Трудности становления и развития социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Становление и развитие социологии в России проходило в условиях кризиса и потерпело множество трудностей. Негативно влияли на развитие социологии патриархальные традиции. Другим отрицательным фактором в распространении и оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. п. Негативно влияли на развитие социологии патриархальные традиции. Надо также отметить, что преграды для развития социологии в России создавала малоразвитость, и медленность развития нашей страны. .

Содержание

Введение
Становление социологии
-негативные факторы в становлении социологии
Развитие социологии
-негативные факторы развития социологии
Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия на 69 бал..doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Становление социологии

-негативные  факторы в становлении социологии

Развитие социологии

-негативные  факторы развития социологии

Вывод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Впервые термин «социология» был введен французским социологом Контом в середине XIXв. и означал «обществоведение». На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

  Зарождение социологии в России началось в середине XIXв. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология концу XIXв. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки. Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально особенного 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление социологии

  Становление социологической  мысли  в  России  проходило  в  обстановке острой  конфронтации   немарксистской   и   марксистской   социологии. Она охватывала  как  идейные,  теоретические,  так  и   политические   проблемы, поскольку большинство русских  социологов  активно  занимались политической деятельностью или были с ней  связаны.

  Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России. К началу 60-х годов в русском обществоведении сложилась парадоксальная ситуация.  Западники доказывали, что Россия как часть европейского континента должна пройти европейский путь развития. Они критически относились к существующему в России строю и считали образцом западный парламентаризм. В качестве преобразований выдвигались отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение конституции и организацию просвещения народа..

     Послереформенная Россия, при всей противоречивости освобождения крестьян от крепостной зависимости, была во многом отличной от дореформенной России, особенно учитывая важнейшие тенденции развития общества, культуры и базовой, массовой личности.   Не все политические течения правильно оценивали сложившуюся ситуацию, но все были едины в ощущении «симптомов болезни» - от консерваторов до левых радикальных кругов. И все предлагали рецепты и методики лечения, столь же различные, сколь различны были интересы стоящих за ними классовых сил. Например, позитивистская социология в России выступила в качестве идейного оружия кругов, заинтересованных в известном ограничении самодержавия, в разрушении дворянской монополии на высшее образование, государственное управление. Идеология громадной части русских социологов - мелкобуржуазный демократизм и либерализм. Поэтому в большинстве доминирующих в это время идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 г. они выступали оппозиционерами и критиками царского режима.

       Негативно влияли на развитие социологии патриархальные традиции. "Высочайшие" решения Павла I и Николая I, запрещавшие официальное использование терминов "общество", "революция" и "прогресс". В пору крепостного права верхи сознательно вытравляли из печати любые возможности обсуждения социально-политических проблем. Сопротивление со стороны «управляющей верхущки» любым научным нововведениям, учебным программам и планам превращало даже такие явления, как чтение книжек не только по социологии или политической экономии, но даже по бактериологии, гигиене, санитарии и биологии в полулегальный процесс.

  Другим отрицательным фактором в распространении и оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. п. Как правило, их отношение к социологии варьирует от безразличий до откровенной враждебности. Недоброжелательство ломалось очень медленно.  
 
 

                         Развитие социологии

    Первый  этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства. Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология».

   Спор, как называть эту науку - "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином - в междисциплинарных отношениях. После 1917г. появилась необходимость разработки социальной теории нового общества. Но стремление соединить сложившийся в русской социологии и марксизме научный аппарат с новыми общественными условиями оборачивалось насилием над теорией, ее упрощением под идеологию. В эти годы начала издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние продолжала оказывать немарксистское направление, отраженное в работах П.Сорокина. Но в идеологической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. Наряду с теоретическим знанием развивались социальные исследования, рассматривавшие проблемы рабочего класса, деревни, культуры в целом. К концу 30-х годов ХХв. социологию упразднили. С 50-х.годов ХХ в. началось возрождение социологии. К 80-м. годам ХХв. возникает понимание социологии как науки о социальных отношениях.

  С начала XX в. в России интенсивно  осуществлялась  институционализация Социологии. После Февральской революции в России вводятся  ученые  степени  по  социологии,  в университетах  создаются  кафедры,  секции,  ассоциации,  появляются  первые учебники по социологии. После Октябрьской революции в  развитии  отечественной  социологической школы еще некоторое время действовала инерция мощного подъема,  характерного для предшествующего периода. Однако  к  концу  20-х  годов  доминирование  в обществознании марксизма вылилось в его узаконение  в  качестве  единственно верной  теории,  что  наряду  с  тотальными  гонениями социологов   сделало окончательно невозможным существование социологии в  России  как  официально изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется,  не могло привести к полному прекращению развития социологической мысли,  однако существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный  статус не  утратила  лишь   статистика,   но   и   она   попала   под   жесточайший административный контроль. К концу 20-х годов XX в. заканчивается  классический  этап  в  развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые  в  западном мире развитием «общества массового потребления»  как  способа  не  допускать разрушительных   экономических   кризисов.   (Пережив    последний,    самый ошеломляющий кризис 1929 г.  —  великую  экономическую  депрессию,  Запад  и принял новую модель.) На Востоке же, прежде всего  в  СССР,  1929—1930  годы также стали переломными — годами утверждения культа личности, что  исключало возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.

  Новый, современный этап в развитии социологии начинается  с  периода ослабления интереса к  выработке  общей  социологической  теории  и  бурного развития эмпирических исследований — в первую очередь в США,  а  затем  и  в других странах. Этот  внутренаучный  процесс  был  спровоцирован  изменением модели экономического развития западного общества,  приведшим  к  увеличению роли потребительских  вкусов  в  развитии  экономики  и  роли  общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на  исследовании  этих вопросов  (хорошо  финансировавшихся  предпринимателями  и   политиками)   и сосредоточились социологи.  Вместе  с  тем  нельзя  сказать,  что  полностью прекратилась  разработка  внутринаучных социологических   проблем.   Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XXв. Чикагской школы,  развившей  «экологическое»  направление   в   трактовке   социальных процессов и феноменов.

  Для развития социологии в 90-е годы  характерно  стремление  преодолеть противостояние    структурного    функционализма    (и    всякого    другого социологического объективизма) и символического  интеракционизма  (вместе  с другими разновидностями социологического  субъективизма).  Социология  конца века,  как  и  философия,  литература,  культура  в   целом,   демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального, быта и бытия.  Выход из этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят  в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех  имеющихся социологических  парадигм.  Однако  нельзя  не  считаться  с  необходимостью научного синтеза основных  социологических  теорий  XX  в.,  избегающего  их банализации, но преодолевающего их мозаичность.  Как  тенденция,  ведущая  к подобному  синтезу,   нередко   рассматривается   глобализация. В   советский   период   официально   развивалась   лишь   марксистская социологическая традиция. В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877—1974 гг.)  был проведен ряд новаторских  эмпирических  исследований,  посвященных  изучению внерабочего времени, влияния культуры и  образования  на  производительность труда. В  дальнейшем  на  фоне  сворачивания  социологических  исследований, официального  запрещения  социологии  как  «буржуазной  науки»  продолжалась индивидуальная, преодолевающая  государственное  противодействие  разработка отечественными учеными закономерностей социального развития.

  В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования.  В  1968  г.  был  создан   Институт   конкретных   социальных исследований  (ныне  -  Институт  социологии).  Разработка   социологических проблем  советскими  социологами  В.  А.  Ядовым,  Г.  В.  Осиновым,  Т.  И. Заславской и  другими  осуществлялась  параллельно  с  переводом,  изучением социологических теорий  западных  ученых.  Однако  на  состоянии  социологии сказалась общая обстановка  застоя.  В  последние  годы  стали  складываться благоприятные условия для развития социологии  в  России.  Серьезные  успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах. 
 
 
 
 

Вывод

  Становление и развитие социологии в России проходило в условиях кризиса и потерпело множество трудностей. Негативно влияли на развитие социологии патриархальные традиции. Другим отрицательным фактором в распространении и оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. п. Негативно влияли на развитие социологии патриархальные традиции. Надо также отметить, что преграды для развития социологии в России создавала малоразвитость, и медленность развития нашей страны. . Но несмотря на это социология все-таки прижилась. В  последние  годы  стали  складываться благоприятные условия для развития социологии  в  России.  Серьезные  успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников 
 

УМК «Социология»

Хрестоматия «Социология»

Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1996.

История социологии: Учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов, Минск, 1997.

Воронцов  А.В. История социологии. XIX - начало XX века, Москва 2001.

Журнал «Гуманитарий», Санкт- Петербург, 1994г.


Информация о работе Трудности становления и развития социологии в России