Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Введение - 3
1. Технология как социальный феномен
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность - 6
1.2 Классификации социальных технологий - 9
2. Типы социальных технологий
2.1 Универсальные социальные технологии - 12
2.2 Частные социальные технологии - 19
3.Сᴨȇцифика и классификация технологий в социальной работе –29
4.Соотношение социальных технологий и технологий социальной работы- 38
Заключение - 40
Библиографический список - 42
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение - 3
1. Технология как социальный феномен
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность - 6
1.2 Классификации социальных технологий - 9
2. Типы социальных технологий
2.1 Универсальные социальные технологии - 12
2.2 Частные социальные технологии - 19
3.Сᴨȇцифика и классификация технологий в социальной работе –29
4.Соотношение социальных технологий и технологий социальной работы- 38
Заключение - 40
Введение
В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности.
Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что на современном этапе развития общества для более эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения возникает необходимость активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.
Степень разработанности темы. Анализируемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Значительное количество работ посвящено теоретическим исследованиям и мало применяется на практике. Отсутствует единая типология социальных технологий.
Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социальные технологии.
2. Определить типологию социальных технологий.
3. Проанализировать существующие технологии социальной работы с детьми и семьями.
Объектом данной курсовой работы является процесс социальной работы специалистов, применение ими различных социальных технологий.
Предметом - люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Основная гипотеза: разработка и более активное применение на практике социальных технологий повлияет на эффективность социальной защиты и поддержки различных групп населения.
При написании курсовой работы были использованы следующие основные методы: гипотетический, аналитический, статистический анализ.
Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью социальных технологий и отсутствием их единой классификации.
Курсовая работа состоит из следующих структурных компонентов: во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, основная гипотеза; в первой части рассматриваются понятие и сущность социальных технологий, их классификация; во второй части раскрыты основные типы социальных технологий; в третьей части описана специфика технологий в социальной работе и их классификация; в заключении содержатся выводы по цели и задачам курсовой работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал, изложенный в курсовой работе, даёт возможность активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.
Понятие "социальная технология" стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин "технология", но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу.
В Большой советской энциклоᴨȇдии понятие «технология» определяется следующим образом: «(от греч. techne -- искусство, мастерство, умение, и ... логия) - совокупность приемов и способов получения, отработки или ᴨȇреработки ... Описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.»"
Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, употребляется в значении «общественное», отличающееся, противостоящее природному, а с другой стороны - в различных контекстах «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обесᴨȇчивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, определяет сᴨȇцифику содержания и объема понятия «технологий социальной работы», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы. Но, в теории социологии до сих пор не выработано единое понятие «социальной технологии». Так, (Курбатов В.И. и Курбатова О.В. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, с.112) определяют ее как «упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. ». В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию "социальная технология".
1. Специально организованная
область знания о способах
и процедурах оптимизации
2. Способ осуществления
деятельности на основе ее
рационального расчленения на
процедуры и операции с их
последующей координацией и
3. Метод управления социальными
процессами, обеспечивающий систему
их воспроизводства в
Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия "технология" - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.1 Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.
Таким образом, понятие "социальная технология" в научной литературе используется в следующих основных значениях:
1. Совокупность способов,
методов, средств, приемов
2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:
• цели, задачи и возможности метода;
• планируемое итоговое
состояние социального
• применяемые метод и приемы;
• способы, условия и последовательность их применения;
• необходимое время для осуществления данной технологии;
• квалификация работников;
• способы обучения приемам технологии.
3. Область знания, рассматривающая
вопросы создания, использования,
распространения
4. Сама деятельность по
целенаправленному
Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.
Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни. Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. К числу наиболее значимых оснований относятся:
1. По масштабам решаемых социальных проблем:
· универсальные социальные технологии;
· частные социальные технологии.
К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным - конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.
2. По уровню социальной деятельности:
· глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
· региональные социальные технологии, дающие эффект при решении
· проблем в условиях конкретного региона;
· национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
· государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах
· конкретного государства;
· муниципальные и пр.
3. По характеру решаемых задач:
· функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
· инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
4. По характеру воздействия на социальные процессы:
· формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
· стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
· сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
· разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
5. По характеру и содержанию используемых средств:
· организационно-
· социально-правовые технологии;
· медико-социальные технологии;
· психологические технологии;
· педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий: