Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:01, реферат
Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.
УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
Уровни анализа
Макросоциология. Социологи исследуют
общество на двух уровнях: макро- и микроуровне.
Макросоциологию интересуют крупномасштабные
социальные системы и процессы, происходящие
в течение длительного времени. Основное
внимание она уделяет моделям поведения,
помогающим понять сущность любого общества.
Эти модели, или структуры, представляют
собой такие социальные институты, как
семья, образование, религия, а также экономический
и политический строй. Люди, вовлеченные
в данную систему социальных структур,
испытывают на себе их глубокое влияние.
Макросоциологи изучают взаимосвязи между
различными частями общества и динамику
их изменений.
Примерами макросоциологического подхода
могут служить теория конфликта и функционализм.
Микросоциология изучает
поведение людей в их непосредственном
межличностном взаимодействии. Исследователи,
работающие в этом ключе, считают, что
социальные явления можно понять лишь
на основе анализа тех смыслов, которые
люди придают данным явлениям при взаимодействии
друг с другом. Главный предмет их исследований
– поведение индивидов, их поступки, мотивы,
значения, определяющие взаимодействие
между людьми, которое оказывает влияние
на стабильность общества или происходящие
в нем перемены.
Социологические парадигмы
В современной социологии, согласно
Дж. Ритцеру, существуют пять основных
парадигм – исходных концептуальных схем,
объяснительных моделей, на которые опираются
различные концепции. Они различаются
в зависимости от того, как авторы понимают
социальную реальность.
^ Парадигма социальных
фактов сводит социальную реальность
к двум группам социальных фактов – социальным
структурам и социальным институтам, которые
рассматриваются в качестве реальных
вещей. Ее возникновение связано с именем
Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы
выделяются два противоположных теоретических
направления – структурно-функциональный
анализ (функционализм) и теории конфликта.
Среди последователей данного направления
можно назвать таких известных социологов,
как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р.
Дарендорф.
^ Парадигма социальных
дефиниций обязана своим возникновением
работам М. Вебера. Социальная реальность
здесь рассматривается через способ понимания
людьми социальных фактов. Согласно этой
парадигме, социальное поведение людей
строится в соответствии с пониманием
ими социальной реальности. К данной парадигме
относятся следующие теоретические направления:
символический интеракционизм, феноменологическая
социология и этнометодология. Наиболее
видными представителями являются А. Шюц,
Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
^ Парадигма социального
поведения опирается на психологическую
ориентацию в американской социологии
и выражается в бихевиористской социологии
и теории социального обмена. Наиболее
известным представителем первой является
психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс.
Суть данной парадигмы заключается в понимании
поведения человека как соответствующей
реакции на определенные внешние стимулы.
Особое внимание акцентируется на проблеме
вознаграждения ожидаемого и наказания
нежелательного социального поведения.
^ Парадигма психологического
детерминизма возникла на основе учения австрийского
психиатра З. Фрейда. Социальная реальность
здесь рассматривается через призму извечного
конфликта индивида и общества. Такие
исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая
роль бессознательного, гиперсексуализм,
эдипов комплекс, антропопсихологкческий
редукционизм, впоследствии претерпели
определенные изменения в теориях неофрейдизма
(Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма
(Г. Маркузе и Ф. Райх).
^ Парадигма социально-исторического
детерминизма связана с работами классиков
марксизма. В этой парадигме социальная
реальность рассматривается как совокупность
отношений между людьми, складывающаяся
в процессе их совместной деятельности.
В фокусе ее внимания – социальные структуры,
которые, взаимодействуя друг с другом,
порождают социальный процесс. Фактическое
устранение из объяснительной схемы реального
человека, приписывание ведущей роли в
общественном .развитии производственно-экономическим
факторам дают основание определить эту
парадигму более точно как экономический
детерминизм.
Несмотря на многочисленные попытки социологов,
до сих пор не удалось создать единой общей
социологической теории. Многие исследователи
считают социологию мультипарадигмальной
наукой, в которой сосуществуют различные
парадигмы. Так, американский социолог
Д. Ритцер разработал интегральную модель
социальной реальности. Она представлена
в виде взаимодействия четырех уровней
социальной реальности: макрообъективного,
макросубъективного, микрообъективного
и микросубъективного (рис. 1.4).
