Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:19, реферат

Краткое описание

Подходом называется совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром. Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем. Если в качестве критерия классификации научных подходов выбрать степень полноты познания окружающего мира, то все подходы можно свести к четырём основным видам: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход

Вложенные файлы: 1 файл

СРМ трансдис.docx

— 28.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Аль ФАРАБИ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ  И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

СРМ

На тему: «Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Садырова М.С.

Магистрант 2 курса Дюсебаева Д.М.

Специальность: Социальная работа

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2013 год

Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов

Подходом называется совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром. Появление новых  подходов обусловлено, прежде всего, целью  исследований. В науке нет ограничений  на число подходов. Главное чтобы  они соответствовали существующему  научному мировоззрению. Поэтому подходы  появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием  науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения  конкретных проблем. Если в качестве критерия классификации научных  подходов выбрать степень полноты  познания окружающего мира, то все  подходы можно свести к четырём  основным видам: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход

Дисциплинарный подход

Главное место в классификации  подходов занимает дисциплинарный подход. Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, биолог становится обладателем  совокупности способов и приемов  изучения живой природы. Дисциплинарный подход позволяет физику профессионально  изучать свойство и строение материи. Психологу удается изучать процессы и закономерности психической деятельности. Дисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир на отдельные предметные области. Обозначив эти области как  «предмет своего исследования», дисциплинарный подход позволяет провести это исследование. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что  оно находится «на стыке научных  дисциплин».

Каждая дисциплина сильна, прежде всего, своим дисциплинарным образом «предмета исследования». Поэтому учёные стремятся сохранить  этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Однако такое стремление, зачастую, превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу  «дисциплинарных коробок». В результате возникает диполь, обусловливающий  накопление дисциплинарных знаний, с  одной его стороны, и установление естественного ограничения полноты  познания окружающего мира, с другой стороны. Выход из создавшегося положения  был обозначен следующим тезисом  – «если нельзя выйти за пределы  дисциплинарной коробки, то можно расширить  область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению  междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.

Междисциплинарный подход

Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что  он допускает прямой перенос методов  исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств  исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма  схожа с системой трубопроводов  технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать  кровеносную систему организма, методом, который применяется в  физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» –  биофизика, использующая междисциплинарный  подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные  дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных  дисциплин – биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога - человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего в своем теле разветвленную систему трубопроводов. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все ее дисциплинарные картины предстают в качестве ее частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисциплинарном) подходе, переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Например, с точки зрения мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т.д.). Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология.

Свое практическое применение мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход нашел, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний. Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования. Практическая значимость мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода настолько высока, что зачастую его сравнивают с трансдисциплинарным подходом. Однако, это не так. Трансдисциплинарный системный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными (полидисциплинарными) подходами.

 

 

Трансдисциплинарный системный подход

Термин система, применяющийся  в дисциплинарных и междисциплинарных  мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходах для выделения, в окружающем мире, объекта исследования, имеет ряд очевидных трудностей, при исследовании самого окружающего мира. Так, например, с позиции равновесной или классической термодинамики, объекты, представляющие собой изолированные системы, не обменивающиеся с внешней средой энергией и/или веществом, и находящихся при этом в состояниях, близких к равновесным, ожидала «тепловая смерть». С позиции неравновесной термодинамики, разработанной Пригожиным, и руководимой им брюссельской школой термодинамики, все разномасштабные развивающиеся системы, изучаемые в разных научных дисциплинах, являются открытыми неравновесными системами. Это означает, что все такие системы в той или иной степени взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней энергией и/или веществом. Но и в той и в другой позиции сам окружающий мир оставался «за скобками» исследований. От него можно изолировать систему, либо начать обмениваться с ним энергией и/или веществом, но что такое сам окружающий мир? Ограничивается ли обмен системы с окружающим миром веществом и энергией или в состав обмена входят законы, закономерности и программы, благодаря которым открытые неравновесные системы обретают самоорганизацию?

