Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:25, реферат
Цель данной работы: дать общую характеристику, изучить развитие традиционного общества. 
 
На основании цели были поставлены следующие задачи: 
 
-  рассмотреть различные способы типологии обществ; 
 
-  охарактеризовать традиционное общество; 
 
-  дать представление о развитие традиционного общества; 
 
- выявить проблемытрансформации традиционного общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 
1. Типология обществ в современной науке………………………………...
2. Общая характеристика традиционного общества
3. Развитие традиционного  общества
4. Трансформация традиционного  общества
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Министерство образования и науки РФ
Федеральное  
государственное бюджетное 
Высшего профессионального образования
«Владимирский 
Государственный Университет 
(ВлГУ)
Кафедра: Административное право и Таможенное дело.
Реферат по дисциплине»Социология» на тему
«Традиционный тип общества»
Выполнила: студентка ТМД(к)-311
Колмогорцева Кристина
Проверила: Юдина
Владимир,2011
СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
 1. Типология обществ в современной науке………………………………...
2. Общая характеристика традиционного общества
3. Развитие традиционного общества
4. Трансформация традиционного общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА 
Введение.  
 
Актуальность проблемы традиционного 
общества продиктована глобальными изменениями 
в мировоззрении человечества. Цивилизационные 
исследования сегодня являются особенно 
острыми и проблемными. Мир колеблется 
между процветанием и нищетой, личностью 
и цифрой, бесконечным и частным. Человек 
по-прежнему ищет подлинное, потерянное 
и сокровенное. Налицо «усталая» генерация 
смыслов, самозамкнутость и нескончаемое 
ожидание: ожидание света с Запада, хорошей 
погоды с Юга, дешевых товаров из Китая 
и нефтяной прибыли с Севера. Современное 
общество требует инициативных молодых 
людей, способных найти "себя" и своё 
место в жизни, восстановить русскую духовную 
культуру, нравственно стойких, социально 
адаптированных, способных к саморазвитию 
и непрерывному самосовершенствованию. 
Основные структуры личности закладываются 
в первые годы жизни. А значит на семью 
возлагается особая ответственность по 
воспитанию таких качеств у подрастающего 
поколения. И эта проблема становится 
особо актуальной на данном современном 
этапе. 
 
Возникшая естественным путём, «эволюционная» 
человеческая культура включает в себя 
важный элемент - систему общественных 
отношений, основанную на солидарности 
и взаимовыручке. Множество исследований, 
да и обыденный опыт - показывают, что люди 
стали людьми именно благодаря тому, что 
преодолевали эгоизм и проявляли альтруизм, 
далеко выходящий за рамки краткосрочных 
рациональных расчетов. А что главные 
мотивы такого поведения носят иррациональный 
хаpактеp и связаны с идеалами и движениями 
души - это мы видим на каждом шагу.  
 
            В основе культуры традиционного 
общества лежит понятие «народ» - как надличностная 
общность, обладающая исторической памятью 
и коллективным сознанием. Отдельный человек, 
элемент таких - народа и общества, представляет 
собой «соборную личность», средоточие 
множества человеческих связей. Он всегда 
включен в солидарные группы (семьи, деревенской 
и церковной общины, трудового коллектива, 
пусть даже шайки воров – действующих 
по принципу «Один за всех, все за одного»). 
Соответственно, преобладающие отношения 
в традиционном обществе – типа служения, 
выполнения долга, любви, заботы и принуждения. 
Присутствуют и акты обмена, по большей 
части, не имеющие характера свободной 
и эквивалентной купли-продажи (обмена 
равными стоимостями) - рынок регулирует 
лишь небольшую часть традиционных общественных 
отношений. Поэтому, общей, всеобъемлющей 
метафорой общественной жизни в традиционном 
обществе является «семья», а не, например, 
«рынок». Современные ученые считают, 
что 2/3 населения земного шара в большей 
или меньшей степени имеет в своем образе 
жизни черты традиционных обществ. Что 
же такое традиционные общества, когда 
они возникли и чем характеризуется их 
культура? 
 
Цель данной работы: дать общую характеристику, изучить развитие традиционного 
общества. 
 
На основании цели были поставлены следующие 
задачи: 
 
-  рассмотреть различные способы 
типологии обществ; 
 
-  охарактеризовать традиционное 
общество; 
 
-  дать представление о развитие 
традиционного общества; 
 
- выявить проблемытрансформации традиционного 
общества.
3.Развитие традиционного 
общества 
 
 В экономическом отношении традиционное 
общество основано на сельском хозяйстве. 
При этом такое общество может быть не 
только землевладельческим, как общество 
древнего Египта, Китая или средневековой 
Руси, но и основанном на скотоводстве, 
как все кочевые степные державы Евразии 
(Тюркский и Хазарский каганаты, империя 
Чингисхана и т.д.). И даже на рыбной ловле 
в исключительно богатых рыбой прибрежных 
водах Южного Перу (в доколумбовой Америке).  
 
