Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать процесс принятия управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды, эффективность управленческих решений;
2. Изучить методы принятия управленческих решений;
3. Рассмотреть процесс принятия управленческих решений в ГУСО «Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания населения» Ставропольского края.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»…………………………………………….5
Содержание и виды управленческих решений……………………………...5
Процесс и методы принятия управленческих решений…………...……....7
Условия эффективности управленческих решений………………………13
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………………..19
2.1 Роль руководителя в деятельности учреждения социального обслуживания………………………………………………………………………………...19
2.2 Анализ методики принятия управленческих решений в ГУСО « Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания населения», Ставропольский край……………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………....28
Список использованной литературы………………………………………......30
Принятие управленческих решений – сложный, многогранный процесс, требующий определенных управленческих навыков и знаний. Управленческое решение – система взаимосвязанных между собой атрибутов менеджмента организации. Технология принятия данных решений требует неимоверного труда и целенаправленности, что, в свою очередь, определяет выбор направления профессиональной деятельности.
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2.1. Роль руководителя в деятельности учреждения социального обслуживания
Для успешного функционирования комплексного центра социального обслуживания населения центральную роль играет руководитель учреждения.
Что же подразумевается под понятием «роль руководителя» в первую очередь?
Конечно, это, прежде всего функции, нормативно одобренный образец поведения, который ожидают от каждого человека, занимающего должность руководителя. К ним относятся т. н. стандартные роли:
Конвенциональные роли-
связаны с правами и
Межличностные роли - основываются на соблюдении социальных норм поведения, и находятся в зависимости от индивидуально- психологических и личностных особенностей руководителя и подчиненных.
Социальные роли- они проявляются в совместной работе в группе, и от того, как выполняются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание руководителя. [2;41]
В разрезе же практической деятельности учреждения руководитель принимает на себя в разной степени и в разное время 10 основных взаимосвязанных управленческих ролей, которые определяют содержание и объем его работы.
Управленческая роль |
Содержание и характер деятельности руководителя |
Главный руководитель |
Осуществляет работу социального и правового характера, осуществляет все действия от имени учреждения. |
Лидер |
Осуществляет все действия в учреждении, отвечает за мотивацию подчиненных, подготовку и набор персонала. |
Связующее звено |
Участвует в совещаниях за рамками учреждения, контактирует с деятельностью других организаций и предприятий. |
Приемник информации |
Является центром внутренних и внешних информаций, поступающей в учреждение, участвует в поездках , командировках; семинарах и т. д. |
Распространитель информации |
Осуществляет достоверное |
Представитель |
Передает информацию в различные организации, участвует в совещаниях, выступает устно и обращается письменно по вопросам деятельности учреждения. |
Генератор и инициатор новых идей |
Участвует в формировании новых идей, выступает как инициатор, вдохновитель, разработчик проектов по совершенствованию работы учреждения. |
Устраняет нарушения |
Отвечает за действия при неожиданных сбоях, решает проблемы и кризисные ситуации. |
Распределяет ресурсы |
Занимается принятием и |
Ведущий переговоры |
Отвечает за представительство учреждения во всех значимых переговорах. |
От чего же зависит успешность выполнения руководителем данных ролей? Исследования показывают, что это следующие факторы:
- степень четкости формулировок, получаемых подчиненными от руководителя и степень понимания подчиненными требования задач, которые необходимо решить. Поэтому перед тем, как отдавать распоряжение, руководитель должен удостовериться, как подчиненные понимают данную управленческую ситуацию;
- личностные качества
руководителя и
- налаживание обратной связи. Обратная связь- это информация, которая поступает от исполнителя. Она может быть положительной и отрицательной подчиненные и подчиненные не всегда понимают, что полученные ими результаты не соответствуют тем требованиям, которые ждет от них руководитель. Правильная обратная связь в сочетании с положительным мотивирующим воздействием со стороны руководителя- это сильное средство побуждении работающего к положительному отношению и выполнению его обязанностей.
- люди не будут результативно трудиться, если руководитель не заботится о побуждении интереса к работе, так как интерес- это и форма удовлетворения материальных потребностей человека, и положительное эмоциональное отношение личности к предмету или процессу своей деятельности. [2;42]
Однако в основе успешного принятия решения руководителем названных ролей лежат специфические особенности практического мышления руководителя, так как задачи руководителю ставит не теория, и ежедневная практическая деятельность, из которой и складывается эффективность работы всего учреждения в целом. [2;41]
Прежде чем решать задачу, руководитель должен вначале сам сформулировать ее- «увидеть», а затем вычленить как проблему деятельности. следовательно, особенность практического мышления руководителя является необходимость решения не только «уже готовых», т.е. сформулированных задач и проблем, но и умение их вычленять, правильно ставить, формулировать. Это требует важного мыслительного качества- умение видеть проблему; различать в череде дел и «текучке»задачи, требующие разрешения. Для руководителя эта черта практического мышления важна еще и потому, что одной из главных его обязанностей является постановка задач для подчиненных.
Ни для кого не секрет, что любая управленческая ситуация имеет множество способов разрешения - в чем-то более, а в чем то менее удачных и для этих способов, как правило, оценочные критерии либо отсутствуют, либо они не определены. Более того, часто их формулирует сам решающий проблему руководитель. На практике это ведет к тому, что при решении управленческих задач оцениваются не параметром «правильно- неправильно», а параметром «реальное, способное изменить ситуацию в нужном направлении».
Наряду с этим руководитель
выступает и в очень
Для практического мышления руководителя специфична и форма ответственности за решение задач и проблем. Если, например, теоретик несет ответственность лишь за конечный результат решения и на пути этого решения обладает неограниченной свободой выбора и формулировки способов и путей решения, то у руководителя- практика все это иначе. Его способы проверяются деятельностью подчиненных, в силу чего их ложность сразу и непосредственно проявляется в ошибочных , а то и необратимых практических последствиях. И это ответственность даже не за сам результат, а за процесс воплощения решения подчиненными. Поэтому конкретность мышления руководителя является еще одной его обязательной и специфической чертой. [2;44]
Еще одна способность руководителя- это необходимое специфическое сочетание умения видеть и оценивать ситуацию и в целом, и во всех ее деталях. В практике управления хорошо известна значимость, которую имеют именно детали и частности. Они нередко подсказывают путь решения всей проблемы. И наоборот, упущение какой- либо «детали» на практике может иметь серьезные или даже необратимые последствия.
Следующая категория специфических особенностей практического мышления руководителя определяется своеобразием содержания и условий управленческой деятельности. Потому что по содержанию управление требует мыслительного оперирования не только с информацией о производственно- технических процессах, но и с информацией о людях как о «социальных объектах».
Мы все сталкиваемся
с управленческими ситуациями, а
как известно управленческие ситуации
характеризуются свойством
Решения руководителя должны быть конкретными. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажений, тем больше возможности для четкого контроля за его исполнением. [2;45]
Следующая способность- это умение создавать «простые планы», ведущие, однако, к хорошим результатам. Это несравненно труднее, чем придумывать планы хитроумные. Усложнять- просто; упрощать- сложно. Умение составлять простые планы- это следствие не интеллектуальной слабости, а напротив- интеллектуальной мощи.
Одной из важнейших и постоянно решаемых руководителем задач управленческой деятельности выступают задачи прогнозирования деятельности. А свойство прогностичности мышления дифференцирует руководителей на «дальновидных» и «близоруких». Главная же сложность решения прогностических задач в управленческой деятельности состоит в том, что они требуют учета поведения других людей, поведения, не всегда подчиненного строгой и объективной логике. И здесь выходит на первое место свойство рефлексии, т.е. умение встать на позицию другого и предвидеть на основе этого его поведение.
Волевые качества - это непременный и важнейший атрибут личности руководителя. Само понятие «хороший руководитель» ассоциируется не только с понятием «умный руководитель», но даже чаще- с понятием «волевой руководитель». Сочетание именно этих двух качеств (ума и воли) является важнейшим условием эффективности руководства, лежи в основе таких профессионально важных свойств руководителя, как сила характера, решительность, упорство, энергичность, инициативность, умение брать ответственность на себя. «осторожная смелость» и т. п.
2.2. Анализ методики принятия управленческих решений
в ГУСО « Красногвардейский комплексный центр социального
обслуживания населения», Ставропольский край
Учреждение выполняет функции исполнительно распорядительного органа в сфере социальной защиты населения на территории Красногвардейскго района, проведения единой социальной политики в вопросах обеспечения поддержки социально уязвимых и малообеспеченных категорий населения. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Губернатора и Правительства Ставропольского края , приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также Министерства социальной развития и занятости населения Ставропольского края.
Учреждение возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Приказом Министра социального развития и занятости населения Ставропольского края.
Начальник Учреждения в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, организует и осуществляет кадровую политику управления.
Работники Центра являются государственными служащими, правовой статус которых определен Федеральным и Краевыми Законами " Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". [32]
Эффективность деятельности управления существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления.
Центр включает:
Административно-управленческий аппарат состоит из:
Отдел бухгалтерского учета и отчетности:
Отдел социальных гарантий и льгот:
В настоящее время управление сферой социальной защиты населения превратилось в сложную структуру и одну из важнейших функций государства. Многогранность социальной защиты населения требует, чтобы в сфере государственного управления, дальнейшего принятия управленческих решений были заняты квалифицированные специалисты.
Информация о работе Управленческие решения, методы подготовки и принятия решений в социальной работе