Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:25, реферат
Цель данной работы: дать общую характеристику, изучить развитие традиционного общества.
На основании цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть различные способы типологии обществ;
- охарактеризовать традиционное общество;
- дать представление о развитие традиционного общества;
- выявить проблемытрансформации традиционного общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Типология обществ в современной науке………………………………...
2. Общая характеристика традиционного общества
3. Развитие традиционного общества
4. Трансформация традиционного общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«Владимирский
Государственный Университет
(ВлГУ)
Кафедра: Административное право и Таможенное дело.
Реферат по дисциплине»Социология» на тему
«Традиционный тип общества»
Выполнила: студентка ТМД(к)-311
Колмогорцева Кристина
Проверила: Юдина
Владимир,2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
1. Типология обществ в современной науке………………………………...
2. Общая характеристика традиционного общества
3. Развитие традиционного общества
4. Трансформация традиционного общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение.
Актуальность проблемы традиционного
общества продиктована глобальными изменениями
в мировоззрении человечества. Цивилизационные
исследования сегодня являются особенно
острыми и проблемными. Мир колеблется
между процветанием и нищетой, личностью
и цифрой, бесконечным и частным. Человек
по-прежнему ищет подлинное, потерянное
и сокровенное. Налицо «усталая» генерация
смыслов, самозамкнутость и нескончаемое
ожидание: ожидание света с Запада, хорошей
погоды с Юга, дешевых товаров из Китая
и нефтяной прибыли с Севера. Современное
общество требует инициативных молодых
людей, способных найти "себя" и своё
место в жизни, восстановить русскую духовную
культуру, нравственно стойких, социально
адаптированных, способных к саморазвитию
и непрерывному самосовершенствованию.
Основные структуры личности закладываются
в первые годы жизни. А значит на семью
возлагается особая ответственность по
воспитанию таких качеств у подрастающего
поколения. И эта проблема становится
особо актуальной на данном современном
этапе.
Возникшая естественным путём, «эволюционная»
человеческая культура включает в себя
важный элемент - систему общественных
отношений, основанную на солидарности
и взаимовыручке. Множество исследований,
да и обыденный опыт - показывают, что люди
стали людьми именно благодаря тому, что
преодолевали эгоизм и проявляли альтруизм,
далеко выходящий за рамки краткосрочных
рациональных расчетов. А что главные
мотивы такого поведения носят иррациональный
хаpактеp и связаны с идеалами и движениями
души - это мы видим на каждом шагу.
В основе культуры традиционного
общества лежит понятие «народ» - как надличностная
общность, обладающая исторической памятью
и коллективным сознанием. Отдельный человек,
элемент таких - народа и общества, представляет
собой «соборную личность», средоточие
множества человеческих связей. Он всегда
включен в солидарные группы (семьи, деревенской
и церковной общины, трудового коллектива,
пусть даже шайки воров – действующих
по принципу «Один за всех, все за одного»).
Соответственно, преобладающие отношения
в традиционном обществе – типа служения,
выполнения долга, любви, заботы и принуждения.
Присутствуют и акты обмена, по большей
части, не имеющие характера свободной
и эквивалентной купли-продажи (обмена
равными стоимостями) - рынок регулирует
лишь небольшую часть традиционных общественных
отношений. Поэтому, общей, всеобъемлющей
метафорой общественной жизни в традиционном
обществе является «семья», а не, например,
«рынок». Современные ученые считают,
что 2/3 населения земного шара в большей
или меньшей степени имеет в своем образе
жизни черты традиционных обществ. Что
же такое традиционные общества, когда
они возникли и чем характеризуется их
культура?
Цель данной работы: дать общую характеристику, изучить развитие традиционного
общества.
На основании цели были поставлены следующие
задачи:
- рассмотреть различные способы
типологии обществ;
- охарактеризовать традиционное
общество;
- дать представление о развитие
традиционного общества;
- выявить проблемытрансформации традиционного
общества.
3.Развитие традиционного
общества
В экономическом отношении традиционное
общество основано на сельском хозяйстве.
При этом такое общество может быть не
только землевладельческим, как общество
древнего Египта, Китая или средневековой
Руси, но и основанном на скотоводстве,
как все кочевые степные державы Евразии
(Тюркский и Хазарский каганаты, империя
Чингисхана и т.д.). И даже на рыбной ловле
в исключительно богатых рыбой прибрежных
водах Южного Перу (в доколумбовой Америке).
