Толкотт Парсонс и его теория функционализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:31, реферат

Краткое описание

Толкотт Парсонс (1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия».
Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по двум направлениям:
1) попытка разработать теоретическую схему «социального поведения» в рамках теории социального действия, в которой психологизировал социологические проблемы.
2) разработка общеметодологических принципов и понятийного аппарата социологии.

Содержание

1. Общество
2. Социальный порядок в обществе
3. Функционализм
3.1 Социальные системы
3.2 Социальные институты
4. Социальное действие
5. Социальный контроль
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Толкотт Парсонс и его теория.docx

— 35.13 Кб (Скачать файл)

Толкотт Парсонс и его теория

 

 

 

Содержание

1. Общество

2. Социальный порядок в обществе

3. Функционализм

3.1 Социальные  системы

3.2 Социальные  институты

4. Социальное действие

5. Социальный контроль

Заключение

Список литературы     

 

 

 

    Толкотт Парсонс (1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия».

Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по  двум  направлениям:

1) попытка разработать теоретическую схему «социального поведения» в  рамках теории социального  действия,  в  которой  психологизировал  социологические проблемы. 

2)  разработка  общеметодологических  принципов   и   понятийного аппарата социологии.

 

1. Общество

 

   Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных  элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие  социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит,  по Парсонсу,  эволюционный  характер  и   описывается   с   помощью   категорий дифференциации   (неизбежно   возникающей   и    прогрессивно    нарастающей неоднородности внутри  системы)  и  интеграции  (росту  целостности  системы благодаря  появлению  и   упрочению   новых   взаимодополняющих   связей   и координации между частями). Парсонс различает три типа общества:

1.  примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

2. промежуточный, связанный с появлением письменности,  социального расслоения,   выделения культуры   в самостоятельную   область человеческой деятельности;

3.  современный,  характерной чертой  которого  является  отделение правовой системы от религиозной,  формирование  административной бюрократии, рыночной экономики и  демократической  избирательной системы.

   Согласно Парсонсу, в основе  всех  закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме  общественного  сознания,  прежде  всего психологических и этических явлений — изменения ценностей, норм,  обычаев  и. т. д.

  «Ядром общества как системы является  структурированный нормативный порядок, посредством которого  организуется  коллективная  жизнь  популяции. Как    порядок,    он    содержит     ценности,     дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила,  причем  все должно  соотноситься  с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным.  Он  задает  понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к  обществу и не принадлежащими к нему. [6]»

 

2. Социальный порядок  в обществе

 

      Итак,  Парсонс  выступает как сторонник «социального   порядка»   и

обосновывая его как «естественную  форму» общества.  (Впервые с этой  идеей

выступил Конт).  Порядок  по  Парсонсу  — это доминирование общественного

согласия (консенсуса) над  социальным конфликтом. Он предлагает  два  способа

достижения согласия в  обществе:

      1. Социолизация — общественные  ценности  передаются  от  поколения к

поколению, что является механизмом передачей ценностей.  При  всем  различии

форм  статус  взрослого  во   всех   обществах   предполагает   определенную

автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги  в  некотором

контексте  коллективной  организации.  В результате  долгого  эволюционного

процесса  в  современных  обществах  эти  услуги  институционализируются   в

основном   в   виде   профессиональной   роли    в    рамках    специфически

функционирующего коллектива или бюрократической организации. В любом  случае

первичное функциональное отношение  между взрослыми индивидами и  обществами,

в которых они живут, связано  с тем вкладом в общество,  который  они  вносят

посредством своих услуг, а также с тем  удовлетворением  и  теми  наградами,

которые они получают  за  это.  В  достаточно  дифференцированных  обществах

способность  к  производству  услуг  становится  источником   движения   для

общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия  достигнута,  мы  можем

говорить об услугах как  о продукте экономического  процесса,  доступном  для

«потребления» в неэкономических  контекстах.

