Требования, предъявляемые к современному социальному работнику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

На индивидуальное отношение к конкретному специалисту косвенно влияет общественный престиж профессии, есть общественное мнение. Учитывая это в современном теоретическом обосновании социальной работы особое место занимают вопросы, связанные с формированием позитивного имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца позволяет специалистам воспринимать его как эталон, на который следует ориентироваться в повседневной деятельности.

Содержание

1. Введение
2. Требования, предъявляемые к современному социальному работнику
3. Личные качества, которыми должен обладать социальный работник

Вложенные файлы: 1 файл

методологическая культура кадров.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

1. Введение

2. Требования, предъявляемые  к современному социальному работнику

3. Личные качества, которыми должен обладать социальный  работник

4. Список литературы

 

1. Введение

Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки специалиста, его знаний и опыта, но и от личностных характеристик, качеств, мировоззренческой сферы  и позиции. Социальный работник должен выработать для себя определенную систему ценностей, которая должна согласовываться с сущностью и содержанием социальной работы, общественными нормами и традициями подобное. Большинство клиентов считают, что лучше их поймет человек, который имеет профессиональный и жизненный опыт, умеет проникнуться чувствами собеседника.

Социальный работник производить приятное впечатление  внешним видом, усердием в создании условий для улучшения самочувствия других людей. Ему приходится вступать во взаимоотношения с представителями  различных социальных групп и  профессий, влиять на других. Поэтому  он должен заботиться о позитивном отношении к нему, о том, чтобы  быть понятым. На индивидуальное отношение  к конкретному специалисту косвенно влияет общественный престиж профессии, есть общественное мнение. Учитывая это  в современном теоретическом  обосновании социальной работы особое место занимают вопросы, связанные  с формированием позитивного  имиджа социальной работы и образа, образца, модели социального работника. Наличие общепринятого образца  позволяет специалистам воспринимать его как эталон, на который следует  ориентироваться в повседневной деятельности.

Идеальный образ  социального работника освещает разносторонние аспекты междисциплинарного характера профессии, сложность  и глубину взаимосвязей, возникающих  в процессе оказания социальной помощи и поддержки. Составляющими такого образа является:

- Квалификационные  требования к специалистам разных  уровней (знания, навыки, умения, функции);

- Психолого-педагогическая  готовность к овладению профессией (осведомленность со спецификой  профессии, ее сущностью, уровень  мотивации);

- Личностные качества, обусловливающие профессиональное  назначение специалиста (положительная  жизненная направленность, соблюдение  этических норм, ценностей, установок,  черты характера, соответствующие  миссии и задачам социальной  работы).

На формировании идеального образа социального работника  отражаются следующие аспекты практической деятельности:

- Профессиональный  портрет практических социальных  работников (их сильные и слабые  стороны, профессиональные трудности  и риски, профессиональная опасность,  положительный жизненный опыт  в сохранении собственной семьи,  духовный опыт);

- Распространены  среди практиков роли социальных  работников;

- Общественная  позиция социальных работников  в создании условий для помощи  и поддержки людей, оказавшихся  в сложных жизненных ситуациях;

- Отлаженная система  супервизии (наставничества), которая  помогает социальным работникам  лучше преодолевать трудности  и выполнять свои функции.

Социальная работа относится к тяжелым в физическом и психологическом плане профессиям, поскольку социальные работники  имеют дело со сложными и печальными сторонами человеческой жизни. Такую  работу сопровождает чрезмерная потеря психической энергии, вызывает усталость  и эмоциональное истощение. Процесс  социальной работы не всегда бывает успешным и результативным, работники терпят неудачу, переживают разочарование, приобретают  ¬ ют негативного опыта. При таких  условиях наличие идеального образа ориентирует на тот высокий профессиональный уровень, достижение которого является целью настоящих специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Требования, предъявляемые к современному  социальному работнику

Современный социальный работник - это специалист в области  социальной инженерии и социальных технологий. Как социолог и педагог, он глубоко знать правовые, моральные, психологические регуляторы жизнедеятельности  людей, должен быть способным и готовым  прийти им на помощь, предоставлять  ее квалифицированно, доброжелательно  и терпеливо.