Характерным для доиндустриального традиционного общества является господство
редистрибутивных отношений (т.е. распределения
в соответствии с общественным положением
каждого), которые могут выражаться в самых
разных формах: централизованное государственное
хозяйство древнего Египта или Месопотамии,
средневекового Китая; русская крестьянская
община, где редистрибуция выражается
в регулярных переделах земли по количеству
едоков и т.д. Однако не следует думать,
что редистрибуция является единственно
возможным способом хозяйственной жизни
традиционного общества. Она доминирует,
но рынок в той или иной форме всегда существует,
а в исключительных случаях может даже
приобретать ведущую роль (самым ярким
примером является хозяйство античного
Средиземноморья). Но, как правило, рыночные
отношения ограничивается узким кругом
товаров, чаще всего предметов престижа:
средневековая европейская аристократия,
получая все необходимое в своих поместьях,
покупала в основном украшения, пряности,
дорогое оружие породистых лошадей и т.п.
В социальном отношении традиционное
общество куда более разительно отличается
от современного нам. Самой характерной
чертой этого общества является жесткая
привязанность каждого человека к системе
редистрибутивных отношений, привязанность
сугубо личная. Это проявляется во включенности
каждого в какой-либо коллектив, осуществляющий
эту редистрибуцию, и в зависимости каждого
от «старших» (по возрасту, происхождению,
общественному положению), которые стоят
«у котла». Причем переход из одного коллектива
в другой чрезвычайно затруднен, социальная
мобильность в этом обществе очень низка.
При этом, ценно не только положение сословия
в общественной иерархии, но и сам факт
принадлежности к нему. Здесь можно привести
конкретные примеры – кастовые и сословные
системы стратификации.
Каста (как в традиционном индийском обществе,
например) - это замкнутая группа людей,
занимающая строго определенное место
в обществе. Это место очерчивается многими
факторами или признаками, главные из
которых:
· традиционно наследуемая профессия,
род занятий;
· эндогамия, т.е. обязанность
заключать браки лишь внутри своей касты;
· ритуальная чистота (после контакта
с «низшими» необходимо проходить целую
процедуру очищения).
Сословие представляет собой общественную
группу с наследственными правами и обязанностями,
закрепленными обычаями и законами. Феодальное
общество средневековой Европы, в частности,
делилось на три основных сословия: духовенство
(символ - книга), рыцарство (символ - меч) и крестьянство (символ - плуг). В России до революции 1917 г. было шесть сословий. Это
- дворяне, духовенство, купцы, мещане,
крестьяне, казаки.
Регламентирование сословного бытия было
на редкость жестким, вплоть до мелких
обстоятельств и незначительных деталей.
Так, по «Жалованной грамоте городам» 1785 г. российские купцы первой
гильдии могли ездить по городу в карете,
запряженной парой лошадей, а купцы второй
гильдии - только в коляске парою. Сословное
деление общества, как, впрочем, и кастовое,
освящалось и закреплялось религией: у
каждого своя судьба, свой удел, свой угол
на этой земле. Оставайся там, куда поместил
тебя Бог, возвышение - проявление гордыни, одного
из семи (по средневековой классификации)
смертных грехов.
Другим важнейшим критерием социального
деления можно назвать общину в самом
широком смысле этого слова. Имеется в
виду не только крестьянская соседская
община, но и ремесленный цех, купеческая
гильдия в Европе или купеческий союз
на Востоке, монашеский или рыцарский
орден, русский общежительный монастырь,
воровские или нищенские корпорации. Эллинский
полис можно рассматривать не столько
как город-государство, сколько как гражданскую
общину. Человек вне общины - изгой, отверженный, подозрительный,
враг. Поэтому изгнание из общины было
одним из самых страшных наказаний в любом
из аграрных обществ. Человек рождался,
жил и умирал привязанным к месту жительства,
занятиям, окружению, в точности повторяя
образ жизни своих предков и будучи абсолютно
уверенным, что его дети и внуки пройдут
тот же путь.
Отношения и связи между людьми в традиционном
обществе были насквозь пронизаны личной
преданностью и зависимостью, что вполне
понятно. При том уровне технологического
развития только непосредственные контакты,
личная причастность, индивидуальная
вовлеченность могли обеспечить движение
знаний, навыков, умений от учителя к ученику,
от мастера к подмастерью. Движение это,
отметим, имело форму передачи тайн, секретов,
рецептов. Решалась тем самым и определенная
социальная задача. Так, присяга, которой
в средние века символически ритуально
скреплялись отношения между вассалами
и сеньорами, по-своему уравнивала участвующие
стороны, придавая их взаимосвязи оттенок
простого покровительства отца сыну.
