Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:15, доклад
Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий.
Установка и личность
Симоненко Ульяна 4 курс «Психология»
attitude
Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии.
Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий.
Изучение социальной установки (attitude) в социальной психологии
Периоды исследований:
Аттитюд -состояние сознания, регулирующее
отношение и поведение человека в связи
с определенным объектом в определенных
условиях, и психологическое переживание
им социальной ценности, смысла объекта.
Предопределили структуру социальной установки, а также объяснили ее принципиальное отличие от простой установки (по теории Д. Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает прежде всего психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям.
категорию отношений в концепции В. Н. Мясищева, которая понималась им как система связей личности с действительностью;
понятие личностного смысла у А. Н. Леонтъева, выделявшего прежде всего личностный характер восприятия человеком объектов реального мира и его отношения к ним;
направленность личности в работах Л. И. Божович.
отдельные свойства социальной установки
Проблема социальной установки в общей психологии
Концепция Д.Н. Узнадзе.
Установка (англ. set) – целостное динамическое состояние готовности субъекта к определенной активности, обусловленное потребностью субъекта и объективной ситуацией (физиологические потребности).
Томас и Знанецкий описали и 4 функции аттитюдов:
Структура социальной установки
В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру социальной установки, выделив 3 известных компонента: когнитивный; аффективный; поведенческий.
Будет или не будет реализовано поведение, соответствующее когнитивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, то есть взаимодействия с другими аттитюдами.
Аттитюды и реальное поведение: эксперименты Р. Лапьера, 1934 г.
США, полевой эксперимент :
Вывод Р. Лапьера («парадокс Лапьера»): между аттитюдами по отношению к китайцам и реальным поведением есть различие.
Объяснения «парадокса Лапьера»
Упадок интереса к аттитюдам был связан со сложностями обоснования связи аттитюдов и поведения.
Стереотипы и предрассудки
Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента.
Наиболее распространенным
видом таких извращенных
Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему.
Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный.
Иерархическая структура системы социальных установок
4 уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида:
1.просто установки (в понимании Д. Н, Узнадзе), регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;
2.социальные установки, которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп;
3.включает общую направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);
4.высшем уровне располагается система ценностных ориентации личности.
Диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В. А. Ядова (1975).
Несмотря на то, что В. А. Ядов пользуется такими понятиями, как диспозиция, направленность интересов личности и ценностные ориентации, его концепция не вступает в противоречие с теорией социальной установки. Сомнение вызывает лишь ограничение роли социальной установки вторым и третьим уровнями. Дело в том, что по своим психологическим функциям и структуре ценностные ориентации также являются социальными установками. Они включают в себя знание и оценку ценностей конкретного общества и соответствующее им поведение. Они действительно отличаются от других социальных установок, но лишь наиболее высокой социальной и личностной значимостью своих объектов, а по своей психологической природе они ничем не выделяются из общей системы социальных установок.
Объяснение и подтверждение такому подходу к проблеме иерархии социальных установок можно найти в концепции общих значений и личностных смыслов социальных объектов А. Н. Леонтьева (1972).
Из этой концепции
видно, что один и тот же социальный
объект (событие, процесс, явление и
т. д.), имеющий однозначную
Таким образом, социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем.
Список использованной литературы:
Спасибо за внимание!!!