Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 02:43, доклад
Изо дня в день, мы общаемся с разными людьми. Для кого-то в общении большую роль играет национальность человека, его социальное положение, внешний вид, а для кого-то это не самое главное. А главное то, что он просто человек, равнодостойная личность. Тема моего выступления «Толерантность в молодежной среде» и для того чтобы понять сущность, уровень и особенность проявления толерантности среди нашей молодежи, необходимо четко определить значение самого термина «толерантность».
Толерантность в молодежной среде
Изо дня в день, мы общаемся с разными людьми. Для кого-то в общении большую роль играет национальность человека, его социальное положение, внешний вид, а для кого-то это не самое главное. А главное то, что он просто человек, равнодостойная личность.
Тема моего выступления «Толерантность в молодежной среде» и для того чтобы понять сущность, уровень и особенность проявления толерантности среди нашей молодежи, необходимо четко определить значение самого термина «толерантность»
Толерантность - терпимость друг к другу.
Толерантность – это Дом, в котором живет Уважение.
В социологическом
В настоящее время проблема формирования толерантности в молодежной среде становится все более актуальной. Особенно это касается такого полиэтничного региона как Дальний Восток и Еврейская Автономная область.
Многонациональность – это историческая действительность Еврейской автономной области и нашего города в частности. А потому факт негативного отношения к людям других национальностей у нас здесь, вызывает особую тревогу.
Особенно большую
Но, тем не менее, сегодня возникла настоятельная потребность в формировании терпимости молодежи друг к другу, и особенно к людям разных национальностей, поскольку Российская Федерация – многонациональное государство. И основным направлением деятельности, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, является борьба с экстремизмом.
Давайте разберемся, что же это такое.
Экстремизм – это крайняя форма отсутствия толерантности, протеста против общественных норм (в том числе проявляющаяся в форме насилия)
В нашем городе на данный момент явных конфликтов нет, но делать выводы, что все спокойно нельзя. Необходимо быть готовыми ко всему.
На мой взгляд, например, не менее злободневной, в студенческой среде была и остается проблема взаимоотношений богатых и бедных. Учащиеся, особенно младших курсов большое внимание уделяют внешнему виду и достатку окружающих их сокурсников, что впоследствии всегда приводит к образованию небольших подгрупп в уже сформированных группах. Нередки в данном случае различные конфликтные ситуации.
Однако несмотря на актуальность проблемы экономической толерантности в молодежной среде сегодня можно говорить о том, что со временем, с возрастом, мнение многих подростков меняется если не на более уважительное, то на терпимое.
Уровень толерантности
определяется через систему
Чтобы не быть голословной я хотела бы представить вашему вниманию результаты социологического опроса, который был проведен в нашем техникуме среди студентов.
При проведенном нами исследовании больше всего учащихся 78 % имеют невысокий уровень толерантности. Это объясняется невозможностью самостоятельно увидеть многие проявления культурной дискриминации в повседневной жизни и непониманием людей чем-то отличающихся. У 13 % опрошенных выявился высокий уровень толерантности. И, наконец, 9 % - имеют невысокий уровень интолерантности. Это характеризуется тем, что эти люди признают права других на культурные отличия и декларируют принцип расового и религиозного равенства лишь на словах. Такая позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии и презумпции вины другого человека. Человек легко навешивает ярлыки типа: «недостойный уважения» или «опасный» абсолютно не желая разобраться в сути волнующих его вопросов.
Выяснилось, что 98% учащихся знают, что в конституции России закреплено равенство всех людей вне зависимости от национальности, вероисповедания или расы, хотя 24% учащихся отмечают, что никогда не читали Конституцию.
38% опрошенных не знакомы с
понятием ксенофобия. 24% учащихся
не знают, кто такой
Блок вопросов касался мигрантов и беженцев, жителей Кавказа, цыган. 10% неправильно понимают, кто такие мигранты и беженцы. В целом отношение опрошенных к мигрантам положительное. 90% (знают кто такие мигранты (фраза только для презентации) отметили, что это люди, которые вынуждены по политическим и экономическим причинам покинуть свое жильё. Только один из опрошенных считает кавказцев злобными, постоянно воюющими террористами.