Значение этой модели в том, что она позволяет,
во-первых, установить реальные взаимосвязи
между различными уровнями социальной
реальности (рис. 1.5), во-вторых, служит
основанием классификации изучаемых явлений,
в-третьих, требует применения соответствующей
этим явлениям методики и техники.(Немировский В.Универсумная
парадигма в российской социологии//Социология
на пороге XXI века: Основные направления
исследований/Под ред. С.И. Григорьева
(Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария).
3-е изд., доп. и перераб. М., 1999. С. 84-87.)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИОЛОГИИ
Функционализм
В ходе своего развития социология выработала
ряд теоретических подходов, содержащих
различные объяснения общественной
жизни. В современной социологии
существуют три основных подхода: функциональный
(функционализм), конфликтологический
(теория конфликта) и символический интеракционизм.
Мы будем возвращаться к ним на протяжении
всего учебника.
Структурно-функциональный, или, проще
говоря, функциональный подход, сформировался
на основе идей О. Конта, Г. Спенсера и Э.
Дюркгейма (см. § 1.2). Его представители
рассматривают общество в целом и уделяют
главное внимание макроаспектам социальной
жизни. В 1950-е – в начале 1960-х гг. функциональные
теории Т. Парсонса и Р. Мертона заняли
центральное место в американской социологии.
Более того, некоторые сторонники этого
подхода утверждали, что он практически
синонимичен социологии.
Социальная система. Функционалисты исходят
прежде всего из того, что общество – это
система. ^ Система представляет
собой целостный комплекс взаимосвязанных
элементов, находящихся в функциональных
отношениях и связях друг с другом в течение определенного
времени. Функционалисты акцентируют
внимание на частях общества (отдельных
подсистемах), особенно на его важнейших
институтах – семье, религии, экономике,
государстве, образовании. Они идентифицируют
структурные характеристики институтов
подобно тому, как биологи описывают основные
свойства организма, а затем определяют
функции институтов.
Одна из особенностей системы состоит
в стремлении к равновесию ее компонентов
и воздействующих на нее сил. Таким образом,
изменение в одном институте имеет последствия
для других институтов, а также для общества
в целом. Например, понижение жизненного
уровня населения отрицательно сказывается
на рождаемости. Это ведет к сокращению
в школах набора учащихся, а далее – к
закрытию школ. Некоторые институты могут
меняться быстрее, чем другие, вызывая
дисбаланс в социальной системе.
^ Функции и дисфункции. В системном анализе функционалисты
уделяют большое внимание функциям, которые
выполняют части системы, особенно институты,
роли, модели культуры, социальные нормы
и группы. Функции – это наблюдаемые
последствия, позволяющие производить
адаптацию или регулировку системы.Функционалисты
говорят, что выживание системы зависит
от решения ряда важных задач. Существование
общества связано с выполнением некоторых
функциональных требований. Институты
являются основными структурами, с помощью
которых осуществляются организация,
управление и удовлетворение потребностей
социальной жизни. Каждый институт выстраивается
вокруг стандартного решения определенного
набора проблем.
Р. Мертон указывает на то, что институты
и другие части общества могут не только
способствовать поддержанию социальной
системы, но и вызывать негативные последствия.
Эти наблюдаемые последствия,
уменьшающие адаптацию или приспособление
системы, называют дисфункциями. Возьмем,
к примеру, бедность. В функциональном
плане наличие в обществе бедных обеспечивает
выполнение “черной работы” – грязной,
опасной, временной, бесперспективной,
низкооплачиваемой, лакейской. Наличие
бедности, кроме того, создает рабочие
места для людей, которые обслуживают
бедных или “защищают” от них остальное
население,– правоохранительные органы,
работники социального обеспечения, религиозные
организации, квартирные спекулянты, торговцы
наркотиками. Разумеется, большое количество
бедняков в конкретный период времени
может нарушить функции общества. Бедность
обостряет множество социальных проблем,
в том числе проблемы, связанные со здравоохранением,
образованием, преступностью и наркоманией.
Жертвы бедности часто ощущают свою отчужденность
от общества и, как следствие, отказывают
в своей лояльности системе.
^ Явные и скрытые (латентные)
функции. Мертон проводит также различие
между явными и скрытыми функциями. Явные функции – это те последствия,
которые планируются и осознаются участниками
системы, т.е. сознательные субъективные
намерения и объективные последствия
совпадают; скрытые функции –это последствия,
которые и не планируются, и не осознаются, т.е.
эти последствия не предполагались или
вызваны ненамеренно. Такое разграничение
помогает прояснить кажущиеся порой иррациональными
социальные модели поведения. Рассмотрим
обряды индейцев хопи, предназначенные
для вызова дождя. Наука говорит нам, что
явная функция ритуалов недостижима –
обряды не могут управлять природными
явлениями. Однако понятие скрытых функций
позволяет изучать последствия ритуалов
не для богов дождя, а для самих хопи. Ритуалы
объединяют отдельных членов общества
для совместной деятельности, отличающейся
сильным эмоциональным порывом, так как
представляют собой средство коллективного
самовыражения, благодаря которому индейцы
хопи достигают социальной солидарности.
Короче говоря, то, что сторонним наблюдателям
может показаться иррациональным поведением,
для самой группы является действием функциональным.
^ Социальный консенсус. Функционалисты также полагают,
что большинство членов общества имеют
единое мнение относительно того, что
им представляется желательным, целесообразным
и моральным, а что нежелательным, нецелесообразным
и неэтичным. Другими словами, у них существует
консенсус в отношении основных ценностей
и убеждений. Так, большинство американцев
принимают для себя ценности и убеждения,
присущие демократическому кредо, доктрине
равных возможностей и личного успеха;
большинство кубинцев согласны с обществом,
сформированным в соответствии с коммунистическими
идеалами. Функционалисты утверждают,
что высокая степень консенсуса служит
фундаментом социальной интеграции и
стабильности. Благодаря длительному
процессу социализации люди приходят
к принятию правил своего общества, поэтому
по большей части они придерживаются этих
правил.
^ Оценка функционального
подхода. Функциональный подход является
полезным инструментом для описания общества
и определения его структурных элементов
и их функций. Он дает развернутую картину
социальной жизни в целом, которая находит
свое выражение в упорядоченном и повторяющемся
поведении и устойчивых моделях институтов.
Для четкого видения часто полезно “закрыть”
социальные процессы и описывать поведение
в данный момент времени. Анатом поступает
именно таким образом, когда изучает под
микроскопом клетку или исследует в лаборатории
труп. Применяя функциональный подход,
мы прежде всего получаем статичную картину
– нечто вроде фотоснимка социальной
жизни в конкретный исторический период.
Теория конфликта
Приверженцы этой теории, как и функционалисты,
основное внимание уделяют обществу
в целом, исследуя его институты
и структурные образования. Однако
эти два подхода во многом отличаются
друг от друга. Если функционалисты описывают
общество как относительно статичное,
то конфликтологи делают акцент на процессах,
которые непрерывно трансформируют общественную
жизнь. Там, где функционалисты делают
упор на порядке и стабильности в обществе,
конфликтологи подчеркивают беспорядок
и нестабильность. Там, где функционалисты
видят общие интересы, разделяемые членами
общества, конфликтологи фокусируют внимание
на интересах несовпадающих. Если функционалисты
рассматривают консенсус как основу для
социального единства, то конфликтологи
утверждают, что социальное единство –
это иллюзия, оно достигается только силой.
И, наконец, функционалисты рассматривают
социальные структуры как необходимые
и обусловленные требованиями групповой
жизни, тогда как конфликтологи считают
многие из этих структур ненужными и неоправданными.
Символический интеракционизм
Функционалисты и конфликтологи
уделяют основное внимание “макроструктурам”
общества, а представителей символического
интеракционизма, как правило, больше
интересуют “микроаспекты” социальной
жизни. Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, М. Кун и Г. Блумер
изучали социальное взаимодействие индивидов
и задавались вопросом, как им удается
согласовывать свои действия.
Символы. Представители
символического интеракционизма подчеркивают,
что люди – социальные существа. Однако
в отличие от муравьев, пчел, термитов
и других насекомых, ведущих общественный
образ жизни, мы практически не обладаем
врожденными моделями поведения, которые
связывали бы нас друг с другом. Если у
нас по существу отсутствуют заложенные
природой механизмы социального поведения,
то как может возникнуть общество? Представители
символического интеракционизма находят
ответ в способности людей общаться посредством
символов.
^ Смысловое значение:
конструирование реальности. Следуя традиции Джорджа Герберта
Мида (1863-1931), представители символического
интеракционизма утверждают, что мы совершаем
действия, сообразуясь с значением, которое
в них вкладываем. Значение не есть нечто,
изначально присущее вещам, это свойство,
которое проистекает из взаимодействия
людей в их повседневной жизни (Блумер).
Другими словами, социальная реальность
создается людьми, когда они действуют
в этом мире и интерпретируют происходящие
в нем события. Как отмечает социальный
философ А. Шюц, таких вещей, как факты,
строго говоря, просто нет. Мы выбираем
факты из универсального контекста посредством
деятельности своего мозга, и по этой причине
все “факты” суть творение человека.
Соответственно, представители символического
интеракционизма считают, что мы воспринимаем
мир как сконструированную реальность.
Понять сказанное поможет следующий пример.
Как-нибудь в безоблачную ночь посмотрите
на северную часть неба и отыщите семь
звезд, которые образуют Большую Медведицу.
Затем попытайтесь различить в этой комбинации
звезд изображение вначале медведя, потом
повозки и, наконец, круглой корзины. Большинство
людей с трудом опознают два последних
объекта. Они говорят: “Это просто похоже
на ковш и все”. Другим людям это созвездие
известно под иными именами. Древние сирийцы
видели в этом расположении звезд Дикого
Вепря, индусы – Семь Мудрецов, греки –
Большую Медведицу, поляки – Небесную
Колесницу, а китайцы – Северную Корзину.
Интересным во всем этом представляется
влияние, оказываемое такими названиями
– словами-символами – на то, каким видится
людям эта конфигурация небесных светил.
Из описаний, оставленных древними греками,
ясно, что они не просто называли эти звезды
Большой Медведицей; когда они смотрели
на северную часть неба, они на самом деле
видели фигуру медведя. Для большинства
из нас не имеет значения тот факт, что
в этом созвездии видны примерно 200 других
звезд и что эти звезды имеют бесконечное
множество комбинаций и форм. В случае
с ковшом мы выделяем семь отдельных звезд,
даем им наименование “ковш” и в свою
очередь видим “ковш”. Греки видели медведя,
сирийцы – дикого вепря и т.д.
Все это приводит представителей символического
интеракционизма к выводу, что если социологи
хотят изучить жизнь общества, они должны
сначала понять слова и поступки членов
этого общества, приняв их точку зрения.
Эта теория в значительной мере испытала
влияние веберовской концепции понимания
(Verstehen).
Оценка символического интеракционизма.
Преимущество этого подхода в том, что
он вводит “людей” в панораму социологического
исследования. Он направляет внимание
на деятельность индивидов в их повседневной
жизни и видит в людях не роботов, механически
выполняющих предписания социальных правил
и институциональных норм, а ведущих общественный
образ жизни существ, наделенных способностью
мыслить. Посредством взаимодействия
они оперируют символами и значениями,
которые позволяют им интерпретировать
ситуации, оценивать преимущества и недостатки
определенных действий и затем выбирать
одно из них. Итак, представители символического
интеракционизма предлагают образ человека
как индивида, активно формирующего свое
поведение, а не пассивно реагирующего
на внешний диктат структурных ограничений.
Однако подход символического интеракционизма
имеет свои слабые стороны. В повседневной
жизни люди не обладают полной свободой
в формировании своих действий. Хотя представители
символического интеракционизма признают,
что во многих действиях человек руководствуется
системами установившихся смысловых значений,
включая культуру и общественный строй,
некоторые социологи (Блумер) принижают
роль, которую играет в нашей жизни социальная
структура. Критики утверждают, что теория
социального взаимодействия на основе
символов делает чрезмерный акцент на
сиюминутной ситуации и “преувеличивает
внимание к преходящему, эпизодическому
и мимолетному”.
В отличие от традиционных формул символического
интеракционизма функционалисты напоминают,
что обществу присущи упорядоченность
и повторяемость, которые ограничивает
диапазон возможностей человека в совершении
действий. В свою очередь конфликтологи
указывают, что социальные структуры не
являются нейтральными, а распределяют
обязанности и привилегии между группами
неравным образом. Для преодоления некоторых
из этих трудностей ряд представителей
символического интеракционизма, например
Ш. Страйкер, предприняли попытку ввести
в свою теорию структурные компоненты.
Страйкер стремится объединить социальную
структуру с индивидуумом посредством
таких понятий, как “позиция” и “роль”.
Информация о работе Уровни социологического анализа и социологические парадигмы