      2.  Создания  разнообразных  механизмов  социального   контроля,   т.е.

общественный контроль над  человеком  и  его  поведением.  В  силу  указанной

территориальной   взаимосвязи   места   жительства,   работы,    религиозной

деятельности,  политической  организации   и   других   различных   факторов

поддержание нормативного порядка  не может быть отделено от  территориального

контроля  над  поведением.  Функция  управления  должна  включать   в   себя

ответственность  за  сохранение   территориального   единства   нормативного

порядка общества. Этот императив  имеет  и  внутренний,  и  внешний  аспекты.

Первый касается условий  навязывания  общих  норм  и  облегчения  выполнения

существенных функций  различными подразделениями  общества.  Второй  касается

предотвращения  разрушительного  вмешательства  не  людей,   не   являющихся

членами  данного  общества.   Из   наличия   органических   потребностей   и

потребностей в месте  проживания следует, что  оба  указанных  аспекта  имеют

нечто общее: последним  средством  предотвращения  разрушительного  действия

является  использование  физической  силы.  Использование  силы  возможно  в

различных формах, особенно таких, как защита территории  от  внешнего  врага

или  помещение  правонарушителей  в  места  лишения  свободы   (заключения).

Контроль  или  нейтрализация  организованного  использования  силы  являются

одной  из  функциональных   потребностей   при   поддержании   социетального

сообщества.  В   более   высокодифференцированных   обществах   это   всегда

предполагает некоторую  степень  правительственной  монополизации  социальной

организованной силы.

 

3. Функционализм

 

      Парсонс развивает эти идеи  на  основе  принципов функционализма  в

социологии. «Понятие функции  употребляется  в  более  общем  и  нейтральном

значении «последствий», которые могут или не  могут быть  намеренными или

признанными  и  которые  могут или не  могут положительно  способствовать

социальной  системе.  [2.  стр.  289]  »  Согласно  разработанным  принципам

существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его  ролью

в  поддержании  “равновесия”.  ««Равновесие»  является  основным   понятием,

которое вводит Парсонс, т.к. социальная система имеет тенденцию сохранить

состояние внутреннего единства  или  гармонии  или  же  тенденцию  сохранить

равновесие. [2 стр. 290] »

      Главная  проблема, которую  пытается  решить  Парсонс  — это проблема

удержания общества в данном стабильном  состоянии.  Общество,  по  Парсонсу,

всегда стремится к  состоянию некоего «абсолютного равновесия», а  социальные

конфликты и борьба тенденций  представляют явления «болезни»  общества.

      Можно выделить  основные положения функционального  подхода Парсонса:

      1) социальные  системы ориентированы на стабильность;

      2) социальные  системы интегрированы;

      3) социальные  системы основываются на согласии;

      4) социальная  жизнь  включает  необходимость   социального  контроля  и

обязанностей личности;

      5) основой  социальной жизни являются нормы  и ценности;

      6)  социальная  жизнь  зависит  от   сотрудничества,   взаимодействия,

солидарности.

 

3.1 Социальные системы

 

      Парсонс полагал, что ни одна социальная система, будь то общество  или

индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

         o приспособление к окружающей среде (адаптация);

         o формулирование целей и мобилизация ресурсов  для их  достижения

           (целеполагание);

         o поддержание внутреннего единства и упорядоченности,  пресечение

           возможных отклонений (интеграция);

         o     обеспечение     внутренней     стабильности,     равновесия,

           самотождественности системы (латентность — поддержание образца).

      В связи  с этим Парсонс выделяет самостоятельных  системы,  которые,  в

свою очередь, призваны решить эти проблемы. Биологические  функции  дыхания,

пищеварения,  движения   и   обработки   информации   являются   основаниями

дифференцированных  систем  органов,  каждый  из   которых   специализирован

применительно к потребности  тех или иных отношений между  организмом  и  его

окружающей средой. Парсонс использует этот  принцип для построения  своего

анализа социальных систем. Итак, он выделял три системы:

      1. Духовная  система общества

      2. Экономическая  система общества

      3. Политическая  система общества

      Эти системы  различаются по функциям, но главенствующую  роль он отдавал

духовной  системе,  так  как  именно  она   ориентирована   на   поддержание

устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного  сознания,  на

разрешение конфликтов.

      Экономическая  система помогает адоптации общества к окружающей  среде,

создает материальные блага  необходимые  человеку  для  преодоления  внешней

среды. Можно сказать, что  создает  комфорт  для  индивида  и  удовлетворяет

биологические и  психологические  нужды  достаточной  части  членов  данного

общества.

      Политическая  система  должна  обеспечивать   интеграцию   (сохранения

внутреннего  единства)  общества  и  эффективность   его   функционирования.

Политическая деятельность – это есть координация всех аспектов  общественной

жизни. Политические структуры  также  связаны  с  организацией  коллективного

действия  для  достижения  коллективно  важных   целей   или   на   широкой,

охватывающей все общество основе, или  на  более  узкой  базе,  определенной

территориально или функционально.

 

3.2 Социальные институты

 

      Парсонс понимает общество как систему, которая находится в окружающей

природной  среде  и  которая,  как  и  любая  другая  система,  стремится  к

самосохранению,  то  есть  к  поддержанию   внутри   себя   неких   основных

параметров,  определяющих  организованность  этой  системы.  Сохранить  себя

можно  только  постоянно  преодолевая  хаотические  воздействия  со  стороны

среды, а для этого общество создаёт  внутри  себя  сложную  и  разветвленную

структуру подсистем, а внутри подсистем — структуру  социальных  институтов.

Из этого видно, что  Парсонс  отстаивал структурно-функциональный  подход  к

изучению общества.

      Каждая  система содержит социальные  институты: так, у экономики   это  -

капиталистические  фирмы,  а  у  политики  —  государственные  учреждения  и

институты гражданского общества. Что же  касается  человека,  то  каждый  из

нас, как только он включается в любой социальный  институт,  начинает  вести

себя в  соответствии  с  определёнными  правилами  (которые  частично  имеют

формальное, а частично —  неформальное выражение). Эти  «правила  игры»  тоже

определяются  той  функцией,  которую  мы  совершаем  уже  в  рамках  своего

социального института (её-то Парсонс и называет  социальной  ролью).  Таким

образом,  через  свой  собственный  социальный  институт  мы   вовлечены   в

деятельность  всего  общества  в  целом,   которая   имеет   своей   задачей

самосохранение, и точно  так же  каждый  социальный  институт  претендует  на

«выживание»  уже  в  социальной  среде  (а  человек   —   на   благополучное

существование уже в рамках социальных институтов).

 

4. Социальное действие

 

      Парсонс  говорит,  что общество  связывают не  только  экономические

отношения, но и то, что  делает возможным эти отношения, а именно:  «общность

ценностей людей и  взаимное  соблюдение  правил  социального  поведения.  [3

стр.120]» Так он выделял  элементарное социальное  действие,  для  объяснения

которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального  действия  от

физического и биологического заключается прежде всего в:

         o символичности (наличии таких механизмов регуляции действия,  как

           язык, традиции, ценности и др.)

         o нормативности (что указывает на  зависимость индивидуального

           поведения от принятых в данном  обществе правил и норм)

         o волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального

           действия от субъективных определений  ситуаций).

      Основные   элементы   социального    действия:    ситуация,    условия

деятельности, деятель, цели, нормы, правила  поведения,  способы  достижения

целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет  свою  функцию.

Социальное действие должно  быть  целенаправленно  и  обладает  субъективным

значением.  Ситуацией  могут  быть  разнообразные  физические,   культурные,

социальные факторы, которые  актуальны на данный момент. Тот,  кто  действует

Информация о работе Толкотт Парсонс и его теория функционализма