Установка и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:15, доклад

Краткое описание

Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий.

Вложенные файлы: 1 файл

Установка и личность.pptx

— 726.12 Кб (Скачать файл)

Установка и личность

 

Симоненко Ульяна 4 курс «Психология»

 

attitude

Социальная  установка — одна из основных категорий  социальной психологии.

 

Социальная  установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий.

Изучение  социальной установки (attitude) в социальной психологии

 

      1.  От введения термина в 1918 году (У. Томас, Ф. Знанецкий) до Второй мировой войны. Рост популярности проблемы и числа исследований.
      2. 1940-1950 гг. Упадок исследований.
      3. 1950-1960 гг. Возрождение интереса, разработка новых идей, одновременно – признание кризиса.
      4. 1970-е. Обилие противоречивых и несопоставимых фактов, застой.
      5. 1980-1990 гг. Новый рост интереса к проблеме.

 

Периоды исследований:

Аттитюд -состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта.  

 

    • Важнейший признак: социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, а также регулятивная роль социальной установки. 

 

Предопределили  структуру социальной установки, а также объяснили ее принципиальное отличие от простой установки (по теории Д. Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает прежде всего психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям.

категорию отношений  в концепции В. Н. Мясищева, которая  понималась им как система связей личности с действительностью;

понятие личностного смысла у А. Н. Леонтъева, выделявшего прежде всего личностный характер восприятия человеком объектов реального мира и его отношения к ним;

направленность  личности в работах Л. И. Божович.

 

отдельные свойства социальной установки

 

Проблема  социальной установки в общей  психологии

 

Концепция Д.Н. Узнадзе.

 Установка (англ. set) – целостное динамическое состояние готовности субъекта к определенной активности, обусловленное потребностью субъекта и объективной ситуацией (физиологические потребности).

Томас и  Знанецкий описали и 4 функции аттитюдов:

 

    1. приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
    2. функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
    3. функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
    4. функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. 

Структура социальной установки

 

В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру  социальной установки, выделив 3 известных компонента: когнитивный; аффективный; поведенческий. 

 

Будет или не будет  реализовано поведение, соответствующее  когнитивному и аффективному компонентам  данной установки, зависит от ситуации, то есть взаимодействия с другими  аттитюдами.

Аттитюды  и реальное поведение: эксперименты Р. Лапьера, 1934 г.

 

      • Лапьер вместе с двумя студентами-китайцами посетил 252 отеля. В 251 отеле – нормальный прием. Не было различий в обслуживании Лапьера и студентов-китайцев. 
      • Через два года Лапьер обратился в 251 отель с письмами (будет ли им вновь оказан прием). Ответили из 128 отелей: 1 - согласие, 52% - отказ, остальные – уклончивые формулировки. 

 

США, полевой  эксперимент :

 

Вывод Р. Лапьера («парадокс Лапьера»): между аттитюдами по отношению к китайцам и реальным поведением есть различие.

Объяснения  «парадокса Лапьера»

 

Упадок  интереса к аттитюдам был связан со сложностями обоснования связи  аттитюдов и поведения.

      • М. Рокич: существует два аттитюда – на объект (китайцы) и ситуацию (обслужить посетителей, нормы сервиса).
      • Д. Кац, Э. Стотленд: в разных ситуациях могли проявляться то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, результат был различным.

Стереотипы  и предрассудки

 

Четкая  структура социальной установки  позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки  они отличаются прежде всего содержанием  своего когнитивного компонента.

    • Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. 
    • Предрассудок - это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. 

 

Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и  национальные предрассудки.

Основная причина  формирования предрассудков кроется  в неразвитости когнитивной сферы  личности, благодаря чему индивид  некритично воспринимает влияния соответствующей  среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у  ребенка еще нет или почти  нет адекватных знаний о том или  ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения  уже формируется определенное эмоционально-оценочное  отношение к нему. 

Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может  и соответствующий жизненный  опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный.

Иерархическая структура системы социальных установок

 

4 уровня  диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида:

1.просто установки (в понимании Д. Н, Узнадзе), регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2.социальные установки, которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп;

3.включает общую направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4.высшем уровне располагается система ценностных ориентации личности.

 

Диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В. А. Ядова (1975). 

Несмотря на то, что В. А. Ядов пользуется такими понятиями, как диспозиция, направленность интересов личности и ценностные ориентации, его концепция не вступает в противоречие с теорией социальной установки. Сомнение вызывает лишь ограничение роли социальной установки вторым и третьим уровнями. Дело в том, что по своим психологическим функциям и структуре ценностные ориентации также являются социальными установками. Они включают в себя знание и оценку ценностей конкретного общества и соответствующее им поведение. Они действительно отличаются от других социальных установок, но лишь наиболее высокой социальной и личностной значимостью своих объектов, а по своей психологической природе они ничем не выделяются из общей системы социальных установок.

    • Для каждого отдельного индивида также существует собственная. Для какого-то человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей; а для другого на первом плане — построение карьеры любой ценой, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни.
    • По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции справедливо относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида. 

Объяснение и  подтверждение такому подходу к  проблеме иерархии социальных установок  можно найти в концепции общих  значений и личностных смыслов социальных объектов А. Н. Леонтьева (1972).

Из этой концепции  видно, что один и тот же социальный объект (событие, процесс, явление и  т. д.), имеющий однозначную интерпретацию  с позиций ценностей и норм общества , приобретает различный  личностный смысл для отдельных  индивидов.

    • Следовательно, помимо диспозиционной концепции В. А. Ядова, критерием которой служит общественная значимость объектов социальных установок различного уровня, можно признать существование субъективных иерархий социальных установок, построенных по критерию их психологической и личной значимости для каждого конкретного индивида.

Таким образом, социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем.

 

Список использованной литературы:

 

    • Радина Н.К. Социальная психология/Личность и социальная установка – М.:Нижний Новгород, 2008.
    • Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений - 5 изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
    • Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Л. Журавлева. - М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2002. - 351 с.
    • Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, - 2001. - 301 с.

 

Спасибо за внимание!!!


Информация о работе Установка и личность