Типология самоубийств по Дюргейму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:31, реферат

Краткое описание

Но разве социология может интересоваться таким явлением как «суицид»? Ведь поступок самоубийцы объясняется обыкновенно его темпераментом, характером, что определяет такая наука как психология? Но самоубийство может быть и «социально», если рассматривать явление с другой точки зрения. Если вместо того, чтобы рассматривать каждое явление отдельно, выявляя факторы, взять общее число самоубийств, совершенных данным обществом в данный промежуток времени, то можно установить, что полученная таким образом сумма не явится простой суммой независимых между собой единиц, голым собранием фактов, но что эта цифра образует новый факт sui generis, имеющий свое внутреннее единство и свою индивидуальность, а значит, свою особую природу, важную для социологических исследований.

Содержание

Введение……………………………………………….................3
Типология самоубийств:
Эгоистическое самоубийство………………………………4
Альтруистическое самоубийство………………...................5
Аномичное самоубийство………………………………….6
Ситуационные факторы самоубийств…………………….9
Социальные причины суицида ………………………….12
Статистика самоубийств в России………………………18
Заключение…………………………………………...................20
Список использованной литературы………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Самоубйство.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

Если бы аномия проявлялась всегда, как в предыдущих случаях, в виде перемежающихся приступов и острых кризисов, то, конечно, время от времени  она могла бы заставить колебаться социальный процент самоубийств, но не была бы его постоянным и регулярным фактором. Существует между тем определенная сфера социальной жизни, в которой  аномия является хроническим явлением - коммерческий и промышленный мир.

Можно сказать, аномическое самоубийство является отличным от всех других типом суицида. Разница заключается в том, что данный тип зависит от характера связи между индивидами и обществом, но не от того способа, каким эта связь регламентируется. Эгоистическое самоубийство проистекает оттого, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое - вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой; третий, только что установленный нами вид определяется беспорядочной, неурегулированной человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Ситуационные факторы самоубийств.

Такие серьезные стрессовые ситуации, как болезнь, экономические неурядицы, смерть близких или семейные проблемы часто превосходят возможности защитных механизмов человека. В результате кризиса жизни возникает отчаяние и беспомощность.

Таким образом, ситуационные факторы часто приводят к суицидальной реакции. Можно выявить следующие ситуационные факторы, способствующие суициду:

1. Риск суицида высок  у людей с недавно выявленной  хронической прогрессирующей болезнью, например, рассеянным склерозом или СПИДом. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности. Болезнь, вынуждающая человека постоянно приспосабливаться к новым неблагоприятным переменам, приводит к гораздо большему стрессу; в этих условиях ряд больных решают скорее совершить самоубийство, чем позволить болезни поставить последнюю точку

2. Экономические неурядицы,  с которыми сталкивается человек,  затрагивают нечто большее, чем  просто кошелек. Несомненно, они  порождают проблемы, связанные с  едой, одеждой или жильем. Но при  этом ставится под вопрос компетентность  попавших в финансовые передряги. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не сложилась. Будущее кажется им крайне неопределенным, а самоубийство рассматривается как приемлемое разрешение ситуационной дилеммы.       

3. Со смертью любимого  человека жизнь уже никогда  не станет прежней. Разрушается привычный стереотип семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсивное горе. В течение многих  месяцев после похорон наблюдаются отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства, все больше охватывающее чувство  вины, идеализация потери, апатия, а также враждебное отношение к готовым помочь друзьям и родственникам. Человек отказывается видеть одиночество и пустоту в жизни. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые или реальные проступки, допущенные по отношению к покойному.

4. По многим обстоятельствам  развод и семейные конфликты могут восприниматься как события более тяжелые, чем смерть. Если человек умирает, то этому существуют рациональные («У него был рак») или религиозные объяснения («Бог дал, Бог взял»). При разводе разумные или сверхъестественные трактовки кажутся лишенными оснований. Они особенно не удовлетворяют, если в ситуацию вовлекаются дети и возникают проблемы с их опекой и воспитанием, которые приходится решать на фоне бессознательного чувства вины, поражения или мести. Возникающие проблемы оказывают глубокое психотравмирующее влияние, как на родителей, так и на детей. Исследования показывают, что многие люди, в конце концов, кончающие собой, воспитывались в неполной семье.

Таким образом, можно классифицировать причины суицида:

1. Лично-семейные конфликты,  в том числе развод; болезнь,  смерть близких; одиночество;  неудачная любовь; оскорбления со  стороны окружающих; половая несостоятельность.

2. Состояние здоровья, в  том числе психические заболевания;  соматические заболевания; уродства.

3. Конфликты, связанные  с работой или учебой, в том  числе конфликты на работе; неуспехи  в учебе.

4. Материально-бытовые трудности.

Стрессовая ситуация делает людей более восприимчивыми к  самоубийству. В это время нечто происходит как внутри, так и вокруг них. В кризисных обстоятельствах они утрачивают все перспективы и ориентиры, и под угрозой оказывается их выживание. Прогнозы на будущее кажутся мрачными и безнадежными.

Показательны  выводы Российского Федерального суицидологического центра об изменении мотивов самоубийств: если в 80-е годы они лежали в сфере  семейных взаимоотношений, то в 90-е  годы решающее значение приобрели такие  факторы, как безработица, долговременные невыплаты заработной платы, хроническое  безденежье, алкоголизм, то есть факторы, обусловленные ухудшением общей социально-экономической обстановки в стране, неуверенность в завтрашнем дне.

