Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Понятие общества…………………………………………………………...4
Типы обществ………………………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………12
Введение
На разных этапах развития общества, связанных
либо с возрождением и строительством
государства, либо с развитием науки, а,
следовательно, и промышленного производства,
либо с возникновением новых социальных
групп и классов, возникают и новые формы
собственности. Однако все они являются
производными двух основных форм: частной
и общественной.
На протяжении веков представители различных
философских школ и направлений доказывали
преимущества той или иной формы собственности,
не соотнося свои выкладки с таким понятием
как «типы общества». И только в конце
XIX века развертывается дискуссия о двух
типах общества. Определенность каждого
общества, специфика его способа производства
общественной жизни складываются веками.
А потому отношения между членами этого
общества, между социальными группами
и социальными институтами оттачиваются
в ходе длительного исторического развития.
Предпосылки различения типов общества,
а также соответствующих им отношений
раскрываются в работах Г. Гегеля, классиков
марксизма, находят отражение в работах
Э. Дюркгейма, А. Бергсона и далее у К. Поппера,
Э. Фромма, С. Хантингтона и др. Э. Дюркгейм
называет эти общества «архаичным» и «капиталистическим»,
А. Бергсон называет их «открытым» и «закрытым»
обществами, а К. Поппер-соответственно
«индивидуалистическим» и «коллективистским».
Отечественные философы: Н.А. Бердяев,
А.А. Богданов, Н.Н. Алексеев, B.C. Степин,
А.А. Ивин, Л.Г. Олех, A.M. Ковалёв, Н.М. Чуринов
и др. также различают типы общества в
своих работах. Существенный вклад в понимание
различения обществ внесли и российские
экономисты-народники, такие, как В.П. Воронцов,
Н.Ф. Даниельсон, С.Н. Южаков, которые выступали
с резкой критикой насаждения капиталистического
строя в России как непригодного для неё
способа производства.
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
Общество – группа людей, создавшаяся
благодаря целенаправленной и разумно
организованной совместной деятельности,
причём члены такой группы не объединены
столь глубоким принципом, как в случае
подлинной общности. Общество покоится
на конвенции, договоре, одинаковой направленности
интересов. Индивидуальность отдельного
человека гораздо меньше изменяется под
воздействием его включённости в общество,
чем в зависимости от включённости в общность.
Часто под обществом подразумевают сферу,
лежащую между индивидом и государством.
После попыток объяснения сути
понятия «общество» в древности (Аристотель)
и в средние века (Августин и Фома Аквинский)
вопрос этот стал, в особенности 1 18 века
политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение
которой пытался дать Конт в своей социологии;
поэтому общество стало предметом рассмотрения
и центральным пунктом новой науки – социологии1.
В самом широком понимании общество
изучаемое социологией, выступает как социальность
вообще, как социум, или особый род бытия в мире.д
Существуют различные толкования
общества: субъектное, которое рассматривает
общество как особый самодеятельный коллектив
людей;
деятельное, которое полагает,
что обществом следует считать не столько сам
коллектив, сколько процесс коллективного
бытия людей; организационное, которое
рассматривает общество как институциональную
систему устойчивых связей между взаимодействующими
людьми и социальными группами.
Общество как предельно широкое понятие
для обозначения той части материального
мира, которая обособилась от природы
и определённым образом взаимодействует
с нею. Это обособление состоит в следующем:
в отличие от стихийных природных сил
в центре общественного развития стоит
человек, обладающий сознанием и волей.
Природа же существует и развивается по
своим собственным, не зависящим от человека
и общества законам. В этом смысле обществом
называют совокупность всех форм объединения
и способов взаимодействия людей как между
собой, так и с природным окружающим их
миром.
Это последнее определение рассматривается
в этой работе как основное.
Типы обществ
Традиционное общество —
общество, которое регулируется традицией.
Сохранение традиций является в нём более
высокой ценностью, чем развитие. Общественный
уклад в нём характеризуется жёсткой сословной
иерархией, существованием устойчивых
социальных общностей (особенно в странах
Востока), особым способом регуляции жизни
общества, основанном на традициях, обычаях.
Данная организация общества стремится
сохранить в неизменном виде социокультурные
устои жизни. Традиционное общество - аграрное
общество.
Для
традиционного общества, как правило,
характерны:
• традиционная экономика
• преобладание аграрного уклада;
• стабильность структуры;
• сословная организация;
• низкая мобильность;
• высокая смертность;
• низкая ожидаемая продолжительность
жизни.
Традиционный человек воспринимает мир
и заведенный порядок жизни как нечто
неразрывно-целостное, холистичное, священное
и не подлежащее изменению. Место человека
в обществе и его статус определяются
традицией (как правило — по праву рождения).
В традиционном обществе преобладают
коллективистские установки, индивидуализм
не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных
действий может приводить к нарушению
заведённого порядка, проверенного временем).
В целом для традиционных обществ характерно
преобладание коллективных интересов
над частными, в том числе примат интересов
имеющихся иерархических структур (государства,
клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная
дееспособность, сколько то место в иерархии
(чиновничьей, сословной, клановой и т.
д.), которое занимает человек.
Традиционные общества, как правило, авторитарны
и не плюралистичны. Авторитаризм необходим,
в частности, для пресечения попыток несоблюдения
традиций или их изменения.
В
традиционном обществе, как правило, преобладают
отношения перераспределения, а не рыночного
обмена, а элементы рыночной экономики
жёстко регулируются. Это связано с тем,
что свободные рыночные отношения повышают
социальную мобильность и изменяют социальную
структуру общества (в частности, разрушают
сословность); система перераспределения
может регулироваться традицией, а рыночные
цены — нет; принудительное перераспределение
препятствует «несанкционированному»
обогащению/обеднению как отдельных людей,
так и сословий. Преследование экономической
выгоды в традиционном обществе зачастую
морально осуждается, противопоставляется
бескорыстной помощи.
В
традиционном обществе большинство людей
всю жизнь живет в локальном сообществе
(например деревне), связи с «большим обществом»
довольно слабые. При этом родственные
связи, напротив, очень сильны.
Мировоззрение (идеология) традиционного
общества обусловлено традицией и авторитетом.
Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе
и в результате индустриализации, развития
машинного производства, возникновения
адекватных ему форм организации труда,
применения достижений научно-технологического
прогресса. Характеризуется массовым,
поточным производством, механизацией
и автоматизацией труда, развитием рынка
товаров и услуг, гуманизацией экономических
отношений, возрастанием роли управления,
формированием гражданского общества.[1].
Индустриальное общество — это общество,
основанное на промышленности с гибкими
динамичными структурами, для которого
характерны: разделение труда и рост его
производительности, высокий уровень
конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского
ресурса и человеческого капитала, развитие
гражданского общества и систем управления
всех уровней, широкое развитие средств
массовой коммуникации, высокий уровень
урбанизации и рост качества жизни.
Индустриальное общество возникает в
результате промышленной революции.
Происходит перераспределение рабочей
силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает
с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости
населения в промышленности до
80-85 %, так же происходит прирост городского
населения.
Доминирующим фактором производства становится
предпринимательская деятельность. Впервые
ввел предпринимательский ресурс в качестве
ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер[2]. В результате научно-технической революции индустриальное
общество трансформируется в постиндустриальное общество[3].
Постиндустриальное общество- социальная форма, вырабатывающаяся
и определяющаяся в процессе эволюции
и преобразования общества индустриального;
соответствует характеру и уровню развития
многих стран Западной Европы и Северной
Америки в конце XX столетия.
В середине XIX в. К. Маркс
предложил свою типологию общества, которая
исходит из первенствующей роли способа
производства в определении общественно-экономической
формации, обуславливающей тип общества.
Согласно этой типологии человечество
в своей истории последовательно пережило
четыре формации: первобытнообщинную,
рабовладельческую, феодальную и капиталистическую.
Все эти типы общества в своем историческом
развитии представляли собой не более
как предысторию подлинно человеческого
социального устройства. Только с началом
созидания пятого типа общества - коммунистического,
считает марксизм, человечество вступает
в свою подлинную историю, ибо в таком
обществе высшей целью и вместе с тем высшей
ценностью станет развитие и саморазвитие
человека как личности.
Во второй половине
XIX - начале XX вв. в западной теоретической
социологии сложилась иная типология
обществ. Трудами О. Конта, Г. Спенсера,
Э. Дюркгейма, А. Тойнби и др. социологов
утверждалась идея о двух основных типах
общества - традиционном (военном) и индустриальном
(промышленном). Согласно этой типологии,
традиционное общество отличается аграрным
укладом экономической жизни, малоподвижными
социальными структурами, основанными
на традиции способом социально-политической
и социокультурной регуляции, низкими
темпами развития производства. В отличие
от него, промышленное общество представляет
такой тип организации общественной жизни,
где индустриальное производство - основа
экономической жизни, где предприниматель
одновременно и собственник и главный
субъект управления производством, где
производственная деятельность базируется
не на традиции, а на достижениях науки,
приводящей, благодаря своим техническим
применениям, к машинному производству,
фабричной организации и дисциплине труда,
рациональной системе хозяйства со свободной
торговлей и общим рынком.
Постиндустриальное общество характеризуется
следующими признаками:
• в экономике преобладает сектор, связанный
с производством знаний, обработкой и
рас-пространением информации;
• доля продаж технической информации
в общем объеме внешней и внутренней торговли
превышает доли продукции аграрного, добывающего
и обрабатывающего секторов эконо-мики;
• доля населения страны, занятого в создании,
обработке и распространении информации,
превышает численность рабочей силы, занятой
в сельском хозяйстве и промышленности;
• формируется глобальная сеть телекоммуникаций,
а также Интернет.
Согласно классификации Д. Белла, постиндустриальный
тип общества начал складываться в последние
десятилетия ХХ в. в США, Японии, ряде стран
Западной Европы. Главным звеном в системе
общественного производ-ства становится
труд, направленный на получение, обработку
и хранение информации. Для этого общества
характерно развитие техники на основе
научных достижений. В рамках постиндустри-ального
типа общественной организации впервые
взамен отношений человека с природой
выходят отношения между людьми.
Заключение
Представление
об обществе как едином организме явилось
результатом длительного развития философской
мысли. Представление о системности в
природе и в обществе возникло еще в античной
философии в виде обшей концепции об упорядоченности,
целостности бытия. Проблему системности
общественной жизни наиболее активно
разрабатывали такие крупнейшие мыслители
XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс,
Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.
Ими было определено содержание основных
для решения данной проблемы понятий и
категорий. Под «элементом» или «частью»
общества понимается мельчайшая частица
системы или их совокупность; в качестве
элементов и частей общества могут выступать
те или иные социальные субъекты, отношения,
институты. Составляющие общество элементы,
части, подсистемы весьма многообразны,
многокачественны, иерархичны.
Список использованной литературы
- http://wikipedia.ru
- http://www.grandars.ru
- http://www.univer5.ru
- Глинчикова, А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество - к вопросу о соотношении понятий / А.Г. Глинчикова // Вопр. философии. 2004.
- Анурин В.Ф. Основы социологических
знаний - Нижний Новгород, 1998