Независимо от конкретных условий профессиональной деятельности специалист по социальной работе должен:

- Знать теоретические  и методологические основы социальной  работы, ее исторические корни,  традиции, отечественный и зарубежный  опыт, современные задачи, методы  организации социальной защиты  населения;

- Иметь навыки  социально-психологического и ситуационного  анализа, диагностики условий  и уровня жизнедеятельности различных  социальных категорий и групп  населения;

- Уметь проводить  социологические исследования, прогнозировать  развитие социальных процессов  и учитывать их результаты  в своей работе, а также при  урегулировании социальных конфликтов;

- Обладать организаторскими  способностями, высокой общей  культурой, педагогическим талантом, быть коммуникабельным, общительным,  сочувственным, готовым к самопожертвованию;

- Иметь необходимое  методико-психологическую подготовку, быть наблюдательным, внимательным, милосердным, выдержанным, скромным  и т.п.;

- Быть готовым  оказывать квалифицированную юридическую  помощь в защите прав клиентов.

В социальной работе существуют критерии компетентности социальных работников общего профиля, которые  отчетливо очерчивают содержание их деятельности и ожидания клиентов, общества от него.

Теоретические положения  об общественном назначении, сущность социальной работы, нормативные требования к ней, анализ реальной практики специалистов свидетельствуют, что надлежащая компетентность социального работника предусматривает  следующие умения:

1) выявлять и  оценивать ситуацию при необходимости  начать, усилить, восстановить, защитить  или довести до логического  завершения отношения между людьми, с социальными институтами;

2) оценивать проблему, поставленную цель и способы  ее достижения; уметь разработать  план действий, направленных на  восстановление или развитие  жизненных ресурсов и благополучия  человека;

3) стимулировать  индивида к решению проблем,  избежать стрессов, личностного  развития;

4) быть посредником  между клиентами и организациями,  структурами, которые обеспечивают  людей ресурсами, услугами и  возможностями;

5) эффективно вмешиваться  в процесс решения проблем  и уязвимых групп населения;

6) содействовать  эффективному и гуманному функционированию  систем, организаций, которые обеспечивают  людей услугами, ресурсами и возможностями;

7) принимать активное  участие в создании новых систем  услуг, ресурсов и возможностей, учитывая запросы потребителей  услуг; стремиться нейтрализовать  действия организаций, которые  создают препятствия для потребителей  услуг;

8) оценивать степень  вмешательства и достигнутых  изменений;

9) постоянно оценивать  свой профессиональный уровень  и развитие, поведение и приобретенные  навыки;

10) содействовать  совершенствованию услуг, развивая  профессиональные знания, поддерживая  стандарты и этические нормы  профессии.

Профессиональное  становление специалиста по социальной работе является многогранным и непрерывным  процессом. Его развитию способствуют глубокому пониманию особенностей выбранной профессии, ее значимости для общества, осознанный профессиональный выбор и системная работа над  собой.

Самодвижение личности к вершинам профессионального мастерства охватывает следующие стадии:

а) оптацию (желание, избрание) - формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с  учетом индивидуально-психологических  особенностей личности;

б) профессиональную подготовку - формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического  решения профессиональных проблем;

в) профессиональную адаптацию - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта  самостоятельной профессиональной деятельности;

г) профессионализацию - формирование профессиональной позиции, интеграцию личностных и профессионально  важных качеств, умений в значимые образования;

д) профессиональное мастерство - полное реализацию, максимальное проявление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип) на основе подвижных интегральных психологических  новообразований.

В формировании, самоформирования личности социального работника  важная роль принадлежит профессиональному  воспитанию. В широком смысле это  происходит в процессе трудовой и  общественной жизни, в узком в  процессе подготовки высококвалифицированных  специалистов по социальной работе, способных  работать в нестандартных, изменяющимся учебных заведениях.

Основательное овладение  профессиональными знаниями и навыками предусматривает: создание условий  для свободной реализации разума и чувств будущих социальных специалистов, что является основой освоения принципов  гуманизма и способов проявления человечности; творческую направленность учебного процесса, подготовку студентов  к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек - человек», успешной адаптации в ней, создание условий, при которых каждая учебная группа была бы своеобразной лабораторией развития навыков общения, взаимодействия, эффективной  коммуникации.