Цыган учащиеся считают народом с самобытной древней культурой, свободолюбивыми, имеющими свои традиции. 10% учащихся считают цыган попрошайками и торговцами наркотиками.
На вопрос «Как вы обычно относитесь к тому, что в вашем городе живут люди другой национальности или религии?» 26% учащихся ответили, что это хорошо.
Среди аргументов встречались такие: «все имеют право жить, где хочется», «это интересно», «есть с кем общаться», «в этом много плюсов: общаясь с людьми другой национальности, можно изучить языки».
12% учащихся относятся к
51% сказали, что им все равно,
объяснив позицию тем, что их
это «не волнует», « я не
обращаю на них внимания», «
6% признались, что сами проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства.
Делая вывод можно с уверенностью сказать, что проблема не в отсутствии толерантности среди наших студентов, а банальном незнании сути вопроса. Большинство опрошенных попросту не смогли дать объяснение термину толерантность. Важнейшей сферой жизнедеятельности человека является культура, семейные и межличностные отношения, поведение в обществе.
Уровень толерантности личности, отдельной социальной группы или общества в целом, во многом обуславливает социально-психологический настрой, который выступает как важнейший критерий духовного развития.
Давайте посмотрим правде в глаза и обратим внимание на духовное развитие сегодняшней молодежи. На первое место по воспитанию «духовности» можно по праву поставить средства массовой информации. Проявление агрессии и жестокости во многих сферах жизни, отсутствие нравственных идеалов, рост популярности силовых видов спорта и, конечно же, отсутствие, пожалуй, самого главного – общечеловеческих ценностей, таких как семья, родители, труд, добро, любовь, дружба, дом, Родина.
Все это показывает, что современное социальное окружение оказывает сильное влияние на формирование черт жестокости и агрессии у молодежи. Эти черты впоследствии приводят к возникновению различных молодежных субкультур – это мир внутри мира. Это свои законы, своя структура, своя жизнь. Вакуумная жизнь.
Чаще всего студентов
Однако, по мнению многих опрошенных, молодежные субкультуры не так уж безобидны. Отталкивает агрессивность, фанатизм, вражда с представителями других субкультур. Представлено и резко отрицательное отношение к молодежным субкультурам, как идущим против общественных норм и ценностей и представляющим опасность для других членов общества.
Лишь небольшая часть
Смысл толерантности как взаимодействия местного населения с иными этническими группами в целом, и отдельными их представителями в частности, понимается как путь к уважению и принятию новых членов общества, их этнокультурного и этносоциального своеобразия.
Другими словами, в данном случае необходимо не отстраняться и ждать самостоятельного разрешения какого-либо конфликта а, наоборот, сделать все, чтобы сблизить и примирить.
Нашими студентами, входящими в состав студенческого самоуправления, совместно с преподавателями и психологом техникума была разработана модель службы примирения.
Программа примирения – это добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы), которая организуется для обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации и составлению примирительного договора. Как вы можете видеть, принцип модели довольно прост:
Ведущий – это как правило нейтральный посредник, пользующийся несомненным авторитетом и в равной степени поддерживающий обе стороны (обидчика и жертву) организует переговоры, помогает им наладить диалог и разобраться в случившемся.
Цель службы примирения – содействие профилактике правонарушений среди студентов нашего техникума через формирование культуры в молодежной среде. И в завершении своего выступления я хотела бы сказать следующее:
Край, город, область, поселок — все это наш дом. Чувство родины, понимание того, что Россия — не случайное нагромождение территорий и племен, а живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, просит ответственного подхода и практических шагов по приобщению к всечеловеческой культуре, какой является российская культура.
Жить без насилия, без жестокостей, без экстремизма, разрешать возникающие конфликты без применения силы, быть терпимыми к тем, кто отличается внешним видом, имеет другие взгляды, привычки, увлечения, религию. Вот основа толерантности.
Научный руководитель
Выступающий