Попытки устранения этих трудностей ведут своё начало от Платона и  Платина. В свою очередь, от их представления  о Едином, ведёт своё начало Трансдисциплинарности–4 и, соответственно, её трансдисциплинарный системный подход. С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода (Трансдисциплинарность–4), Мир является единой упорядоченной средой (One Orderly Medium). Элементами единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий ее существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне действительности. В рамках этой лингвистической формулы единая среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде, множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе, как совокупность её естественных фрагментов.

Быть естественным фрагментом (элементом) – означает иметь ряд  атрибутов, признаков, свидетельствующих  о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его  принципиально независимом существовании. Главным из них является то, что  каждый естественный фрагмент (элемент) имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Из него следует: первое – естественная предрасположенность  фрагментов иметь строго определённые размеры собственного пространства, позволяющие воплотить и реализовать  такой порядок; второе – свойство непрерывно отражать и отображать общее  состояние потенции ЕУС, а также  механизм этого отражения и отображения, позволяющие осуществлять внешние  и внутренние взаимодействия. Эти  атрибуты имеют определяющее значение для формирования методологии трансдисциплинарного исследования.

В методологии трансдисциплинарного исследования, каждый фрагмент Мира или, проще говоря, всякая его область, имеющая естественные физические и/или логические границы, изначально рассматривается, как «упорядоченная среда», к исследованию которой можно применить одни и те же принципы, подходы и модели. Среда естественного фрагмента, в отличие от ЕУС, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие и технология.

Единая упорядоченная  среда (и, следовательно, каждая уникальная упорядоченная среда) обладает потенцией [от лат, potentіа – сила] — скрытой силой, присутствующей в ней естественным образом или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред). Следует отметить, что утверждение "обладает потенцией" в данном случае имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна проявлять собственное общее состояние потенции, различающееся напряжённостью и целеустремлённостью.

Трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей, максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. В результате удалось расширить смысл и сферу теоретического и практического применения существующих научных понятий. Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с трансдисциплинарными формулировками этих понятий.

Распознаванию ЕУС способствуют её атрибуты – форма и содержание имеющие объективный характер. В соответствии с логикой трансдисциплинарного системного подхода, форма ЕУС является способом существования её многогранного (всестороннего) содержания, и, следовательно, также должна быть многогранной (всеохватывающей). Именно многогранность формы обусловливает «всестороннюю упорядоченность содержания, его внутреннюю связь и порядок». Благодаря многогранности формы и многогранности содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы, являющиеся необходимыми условиями её существования в статусе единой и/или уникальной среды.

Лингвистические формулы  основных «граней» формы представлены следующими базовыми понятиями:

  1. Пространство – это форма существования потенции ЕУС;
  2. Информация – это форма проявления общего состояния потенции ЕУС;
  3. Время – это форма преобразования потенции ЕУС;
  4. Система – это форма организации (порядок) пространства, времени и информации, обусловливающая единство упорядоченной среды.

В свою очередь, основные «грани»  содержания представлены базовыми понятиями, лингвистические формулы которых, выглядят следующим образом:

  1. Функция – это способность потенции ЕУС воплощаться в строго определённые явления, объекты и процессы;
  2. Энергия – это способность потенции ЕУС совершать конкретную работу в строго определённых явлениях, объектах и процессах;
  3. Развитие – это способность потенции ЕУС направленно преобразоваться в определённых явлениях, объектах и процессах;
  4. Цель – это способность потенции ЕУС полностью раскрывать своё многогранное содержание, сохраняя единство ЕУС.

Так как речь идёт о единой упорядоченной среде, то трансдисциплинарные базовые понятия, раскрывающие многогранность формы и многогранность содержания, представлены единым блоком. В таком блоке, смысл формулировок каждого понятия вытекает «один из другого» и продолжается «один в другом», проявляя их причинно-следственные связи.

Информация о работе Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов