политических
и религиозных ролей; повышения значения
военных действий; возникновения более
сложных форм культурной и социальной
структуры. Даже при этом верхний предел
для большинства огороднических общин
составляет примерно 3000 человек.
Аграрные общества. Изобретение плуга
5-6 тыс. лет назад в плодородных долинах
рек Ближнего Востока стало началом революции
в сельском хозяйстве и возникновения
аграрных обществ. Плужная обработка почвы
активизирует в земле элементы плодородия,
которые в полузасушливых регионах находятся
вне досягаемости корней растений. Кроме
того, использование силы животных (например,
волов) и открытие основных принципов
металлургии в значительной мере повысили
ценность плуга. Эти нововведения обеспечили
обильные урожаи, большее количество пищи,
увеличение населения и усложнение форм
социальной организации. Со временем появились
усовершенствованные политические институты,
в которых власть концентрировалась в
руках наследных монархов. Постоянный
прогресс в производственной и военной
сферах способствовал значительному усилению
государственной власти, подконтрольной
ей территории и возникновению крупных
городов. Продукты аграрных обществ –
египетские пирамиды, дороги и акведуки
Древнего Рима, разветвленные ирригационные
системы Ближнего Востока и Китая.
Индустриальные общества. Около 250
лет назад Промышленная революция породила
индустриальные общества, производственные
и экономические системы которых базируются
на машинной технике. Феодальная экономическая
замкнутость, мелкие ремесленные мастерские
и местная торговля уступили место фабрикам
и заводам, государственным и международным
рыночным системам. По сравнению с аграрными
обществами значительно возрос уровень
грамотности населения, что привело к
увеличению количества учебных заведений.
Многие виды деятельности, прежде входившие
в обязанности семьи, перешли к другим
социальным институтам. Увеличение численности
населения, рост промышленного производства
способствовали урбанизации, сосредоточению
людей в городах. Крупные бюрократические
и официальные организации стали занимать
ведущее положение в частной и общественной
жизни, выступая в виде крупных коммерческих
компаний, союзов, университетов, больниц
и правительств.
Постиндустриальное общество. С
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию.
В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т. д.
Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.
Согласно второй типологии, общества
также делятся на два класса —
простые и сложные. Критерием
выступает число уровней
Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.
В основании третьей лежит способ
добывания средств
С земледелием связывают
В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.
Современная социология использует все
типологии, объединяя их в некоторую
синтетическую модель. Ее создателем
считают американского
Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла*. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.
В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Заключение
Изучив специализированную литературу мы выяснили что:
Общество – это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью его членов.
Развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.