Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Органическая солидарность.

1) Морфологическая (структурная)  основа

  • Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
  • Организованный тип (слияние рынков и рост городов)
  • Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
  • Относительно большой объем населения
  • Относительно высокая материальная и моральная плотность

2) Типы норм (воплощенные в праве)

  • Правила с реститутивными санкциями
  • Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

3) а) Формальные признаки  коллективного сознания

  • Малый объем
  • Низкая интенсивность
  • Низкая определенность
  • Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии

 

   б) Содержание коллективного сознания

  • Возрастающая светскость
  • Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
  • Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
  • Абстрактность и общий характер.

 

 

         Разделение труда обуславливает  индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все  связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает  новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме, его  интенсивность и степень определенности также уменьшаются, по содержанию оно  все более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.

Причиной разделения труда  Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность  социальной жизни, возрастание «физической  плотности», «объема» общества. Все, что  неразрывно связано с увеличением  «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться  развитым экономическим планированием  и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными  корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.  
Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм искал объяснения этого состояния в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.  
Преодоление «ненормальных форм» мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

Анализируя проблемы «принудительного характера» труда, морального и экономических  кризисов общества, антагонизма труда  и капитала, Дюркгейм был склонен  рассматривать их как результат  недостаточной отрегулированное отношений  между главными классами общества, как нездоровый элемент в жизни  общества, которое в целом рассматривалось  как солидарное, сохранившее свойственное предшествующим эпохам единство, целостность. Разделение труда, согласно Дюркгейму, - как раз тот механизм, который  в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую  силу общего, коллективного, религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, т.е. солидарность, компенсирующую якобы все недостатки, связанные  с узкой специализацией.

3.    Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры.

Аномия—это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии.

Дюркгейм выделяет несколько  типов самоубийств.

Эгоистическое самоубийство. Пытаясь понять, каким образом  преобладающая принадлежность к  тому или иному типу вероисповедания  может повлиять на статистику самоубийств, Э. Дюркгейм приходит к выводу, что  «чем сильнее в группе верующих проявляются  частные суждения, тем меньше роль церкви в жизни людей, тем слабее ее сплоченность и жизненность». Поэтому  «перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит от того, что эта церковь по существу своему менее целостна, нежели католическая».

Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийства, который Э. Дюркгейм называет также «эндемическим», прямо противоположен рассмотренному выше и происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает… индивидуальность». Согласно Э. Дюркгейму, альтруистический суицид, т. е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения.

Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия – это «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно». Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию.

В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначальный и важнейший источник солидарности общества — это правильное понимание честности и порядочности. Наказание преступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядового гражданина к данной социальной структуре. Без угрозы наказания средний гражданин может потерять свою глубокую привязанность к данному обществу и свою готовность принести необходимую жертву ради сохранения этой привязанности. 

 

 

 

Заключение.

Вклад Дюркгейма  в становление и развитие социологического знания общепризнан. Трудно найти такую отрасль социологии, начиная от  общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которых  бы так или иначе не ощущалось влияние идей французского социолога. Дюркгейм один из зачинателей структурного функционализма в социологии, сохранял в определенной мере приверженность эволюционистской и сравнительно-исторической методологии. чрезвычайно существенно постоянное стремление Дюркгейма сочетать теоретический и эмпирический подходы в исследовании социальных явлений.

Дюркгейм внес огромный вклад  в исследование общества как нормативной  системы. Следует еще раз подчеркнуть  значение введенного им понятия аномии, широко применяемого в социологии права, морали, отклоняющегося поведения и  т.д.

Социальная солидарность – главная тема всей его социологии, и в ее изучении он сыграл важную роль. Многие его исследования и  подходы к различным социальным явлениям и целым сферам социальной жизни в полной мере сохраняют  свою актуальность. Это относится, в частности, к проблематике семьи, морали, профессиональной этике, права, религии, процессов саркализации и т.д. В высшей степени актуальны сегодня и те принципы научной социологической этики, этики честного непредвзятого исследования, которые отстаивал французский социолог  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Терра-Книжный клуб, 2008.
  2. Социология: учебник для вузов / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.
  3. Кравченко А.И. Социология. – М.: Проспект : Социология ,2007.
  4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / под ред. д.ф.н. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс Универс, 1993.

 


Информация о работе Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма