Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:36, доклад
Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.
Фазы эволюции
социологии
В истории социологии выделяются 2 этапа:
1) до научный;
2) научный, когда формируются
критерии научности социологических знаний.
До научный период развития знания об
обществе охватывает время от античной
эпохи до середины 19 в. Предшественницей
научной социологии является социальная
философия. В трудах философов античности
Платона и Аристотеля и др; ранних христианских
учениях создавались первые теории об
общественном устройстве, положении и
роли человека в обществе.
В середине века господствовали теологические теории, объяснявшие принципы миропорядка и государства с позиции христианских, буддийских, исламских учений о жизни людей.
В новое время (17-18 вв.) в
трудах Д. Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли
и др. получили распространение
Возникновение социологии как науки приходится
на З0-е годы XIX в. Ее появление было реакцией
на общественную потребность знать и изучать
изменяющийся в направлении целостности
социальный мир. Истоки социологии следует
искать не только в природе капиталистического
общества.
Основателем социологии был О. Конт. Его
идеи строгого отбора социальных фактов,
понимания общества как органического
целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного
подхода к нему оказались наиболее предпочтительными,
для дальнейшего прогресса социологии.
Активному проникновению в социологию
эволюционизма способствовали взгляды
Г. Спенсера. Социальная эволюция стала
рассматриваться как продолжение биологической.
Это явилось своеобразным импульсом для
развития в социологии натурализма.
Следует упомянуть Э. Дюркгейм, Вебер,
которые внесли большой вклад в социологию.
Развитие социологии в XX в. Связано
-во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии,
- во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого этапа охватывают, начиная с 20-х годов, пол-столетия.
В настоящее время в
зависимости от уровня получаемых знаний
в социологии выделяются:
1) теоретическая
социология, дающая глубокое обобщение
фактического материала, путем построения
теории, раскрывающих универсальные закономерности
функционирования общества (социальной
системы и ее структур).
2) прикладная
(эмпирическая) социология - изучает
практические стороны социальной жизни
общества на базе общесоциологических
теорий и фактических материалов.
3) социальная
инженерия - уровень практического
внедрения полученных знаний с целью моделирования
путей разрешения конкретных социальных
проблем. Кроме того, социология имеет
и внутреотраслевое и отраслевое деление
(социология труда, экономическая социология,
социология досуга, семьи, образования,
религии, малых групп, молодежи, пола, поселений
и т.д.)
Объект, предмет,
категории социологии
Слово "социология" (от. лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие, учение) - "наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Ученый Дж. Херд определяет социологию как учение о человеческом обществе.
Его соотечественник Э. Гидденс рассматривает общество во всех формах его проявления - социальном пространстве (среда, территория, коммуникация), социальном времени (историческое прошлое, современность и будущее). "Социология - это учение о человеческой жизни, группах и обществах".
Американский социолог Дж. Снелзер утверждает, что социология - наука об обществе. Но общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название "общественные науки": история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология - это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества.
Своеобразие социологии как
самостоятельной науки среди
других общественных наук находит свое
выражение в том, что она изучает
общество, его функционирование и
развитие под специфическим углом
зрения - сквозь призму социальных явлений,
процессов, отношений, составляющих основное
содержание социальной реальности - социума
как объекта социологии.
Объект
социологии - то, на что направлено
социологическое внимание и исследование.
Но это не просто общество, или некая совокупность
общественных отношений людей.
Во-первых, это прежде всего современное общество.
Во-вторых, отчасти это
и прошлое общество, поскольку
необходимы исторические сравнения
для лучшего понимания
В-третьих, и это особенно
важно, объектом социологии выступает
информация об обществе: объективная
и субъективная, первичная и вторичная,
собранная с помощью самых
различных методов, на основании
различных источников.
Основными информационными объектами
социологии выступают:
Итак, социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, социальные факторы образуют объекты социологии. Он не отделен непроходимой стеной от предмета. Предмет - часть объекта, он "вырастает" из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем.
Скажем, общество как целостность - объект социологии. Изучение его как органической системы - предмет.
Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет.
Обращение к социальным институтам (государству, собственности, семье) - объектная область социологии. Исследование же регулирующих, управляющих, властных функций этих инструментов составляет один важный элемент предмета нашей науки.
Соответственно вырисовывается понятие
предмета социологии как науки о
современном обществе как целостной
системе, тенденциях ее функционирования
и изменений, науки о становлении
и динамике социальных общностей, институтов
и организаций, взаимодействии между
личностью и общностями, науки
об осмысленных социальных действиях
людей, социальных процессах и массовом
поведении. Соответственно, основной
вопрос социологии можно сформулировать
так: что есть общество как функционирующая
структурная целостность? Отвечая
на него, мы говорим, что это взаимодействие
социальных общностей, личностей, социальных
процессов, поведения людей. Мы даем самое
общее определение предметной области
социологии, которое, как нам кажется,
является лейтмотивом различных концепций
относительно природы социологического
знания.
Схематически структуру предмета социологии
можно представить в виде концентрических
кругов. В центре "Ядро" - социальные
общности, включающие в себя всю совокупность
человеческих индивидов и являющиеся
"социумом" точном значения этого
понятия. Социальные общности - источник
и движущая сила социальных действий и
процессов. Их взаимодействие ведет к
институционализации. Динамика социальных
общностей, групп, классов, страт, социальных
институтов формируют социальную структуру
общества. Общество, характеризуясь стабильностью,
динамичностью, открытостью, самодостаточностью,
пространственно-временным бытием, выступает
как целостная органическая система.
Функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Познавательные функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы оптимизации тех областей социальной реальности, которые требуют изменений и реформации. Возможно только комплексное действие функций.
Были выявлены основные функции социологии:
Методы
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
вводная часть (введение в проблему),
основная часть (вопросы по проблеме),
заключительная часть (социальная).
4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[9].