Политическое устройство подавляющего
большинства доиндустриальных обществ
определяется в большей степени традицией
и обычаем, нежели писаным законом. Власть
могла обосновываться происхождением,
масштабом контролируемого распределения
(земельного, продуктового, наконец, водного
на Востоке) и подкрепляться божественной
санкцией (вот почему так высока роль сакрализации,
а часто - прямого обожествления фигуры
правителя).
Чаще всего государственный строй общества
был, разумеется, монархическим. И даже
в республиках древности и средневековья
реальная власть, как правило, принадлежала
представителям немногих знатных родов
и основывалась на названных принципах.
Как правило, для традиционных обществ характерно
слияние феноменов власти и собственности
при определяющей роли власти, то есть
располагающий большей властью, обладал
и реальным контролем над существенной
частью находившейся в совокупном распоряжении
общества собственностью. Для типично
доиндустриального общества (за редким
исключением) власть - это собственность.
На культурную жизнь традиционных обществ
решающее влияние оказало именно обоснование
власти традицией и обусловленность всех
общественных отношений сословными, общинными
и властными структурами. Традиционное
общество характеризуется тем, что можно
было бы назвать геронтократией: чем старше,
тем умнее, чем древнее, тем совершеннее,
чем глубже, тем истинное.
Традиционное общество холистично. Оно
выстроено или организовано как жесткое
целое. И не просто как целое, а как явно
превалирующее, доминирующее целое.
Коллектив представляет собой социально-онтологическую,
а не ценностно-нормативную реальность.
Последней оно становится тогда, когда
начинает пониматься и приниматься как
общее благо. Будучи тоже холистичным
по своей сути, общее благо иерархически
завершает систему ценностей традиционного
общества. Наряду с другими ценностями
оно обеспечивает единение человека с
другими людьми, придает смысл его индивидуальному
существованию, гарантирует некий психологический
комфорт.
В античности общее благо отождествлялось
с потребностями и тенденциями развития
полиса. Полис - это город или общество-государство.
Человек и гражданин в нем совпадали. Полисный
горизонт античного человека был одновременно
и политическим и этическим. За его пределами
ничего интересного уже не предполагалось - одно варварство. Грек, гражданин
полиса, воспринимал государственные
цели как свои собственные, видел в благе
государства собственное благо. С полисом,
его существованием он связывал свои надежды
на справедливость, свободу, мир и счастье.
В Средние века в качестве общего и высшего
блага выступает Бог. Он - источник всего благого, ценного
и достойного в этом мире. По образу и подобию
его создан сам человек. От Бога и вся власть
на земле. Бог - конечная цель всех человеческих
устремлений. Высшее благо, на которое
способен поземному грешный человек- это любовь к Богу, служение Христу.
Христианская любовь - это любовь особая: богобоязненная,
страдательная, аскетически-смиренная.
В ее самозабвении много презрения к самому
себе, к мирским радостям и удобствам,
достижениям и успехам. Сама по себе земная
жизнь человека в религиозной ее интерпретации
лишена всякой ценности и цели.
В дореволюционной России с ее общинно-коллективным
образом жизни общее благо обрело вид
русской идеи. Самая популярная ее формула
включала в себя три ценности: православие,
самодержавие и народность.
Историческое бытие традиционного общества
отличается неспешностью. Границы между
историческими стадиями «традиционного»
развития едва различимы, отсутствуют
резкие сдвиги и радикальные толчки.
Производительные силы традиционного
общества развивались медленно, в ритме
кумулятивного эволюционизма. Отсутствовало
то, что экономисты называют отложенным
спросом, т.е. способностью производить
не ради насущных потребностей, а ради
будущего. Традиционное общество брало
от природы ровно столько, сколько нужно,
и ничего сверх того. Его экономику можно
было бы назвать природосберегающей.
\
4.Трансформация традиционного общества
Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».
В древности изменения
В то же время, с древних времен
существовали общества, которые нельзя
назвать вполне традиционными. Отход
от традиционного общества был связан,
как правило, с развитием торговли.
К этой категории относят греческие
города-государства, средневековые
самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.
Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.
Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.
В период трансформации традиционного
общества в нём может усиливаться автори
Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.
Мнения о необходимости (и степени)
трансформации традиционного