Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:12, реферат
В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Для практических и научных целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие. В настоящее время существует множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики.
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ТИПЫ 1
СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ 2
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ 7
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 9
СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 10
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 11
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 12
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 12
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 13
Оглавление
Понятие общества, его признаки и типы 1
Социальные и исторические типы обществ 2
Понятие социально-исторического развития 5
Эволюционные типы обществ 7
Гражданское общество 9
Современное гражданское общество 10
Правовое государство 11
Социальное государство 12
Современное Россиское общество 12
Этапы развития современного Российского общества 13
В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Для практических и научных целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие.
В настоящее время существует мно
Назовем распространенные в научной литературе основания, выбранные для классификации:
Понятие общества, его признаки и типы
В социологии существуют различные
трактовки понятия «общество».
В целом признавая, что общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, социологи по- разному рассматривали вопрос о том, что же конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности, основанной на солидарности как «коллективном сознании» и противостоящей природному эгоизму; М. Вебер — в социальных, т.е. ориентированных на других, действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон — в согласованности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз — в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.
Структурная сложность и
вместе с тем целостность общества
Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение. Основными элементами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей (естественные: семья, род, народ, класс, нация, а также искусственные: политические партии, движения, профсоюзы и др.) и их институты. Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими и играет свою специфическую роль. При этом общество как социальная система функционирует и развивается по собственным законам и имеет следующие специфические черты:
носит всеохватывающий характер, включает в себя все социальные группы;
выражает и согласовывает интересы всех членов;
осуществляет социализацию членов общества;
является независимым, само определяет содержание своей деятельности, вырабатывает принципы и нормы своего функционирования;
регулирует поведение
людей путем выработки
общество многослойно и многосферно. Основными сферами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная (культурная).
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В основе типологии обществ могут быть различные критерии. Так, Огюст Конт, опираясь на знаменитый «закон трех стадий развития человеческого ума», выделяет теологическую, метафизическую и позитивную фазы общественного развития.
Герберт Спенсер разделяет общества военного и промышленного типов, Эмиль Дюркгейм пишет об обществах, основанных на механической и органической солидарности.
Немецкий социолог Фердинанд Теннис главное внимание уделяет разграничению двух основных типов обществ — до промышленного, традиционного (Гемайншафт — сельская, крестьянская община) и современного промышленно-городского (Гезельшафт).
Марксизм в основу классификации обществ положил способ производства материальных благ, характер производственных отношений и разделил все общества на пять основных общественно-экономических формаций, - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая социализм как ее первую фазу).
Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.
Сегодня довольно широко распространено
(Д. Белл, А. Турен, У. Ростоу, Р. Арон и
др.) деление обществ
Существует великое множество
других типологий обществ. Отметим,
что ни одна из указанных или подобных
классификаций обществ не может
считаться единственно
Социальные и исторические типы обществ
В истории социальной мысли существовало очень много типологий обществ. Как мы показали выше, типологизация — это самый простой и эффективный способ конкретного изложения своего понимания общества. Именно поэтому почти каждый значительный философ или социолог предлагает собственную типологию.
У К. Маркса типология обществ основывается на принципе естественноисторического подхода, согласно которому все общества без исключения рано или поздно проходят одни и те же фазы развития, которые и составляют элементы его типологии. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различаются общества первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое.
В типологиях, построенных
на принципе наличия письменности,
все общества делятся на бесписьменные,
или дописьменные, т.е. обладающие языком,
но не имеющие письменности, и письменные,
владеющие алфавитом и
Типология может строиться также на основе господствующей в обществах религии (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).
У типологизации общества долгая история. Мыслители Просвещения выделяли такие состояния общества, как «дикость», «варварство» и «цивилизация». Для Ш. Монтескье эта схема была скорее географической, чем исторической. Темпоральное измерение ей придали А. Тюрго, А. Смит и Ж. Кондорсе.
Собственно социологические
типологии существуют со времени
возникновения социологии как самостоятельной
науки. Основатель социологии О. Конт предложил
трехчленную стадиальную
стадия военного господства, соответствующая теологической стадии духовного развития общества;
стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией;
стадия промышленной цивилизации, соответствующая позитивной стадии общественного сознания.
В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ, идущего от простого к сложному, от элементарного общества к все более дифференцированному. В развитии обществ Спенсер видел составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой степенью однородности, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество достигает высшего полюса — индустриального общества, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие. Спенсер не настаивал на обязательном единообразном линейном развитии всех обществ. Он писал, что социальные типы не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам.
Классификации классического периода развития социологии отличаются от описанных выше. Главное отличие в том, что в этот период социологи уже сознавали специфичность и нередуцируемость социальной реальности и свою задачу видели в том, чтобы объяснить ее исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, как на раннем этапе, а исходя из нее самой и ее внутренних закономерностей, не присущих порядку природы.
Так, Э. Дюркгейм стремился
найти «исходную клетку»
Классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основан на представлении об обществе не столько как о продукте солидарности, сколько как о результате борьбы за власть и удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы правителя — харизмы. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерациональное и не требует особой системы управления. Современному обществу, по Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.
Типология Ф. Тенниса построена
на довольно искусственном различении
общины (Gemeinschaft) и общества (Gesell- schaft).
Под общиной он понимает любую
социальную организацию, основанную на
эмоциональных и родственных
отношениях, объединяющих людей на
бессознательном уровне, и на традиционных
связях, поддерживаемых и культивируемых
сознательно. Это отношения и
связи родственников, соседей и
духовно или религиозно близких
людей. Исторически община как тип
традиционной и патриархальной социальной
организации намного более
Типологии середины XX в. характеризуются преимущественно тем, что все они по-своему отражают отношение авторов к основной проблеме эпохи — существованию двух полярных систем общественной организации и перспективам их сосуществования. Большинство этих типологий содержит идею, что марксистская схема естественно-исторического развития неверна или верна лишь в относительных пределах и что современное капиталистическое общество вышло из той фазы развития, на которой оно ощущало влияние этой схемы. В то время сила марксистского видения истории была еще так велика, что даже западные мыслители были вынуждены с ней считаться и вести полемику с оглядкой на ее непререкаемость. Так авторы социальных типологий середины XX в. показывали, что угроза тотальной революции прошла, капитализм приобрел «человеческое лицо», воплотившееся в облике «постиндустриального общества», которое раз и навсегда вышло из марксистской схемы. Такие типологии можно разделить на две группы.