Суициды под воздействием этих причин - есть порождение глубокого  общего кризиса, поразившего российское общество. Применяя терминологию Э. Дюркгейма, большую часть из них можно  классифицировать как анемические  самоубийства, вызванные ценностно-нормативным  кризисом в обществе или аномией.

Именно накопление аномии в российском обществе - глубинная  причина резкого роста самоубийств  и убийств, всех форм отклоняющегося поведения, скачка смертности в трудоспособном возрасте, роста психических и социально обусловленных заболеваний. В этом - объяснение распространенности проявления обеих противоположных форм сознания анемической личности: с одной стороны - чувства беспомощности, изоляции, пустоты, отсутствие моральной цели; с другой - вседозволенность, потеря ответственности, ориентация на сиюминутные выгоды, эгоцентризм и политический экстремизм.

Итак, наиболее важными  для понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические  и психологические причины, разрушающие  личность человека, его "я". Исторически  сложившиеся политические, экономические  и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере влияют на кривую роста самоубийств.

Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с  его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным  звеном в решении вопроса "быть или не быть" является сам человек, от силы его личности зависит, как  поведет он себя в кризисном психическом  состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.

III.Социальные причины суицида.

Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к  суицидальным попыткам. Среди них  и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей  Земли, и загрязнение окружающей среды, накопление определенных морских  воздушных масс, циклонов и антициклонов, но наиболее ценными для понимания  самоубийства являются социальные, социально-психологические  и психологические причины, разрушающие  личность человека, его “я”.

Непосредственные  причины, толкнувшие человека на отказ  от жизни, как правило, тесно связаны  с его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным  звеном в решении вопроса “быть  или не быть” является сам человек, от силы его личности зависит, как  поведет он себя в кризисном психическом  состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с  проблемой самоубийства, - это временная  перспектива. Поиск причин суицида  нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность  будущего часто явный признак  или причина стремления к самоуничтожению.

Связь “общество” - “микросоциум” - “я”  во временном пространстве “прошлое - настоящее - будущее” в большей  или меньшей степени можно  проследить во всей истории общественного  развития человека. Есть, по крайней  мере, два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами.

В первом случае общество в определенных ситуациях  как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных  кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В  голодные годы старики ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко  жертвы приносились ради прекращения  войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных  действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов. Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти “повелителя” - жёны и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями.

Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного поощрения” суицидов стало достоянием историков и  этнографов, но обычаи прошлого то и  дело вплетаются в современность.

Другим  видом самоубийств, непосредственно  связанным с социальными причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей  или конкретного индивида по независимым  от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что суицид становиться  одним из реальных путей избавления от страданий. “Нужда и безработица”, “бесплодность и беспросветность  борьбы за существование” - эти слова  стали штампами и уже давно  связываются с причинами самоубийств. Известно, что в целом экономическое  положение общества очень сильно отражается на кривой суицидов. Другие социальные причины более опосредованно  влияют на добровольный уход из жизни. Существует мнение, что в технически высокоразвитых странах вероятность  самоубийств резко возрастает, также  процент самоубийств в городах  в 2 раза больше, чем в сельской местности. В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда  и дифференциацию различных слоев  общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение “винтика” в  огромной машине цивилизации, не обладающего ценностью собственной жизни.

Во  время же войн и революций, когда  наблюдается действие механизма  переноса накопленной агрессии против своего “я” на других людей, принадлежащих  к “лагерю врагов”, кривая самоубийств  ползет вниз. С другой стороны практически  невозможно подсчитать количество людей  добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в  военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся  покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды истории  является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых  случаев не является предметом изучения.

Одна  из главных тенденций, прослеживающихся в процессе развития общества, это  связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь  четко просматривается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах. Потеря же надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов.

Особенно  сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем  перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийц.

Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно  связывающих прошлое и настоящее  в жизни общества, является религия. Не даром одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждает самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление  практически не встречается в  странах исповедующих мусульманскую  религию. В иудаизме также подчеркивается ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни правоверным  евреям разрешалось преступать все  религиозные законы, кроме отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств  первых христиан - мучеников, стремящихся  таким образом предстать перед  лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни, который действует  и по сей день.

В настоящее  время влияние религии, как регулирующего  суицид фактора, значительно меньше, а изменения в общественной жизни  приобретают все более скоротечный  характер, в результате чего различные  слои и социальные группы оказываются  в различных неравных условиях, которые  могут рассматриваться как предпосылки  к суицидальному поведению современной  молодежи и более старшего поколения.

Старшее поколение, как известно, самая главная  группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая самоубийств, за исключением лишь некоторых стран, медленно нарастает у слабого  пола и резко взмывает вверх к  концу жизни у мужчин. Это легко  объясняется: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние  тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции “социально активной старости”. Даже, несмотря на негативные установки  церкви, старикам иногда представлялось право решать, сражаться ли с нарастающей  лавиной хворей и недугов или  уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах - недаром существование  ядовитых трав рассматривалось, как  доказательство доброты Провидения - они давали возможность старикам умереть быстро и безболезненно. Но с другой стороны, люди, которые  смогли полностью сказать старости “да” и принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в общественной волне утери прежних жизненных ценностей и печальных напоминаний об эпохе 30-х годов и Отечественной Войны. Старость не стремиться к бурным переменам, и консерватизм стариков давно уже стал притчей во языцех и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им дополнительные дозы положительных эмоций. Тем более, что многие из стариков не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и домочадцев у благотворного для старости тепла семейного очага, становиться понятным, что эта социальная группа на данном этапе отнюдь не стремиться выйти из зоны повышенного суицидального риска.

Информация о работе Типология самоубийств по Дюргейму