Характерным для доиндустриального традиционного  общества является господство 
редистрибутивных отношений (т.е. распределения 
в соответствии с общественным положением 
каждого), которые могут выражаться в самых 
разных формах: централизованное государственное 
хозяйство древнего Египта или Месопотамии, 
средневекового Китая; русская крестьянская 
община, где редистрибуция выражается 
в регулярных переделах земли по количеству 
едоков и т.д. Однако не следует думать, 
что редистрибуция является единственно 
возможным способом хозяйственной жизни 
традиционного общества. Она доминирует, 
но рынок в той или иной форме всегда существует, 
а в исключительных случаях может даже 
приобретать ведущую роль (самым ярким 
примером является хозяйство античного 
Средиземноморья). Но, как правило, рыночные 
отношения ограничивается узким кругом 
товаров, чаще всего предметов престижа: 
средневековая европейская аристократия, 
получая все необходимое в своих поместьях, 
покупала в основном украшения, пряности, 
дорогое оружие породистых лошадей и т.п. 
 
В социальном отношении традиционное 
общество куда более разительно отличается 
от современного нам. Самой характерной 
чертой этого общества является жесткая 
привязанность каждого человека к системе 
редистрибутивных отношений, привязанность 
сугубо личная. Это проявляется во включенности 
каждого в какой-либо коллектив, осуществляющий 
эту редистрибуцию, и в зависимости каждого 
от «старших» (по возрасту, происхождению, 
общественному положению), которые стоят 
«у котла». Причем переход из одного коллектива 
в другой чрезвычайно затруднен, социальная 
мобильность в этом обществе очень низка. 
При этом, ценно не только положение сословия 
в общественной иерархии, но и сам факт 
принадлежности к нему. Здесь можно привести 
конкретные примеры – кастовые и сословные 
системы стратификации. 
 
Каста (как в традиционном индийском обществе, 
например) - это замкнутая группа людей, 
занимающая строго определенное место 
в обществе. Это место очерчивается многими 
факторами или признаками, главные из 
которых:  
 
·        традиционно наследуемая профессия, 
род занятий;  
 
·        эндогамия, т.е. обязанность 
заключать браки лишь внутри своей касты;   
 
·          ритуальная чистота (после контакта 
с «низшими» необходимо проходить целую 
процедуру очищения). 
 
Сословие представляет собой общественную 
группу с наследственными правами и обязанностями, 
закрепленными обычаями и законами. Феодальное 
общество средневековой Европы, в частности, 
делилось на три основных сословия: духовенство 
(символ - книга), рыцарство (символ - меч) и крестьянство (символ - плуг). В России до революции 1917 г. было шесть сословий. Это 
- дворяне, духовенство, купцы, мещане, 
крестьяне, казаки. 
 
Регламентирование сословного бытия было 
на редкость жестким, вплоть до мелких 
обстоятельств и незначительных деталей. 
Так, по «Жалованной грамоте городам» 1785 г. российские купцы первой 
гильдии могли ездить по городу в карете, 
запряженной парой лошадей, а купцы второй 
гильдии - только в коляске парою. Сословное 
деление общества, как, впрочем, и кастовое, 
освящалось и закреплялось религией: у 
каждого своя судьба, свой удел, свой угол 
на этой земле. Оставайся там, куда поместил 
тебя Бог, возвышение - проявление гордыни, одного 
из семи (по средневековой классификации) 
смертных грехов. 
 
Другим важнейшим критерием социального 
деления можно назвать общину в самом 
широком смысле этого слова. Имеется в 
виду не только крестьянская соседская 
община, но и ремесленный цех, купеческая 
гильдия в Европе или купеческий союз 
на Востоке, монашеский или рыцарский 
орден, русский общежительный монастырь, 
воровские или нищенские корпорации. Эллинский 
полис можно рассматривать не столько 
как город-государство, сколько как гражданскую 
общину. Человек вне общины - изгой, отверженный, подозрительный, 
враг. Поэтому изгнание из общины было 
одним из самых страшных наказаний в любом 
из аграрных обществ. Человек рождался, 
жил и умирал привязанным к месту жительства, 
занятиям, окружению, в точности повторяя 
образ жизни своих предков и будучи абсолютно 
уверенным, что его дети и внуки пройдут 
тот же путь. 
 
Отношения и связи между людьми в традиционном 
обществе были насквозь пронизаны личной 
преданностью и зависимостью, что вполне 
понятно. При том уровне технологического 
развития только непосредственные контакты, 
личная причастность, индивидуальная 
вовлеченность могли обеспечить движение 
знаний, навыков, умений от учителя к ученику, 
от мастера к подмастерью. Движение это, 
отметим, имело форму передачи тайн, секретов, 
рецептов. Решалась тем самым и определенная 
социальная задача. Так, присяга, которой 
в средние века символически ритуально 
скреплялись отношения между вассалами 
и сеньорами, по-своему уравнивала участвующие 
стороны, придавая их взаимосвязи оттенок 
простого покровительства отца сыну. 
 
Политическое устройство подавляющего 
большинства доиндустриальных обществ 
определяется в большей степени традицией 
и обычаем, нежели писаным законом. Власть 
могла обосновываться происхождением, 
масштабом контролируемого распределения 
(земельного, продуктового, наконец, водного 
на Востоке) и подкрепляться божественной 
санкцией (вот почему так высока роль сакрализации, 
а часто - прямого обожествления фигуры 
правителя). 
 
Чаще всего государственный строй общества 
был, разумеется, монархическим. И даже 
в республиках древности и средневековья 
реальная власть, как правило, принадлежала 
представителям немногих знатных родов 
и основывалась на названных принципах. 
Как правило, для  традиционных обществ характерно 
слияние феноменов власти и собственности 
при определяющей роли власти, то есть 
располагающий большей властью, обладал 
и реальным контролем над существенной 
частью находившейся в совокупном распоряжении 
общества собственностью. Для типично 
доиндустриального общества (за редким 
исключением) власть - это собственность. 
 
На культурную жизнь традиционных обществ 
решающее влияние оказало именно обоснование 
власти традицией и обусловленность всех 
общественных отношений сословными, общинными 
и властными структурами. Традиционное 
общество характеризуется тем, что можно 
было бы назвать геронтократией: чем старше, 
тем умнее, чем древнее, тем совершеннее, 
чем глубже, тем истинное. 
 
Традиционное общество холистично. Оно 
выстроено или организовано как жесткое 
целое. И не просто как целое, а как явно 
превалирующее, доминирующее целое. 
 
Коллектив представляет собой социально-онтологическую, 
а не ценностно-нормативную реальность. 
Последней оно становится тогда, когда 
начинает пониматься и приниматься как 
общее благо. Будучи тоже холистичным 
по своей сути, общее благо иерархически 
завершает систему ценностей традиционного 
общества. Наряду с другими ценностями 
оно обеспечивает единение человека с 
другими людьми, придает смысл его индивидуальному 
существованию, гарантирует некий психологический 
комфорт. 
 
В античности общее благо отождествлялось 
с потребностями и тенденциями развития 
полиса. Полис - это город или общество-государство. 
Человек и гражданин в нем совпадали. Полисный 
горизонт античного человека был одновременно 
и политическим и этическим. За его пределами 
ничего интересного уже не предполагалось - одно варварство. Грек, гражданин 
полиса, воспринимал государственные 
цели как свои собственные, видел в благе 
государства собственное благо. С полисом, 
его существованием он связывал свои надежды 
на справедливость, свободу, мир и счастье. 
 
В Средние века в качестве общего и высшего 
блага выступает Бог. Он - источник всего благого, ценного 
и достойного в этом мире. По образу и подобию 
его создан сам человек. От Бога и вся власть 
на земле. Бог - конечная цель всех человеческих 
устремлений. Высшее благо, на которое 
способен поземному грешный человек- это  любовь к Богу, служение Христу. 
Христианская любовь - это любовь особая: богобоязненная, 
страдательная, аскетически-смиренная. 
В ее самозабвении много презрения к самому 
себе, к мирским радостям и удобствам, 
достижениям и успехам. Сама по себе земная 
жизнь человека в религиозной ее интерпретации 
лишена всякой ценности и цели. 
 
В дореволюционной России с ее общинно-коллективным 
образом жизни общее благо обрело вид 
русской идеи. Самая популярная ее формула 
включала в себя три ценности: православие, 
самодержавие и народность. 
 
Историческое бытие традиционного общества 
отличается неспешностью. Границы между 
историческими стадиями «традиционного» 
развития едва различимы, отсутствуют 
резкие сдвиги и радикальные толчки.  
 
Производительные силы традиционного 
общества развивались медленно, в ритме 
кумулятивного эволюционизма. Отсутствовало 
то, что экономисты называют отложенным 
спросом, т.е. способностью производить 
не ради насущных потребностей, а ради 
будущего. Традиционное общество брало 
от природы ровно столько, сколько нужно, 
и ничего сверх того. Его экономику можно 
было бы назвать природосберегающей.
\
4.Трансформация традиционного общества
Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».
В древности изменения 
В то же время, с древних времен 
существовали общества, которые нельзя 
назвать вполне традиционными. Отход 
от традиционного общества был связан, 
как правило, с развитием торговли. 
К этой категории относят греческие 
города-государства, средневековые 
самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.
Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.
Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.
В период трансформации традиционного 
общества в нём может усиливаться автори
Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.
Мнения о необходимости (и степени) 
трансформации традиционного