Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:07, контрольная работа
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма. Эмиль принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социологию в том виде, какой придал им Дюркгейм.
Введение………………………………………………………………………………………………………….….2
1. Учение о методе Э.Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма………………………………………….3
2. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма…..6
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?...........................................10
Заключение………………………………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………………………..16
2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);
3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).
В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм:
Таким образом, на сегодняшний момент
не существует общенаучного мнения о
системе социологических
Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.
Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.
Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.
Однако не все конфликты играют
в обществе позитивную роль, поэтому
на государство возлагается
Наиболее интенсивно эта парадигма
развивалась американскими
Суть парадигмы заключается
в том, что функционирование человека
в обществе основывается на обмене
различными социальными благами. Взаимодействие
между субъектами социальных отношений
носит ценностно-нормативный
Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.
Данная парадигма также
Социальный прогресс рассматривается
социологами как выработка и
изменение социальных значений, не
имеющих строгой причинной
Парадигма, тесно связанная с
символическим
Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.
Она развивалась рядом
Конечно же, богатство парадигм социологии
не исчерпывается этим перечнем. Однако
сегодня именно они являются ведущими
в социологических
Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.
Заключение
Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором пpaвил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.
Доказывая "нормальный" характер солидарности в обществе и "анормальный" характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы "органической" солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения)"механической" солидарности в тоталитарных обществах.
Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.
Список использованной литературы:
1. Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко ,Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-349 с.
2. http://fictionbook.ru
3. http://ru.wikipedia.org
4. http://www.phil63.ru
~ ~