Управленческие решения, методы подготовки и принятия решений в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать процесс принятия управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды, эффективность управленческих решений;
2. Изучить методы принятия управленческих решений;
3. Рассмотреть процесс принятия управленческих решений в ГУСО «Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания населения» Ставропольского края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»…………………………………………….5
Содержание и виды управленческих решений……………………………...5
Процесс и методы принятия управленческих решений…………...……....7
Условия эффективности управленческих решений………………………13
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..19
2.1 Роль руководителя в деятельности учреждения социального обслуживания………………………………………………………………………………...19
2.2 Анализ методики принятия управленческих решений в ГУСО « Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания населения», Ставропольский край……………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………....28
Список использованной литературы………………………………………......30

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_milyukhin.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

Принятие управленческих решений – сложный, многогранный процесс, требующий определенных управленческих навыков и знаний. Управленческое решение – система взаимосвязанных между собой атрибутов менеджмента организации. Технология принятия данных решений требует неимоверного труда и целенаправленности, что, в свою очередь, определяет выбор направления профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

2.1. Роль руководителя в деятельности учреждения социального обслуживания

 

Для успешного функционирования комплексного центра социального обслуживания населения центральную роль играет руководитель учреждения.

Что же подразумевается  под понятием «роль руководителя»  в первую очередь?

Конечно, это, прежде всего  функции, нормативно одобренный образец поведения, который ожидают от каждого человека, занимающего должность руководителя. К ним относятся т. н. стандартные роли:

Конвенциональные роли- связаны с правами и обязанностями  руководителя, исполнителя.

Межличностные роли - основываются на соблюдении социальных норм поведения, и находятся в зависимости от индивидуально- психологических и личностных особенностей руководителя и подчиненных.

Социальные роли- они  проявляются в совместной работе в группе, и от того, как выполняются  обязанности, зависит авторитет, уважение и признание руководителя. [2;41]

В разрезе же практической деятельности учреждения руководитель принимает на себя в разной степени  и в разное время 10 основных взаимосвязанных управленческих ролей, которые определяют содержание и объем его работы.

Управленческая роль

Содержание и характер деятельности

руководителя

Главный руководитель

Осуществляет работу социального  и правового характера, осуществляет все действия от имени учреждения.

Лидер

Осуществляет все действия в  учреждении, отвечает за мотивацию подчиненных, подготовку и набор персонала.

Связующее звено

Участвует в совещаниях за рамками  учреждения, контактирует с деятельностью  других организаций и предприятий.

Приемник информации

Является центром внутренних и  внешних информаций, поступающей в учреждение, участвует в поездках , командировках; семинарах и т. д.

Распространитель информации

Осуществляет достоверное информирование сотрудников учреждения, ставит задачи по учету поступившей информации в практической деятельности.

Представитель

Передает информацию в различные  организации, участвует в совещаниях, выступает устно и обращается письменно по вопросам деятельности учреждения.

Генератор и инициатор новых  идей

Участвует в формировании новых  идей, выступает как инициатор, вдохновитель, разработчик проектов по совершенствованию работы учреждения.

Устраняет нарушения

Отвечает за действия при неожиданных  сбоях, решает проблемы и кризисные ситуации.

Распределяет ресурсы

Занимается принятием и одобрением всех управленческих решений по распределению ресурсов, составление бюджета.

Ведущий переговоры

Отвечает за представительство  учреждения во всех значимых переговорах.


 

От чего же зависит  успешность выполнения руководителем  данных ролей? Исследования показывают, что это следующие факторы:

- степень  четкости  формулировок, получаемых подчиненными  от руководителя и степень понимания подчиненными требования задач, которые необходимо решить. Поэтому перед тем, как отдавать распоряжение, руководитель должен удостовериться, как подчиненные понимают данную управленческую ситуацию;

- личностные качества  руководителя и непосредственно  связанный с ними стиль руководства.

- налаживание обратной  связи. Обратная связь- это  информация, которая поступает от исполнителя. Она может  быть положительной и отрицательной подчиненные и подчиненные не всегда понимают, что полученные ими результаты не соответствуют тем требованиям, которые ждет от них руководитель. Правильная обратная связь в сочетании с  положительным мотивирующим воздействием со стороны руководителя- это сильное средство  побуждении  работающего к положительному  отношению и выполнению его обязанностей.

- люди не будут результативно  трудиться, если руководитель  не заботится  о побуждении интереса к работе, так как интерес- это и форма удовлетворения материальных потребностей человека, и положительное эмоциональное отношение личности к предмету или процессу своей деятельности. [2;42]

Однако в основе успешного  принятия решения руководителем  названных ролей лежат  специфические особенности практического мышления руководителя, так как задачи руководителю ставит не теория, и ежедневная практическая деятельность, из которой и складывается эффективность работы всего учреждения в целом. [2;41]

Прежде чем решать задачу, руководитель должен вначале сам сформулировать ее- «увидеть», а затем вычленить как проблему деятельности. следовательно, особенность практического мышления руководителя является  необходимость решения не только «уже готовых», т.е. сформулированных задач и проблем, но и умение их вычленять, правильно ставить, формулировать.  Это требует важного мыслительного качества- умение видеть проблему; различать в череде дел и «текучке»задачи, требующие разрешения. Для руководителя   эта черта практического мышления важна еще и потому, что одной из главных его обязанностей является постановка задач для подчиненных.

Ни для кого не секрет, что любая управленческая ситуация имеет множество способов разрешения - в чем-то более, а в чем то менее удачных и для этих способов, как правило, оценочные критерии  либо отсутствуют, либо они не определены. Более того, часто их формулирует сам решающий  проблему руководитель. На практике это ведет к тому, что при решении управленческих задач оцениваются  не параметром «правильно- неправильно», а параметром  «реальное, способное изменить ситуацию в нужном направлении».

Наряду с этим руководитель выступает и в очень специфической  по отношению к подчиненным, роли «оценщика»  правильности их решений. Для этого руководителю необходимо заготовить уже готовые критерии решения проблем, исходящих от подчиненных и подлежащих оценке.

Для практического мышления руководителя специфична и форма  ответственности за решение задач и проблем. Если, например, теоретик несет ответственность лишь за конечный результат решения и на пути этого  решения обладает  неограниченной свободой выбора  и формулировки способов и путей решения, то у руководителя- практика все это иначе. Его способы проверяются деятельностью подчиненных, в силу чего  их ложность сразу и непосредственно проявляется в ошибочных , а то и  необратимых  практических последствиях. И это  ответственность даже не за сам результат, а за процесс воплощения решения подчиненными. Поэтому конкретность мышления руководителя является еще одной  его обязательной и специфической чертой. [2;44]

Еще одна способность  руководителя- это необходимое специфическое  сочетание умения видеть и оценивать  ситуацию и в целом, и во всех ее деталях. В практике управления хорошо известна значимость, которую имеют именно детали и частности. Они нередко подсказывают путь решения всей проблемы. И наоборот, упущение какой- либо «детали» на практике может  иметь серьезные или даже необратимые последствия.

Следующая категория  специфических особенностей практического  мышления руководителя определяется своеобразием содержания и условий управленческой деятельности. Потому что по содержанию управление требует мыслительного оперирования не только с информацией о производственно- технических процессах, но и с информацией о людях  как о «социальных объектах».

Мы все сталкиваемся с управленческими ситуациями, а  как известно управленческие ситуации  характеризуются свойством изменчивости и динамичности. А высокая динамичность, скорость изменения ситуаций придает  управленческой деятельности  и другую специфическую особенностей- режим  «хронического» дефицита времени. Поэтому  руководитель должен обладать высокой скоростью мышления; оперативностью «включения» в ситуацию; необходимостью нахождения решения в строго отведенных временных границах; быстрой переключаемостью  от действий к осмыслению и наоборот. И общим для руководителя  требованием  должна стать  не только необходимость нахождения  решения «здесь и сейчас», но и необходимость нахождения решения  «адекватного и своевременного». Ежедневное планирование рабочего времени  руководителя, которое позволит  сделать его рабочий день  более продуктивным  можно представить в виде диаграммы.

Решения руководителя должны быть конкретными. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его  искажений, тем больше возможности для четкого контроля за его исполнением. [2;45]

Следующая способность- это умение создавать «простые планы», ведущие, однако, к хорошим результатам. Это несравненно труднее, чем придумывать планы хитроумные. Усложнять- просто; упрощать- сложно. Умение составлять простые планы- это следствие не интеллектуальной слабости, а напротив- интеллектуальной мощи.

Одной из важнейших и  постоянно решаемых руководителем  задач управленческой деятельности  выступают задачи прогнозирования деятельности. А свойство прогностичности мышления  дифференцирует   руководителей на «дальновидных» и «близоруких». Главная же сложность решения прогностических задач в управленческой деятельности  состоит в том, что они требуют  учета поведения других людей, поведения, не всегда подчиненного строгой и объективной логике. И здесь выходит на первое место свойство рефлексии, т.е. умение встать  на позицию другого и предвидеть на основе этого его поведение.

Волевые качества - это непременный и важнейший атрибут личности руководителя. Само понятие «хороший руководитель» ассоциируется  не только с понятием  «умный руководитель», но даже чаще- с понятием «волевой руководитель». Сочетание именно этих двух качеств  (ума и воли)  является важнейшим условием эффективности руководства, лежи в основе таких профессионально важных свойств руководителя, как сила характера, решительность, упорство, энергичность, инициативность, умение брать ответственность на себя. «осторожная смелость» и т. п.

 

2.2. Анализ методики принятия управленческих решений

в ГУСО « Красногвардейский комплексный центр социального

обслуживания населения», Ставропольский край

 

Учреждение выполняет  функции исполнительно  распорядительного органа в сфере социальной защиты населения на территории Красногвардейскго района, проведения единой социальной политики в вопросах обеспечения поддержки социально уязвимых и малообеспеченных категорий населения. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Губернатора и Правительства Ставропольского края , приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения и  социального развития РФ, а также Министерства социальной развития и занятости населения Ставропольского края.

Учреждение возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Приказом Министра социального развития и занятости населения Ставропольского края.

Начальник Учреждения в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, организует и осуществляет кадровую политику управления.

Работники Центра являются государственными служащими, правовой статус которых определен Федеральным и Краевыми Законами " Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". [32]

Эффективность деятельности управления существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления.

Центр включает:

  • административно-управленческий аппарат:
  • отдел бухгалтерского учета и отчетности:
  • отдел социальных гарантий и льгот:
  • отдел адресной социальной помощи;
  • отдел по работе с семьей и детьми:
  • отдел автоматизации и информационного обеспечения
  • хозяйственное отделение.

Административно-управленческий аппарат состоит из:

  • начальника управления;
  • заместителя начальника управления:
  • юриста;
  • специалиста по кадрам;

Отдел бухгалтерского учета  и отчетности:

  • осуществляет ведение финансовой деятельности Управления, в том числе учетно-отчетной документации по реализации комплексной программы социальной защиты населения района.

Отдел социальных гарантий и льгот:

  • осуществляет контроль объективного социального положения отдельных граждан, претендующих на получение льгот и компенсаций, и т.п., в плане реализации основных направлений социальной защиты населения;
  • осуществляет социальную реабилитацию инвалидов;
  • организует выдачу путевок санаторно-курортного лечения нетрудоспособному населению;
  • осуществляет контроль за предоставлением установленных льют и преимуществ инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, другим инвалидам, семьям погибших военнослужащих, членам семей, потерявших кормильца, престарелым гражданам, и др.[32]

В настоящее время  управление сферой социальной защиты населения превратилось в сложную  структуру и одну из важнейших  функций государства. Многогранность социальной защиты населения требует, чтобы в сфере государственного управления, дальнейшего принятия управленческих решений были заняты квалифицированные специалисты.

Информация о работе Управленческие решения, методы подготовки и принятия решений в социальной работе