Не менее важна  ориентация учебного процесса на развитие уникальности и неповторимости личности будущего социального работника, что  является основой формирования его  индивидуального стиля работы, на осознание им значимости избранной  профессии, выработка умения реалистично  оценивать свои возможности, достоинства  и недостатки, навыков работы над  собой.

Начальной стадией  профессионального воспитания социальных работников является профориентация - комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора молодым человеком своей  будущей профессии в соответствии с индивидуальных склонностей, предпочтений, способностей и общественной потребности. Завершается профориентация фактом выбора профессии. Дальнейшими составляющими  профессионального воспитания является подготовка к сознательному достижению предполагаемой цели, овладения профессией, начало и становление самостоятельной  трудовой деятельности, непрерывное  повышение квалификации.

Основой всестороннего  и эффективного профессионального  воспитания будущего специалиста по социальной работе является соблюдение следующих принципов:

а) принципы творческого  саморазвития. Предполагается сочетание  логического и эвристического (поискового, творческого), рационального и эмоционального, осуществление саморазвития через  непрерывное самосовершенствование, распространение собственного опыта, собственных знаний с одновременным  заимствованием опыта коллег;

б) принципы самопознания. К ним относятся: ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных  и слабых качеств, опора на сильные  качества и работа над преодолением слабых, использование тестов самоконтроля, договоров с собой, самонаблюдения, самоанализа, анализа факторов своих  успехов и причин неудач;

в) принцип соблюдения приоритетов практики. Суть его заключается  в признании необходимости изучения теории с пониманием того, что критерием  истины является практика. Практическая реализация идей, изучение теории происходит не только с целью осознания, но и  для использования ее обобщений  на практике;

г) принципы сотворчества преподавателя и студента

Творческая личность, независимо от возраста, вида деятельности, постоянно развивается, жадно впитывая новые знания, поощряя к сотворчеству всех, с кем он взаимодействует. Заботясь об успехах своих коллег, учеников не меньше, чем о своих, она проявляет  к ним доверие, искренность, терпимость, придерживается демократических принципов  во взаимодействии с ними, решении  общих задач и т.п..

Распространены  случаи, когда социальными работниками  становятся люди, которые не имеют  соответствующей профессиональной подготовки.

Например, бывшие клиенты, их родственники или люди, которые  самостоятельно преодолели свои проблемы и стараются помочь другим. Они  имеют жизненный опыт, который  ценят клиенты, однако таким социальным работникам приходится осваивать базовые  профессиональные навыки, развивать  в себе необходимые качества. Для  них в социальных службах организуют специальное обучение, призванное содействовать  новичкам в приобретении целостного представления о задачах, функциях и правилах поведения социальных работников, что позволяет интегрировать  знания, навыки, профессиональные и  личные ценности, влияет на профессиональное развитие.

Такого подхода  придерживается Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ, в центральном  и региональных ячейках которой  работают консультантами немало тех, кто  имеет статус ВИЧ-положительного. Иногда социальный работник, даже должным  профессионально подготовленный, с  определенным опытом, может оказаться  в проблематичном положении.

Часто это является следствием переоценки собственных  субъективных представлений и установок  относительно потребностей клиента, его  ресурсов и возможностей развития («Я лучше знаю, что именно нужно клиенту»). Тогда он рекомендует клиенту  не то, что нужно, а то, что считает  правильным, полезным для него. Это  свидетельствует о непрофессионализме. Поэтому важно всегда иметь в  виду, что любое суждение о клиенте, восприятие его слов является лишь предвидением. Нередко высказывания клиента вызывают специалиста личные ассоциации, эмоции, которые мешают адекватному восприятию их содержания. Часто клиент скрывает собственные  эмоции, опасаясь поссориться с социальным работником. В связи с этим следует  помнить, что высказанные потребности  клиента могут не соответствовать  тому, что он действительно чувствует, переживает, что нужно.

Информация о работе Требования, предъявляемые к современному социальному работнику