Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 18:40, практическая работа

Краткое описание

Цель государственной политики в области образования на современном этапе. Основные концептуальные особенности подходов к построению стандарта нового поколения. Реализация системно-деятельностного подхода как методологического основания ФГОС.

Вложенные файлы: 1 файл

Практическая работа Модуль 2.docx

— 29.21 Кб (Скачать файл)

Практическая работа Модуль 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт

нового поколения как условие совершенствования качества

образования в современной школе.

 

Ф.И.О. слушателя    Исаева Казипат Даутовна


Группа  №2  Дата выполнения работы  12.05.2014г.


 

Вопрос 1.

Определите цель государственной политики в области образования на современном этапе.

Ответ.

Целью современного образования является развитие личности в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества в период перехода от индустриального общества к информационному. Требуется модернизация школьного образования.

 

Вопрос 2.

Какие нормативные документы определяют основу и введение Федерального государственного образовательного стандарта?

Ответ.

  1. Декларация прав ребенка, принятая в ООН.
  2. Конституция РФ, статья 43.
  3. Международный пакт об экономических, социальный и культурных правах. Статья 13.
  4. Закон РФ «Об образовании».
  5. Образовательные стандарты.

 

Вопрос 3.

Какие задачи поставлены ФГОС перед современной школой?

Ответ.

Главная задача ФГОС – организовать деятельность обучающегося. Целью школы становятся не только давать знания, но и формировать умение ставить цель и добиваться ее, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, заботиться о других и быть нравственным человеком, сохранять и укреплять свое здоровье, формировать экологическую культуру.

 

Вопрос 4.

Определите основные концептуальные особенности подходов к построению стандарта нового поколения.

Ответ.

· ФГОС – общественный договор между семьей, обществом и государством;

· впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования;

· впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни;

· впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель;

· ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.

 

Вопрос 5.

В чем, по-вашему, заключается реализация системно-деятельностного подхода как методологического основания ФГОС?

Ответ.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;  
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;  
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;  
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

 

Вопрос 6.

Должны ли, на ваш взгляд, измениться требования к профессиональной подготовке учителя, приступающего к реализации ФГОС?

Ответ.

Отвечая  на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования  к условиям  образования. Реализовать в полной мере  заявляемый системно-деятельностный, тем более -   компетентностный подход,  не меняя  сложившуюся  систему традиционной школы, просто   невозможно. Так  же,  как,  невозможно сформировать у учащихся  ключевые компетенции, работая только в  классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно  очевидно, что  реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.

Содержание компетенции учителя, приступающего к реализации ФГОС,  определяется  такими   характеристиками, как:

  1. Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
  2. Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.
  3. Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
  4. Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.
  5. Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)
  6. Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).
  7. Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.).
  8. Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.

Вопрос 7.

Какая роль отведена Основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в образовательном пространстве школы?

Ответ.

Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Вопрос 8.

Каковы особенности планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте требований стандарта?

Ответ.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает  и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

 

 

Вопрос 9.

Назовите основные понятия, которые определяет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Ответ.

Концепция определяет: 
•    характер современного национального воспитательного идеала;  
•    цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;  
•    систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; 
•     основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 
Общеобразовательные учреждения должны  воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и  сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции,  
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. 
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: 
•    нация ― государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных  характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую  этнические общности, которыми  в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории нация (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы,  многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций; 
•    национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями  жителей страны. Российская Федерация - национальное  государство, имеющее  разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся  большой региональной спецификой; 
•    национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе,  чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; 
•    формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации  как о гражданской нации и воспитание патриотизма; 
•    патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности  своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству; 
•    гражданское общество –  общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ  до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью  образования; 
•    многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для  России это  существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации  и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия; 
•    межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран; 
•    социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений; 
•    развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 
•    воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; 
•    национальный воспитательный идеал ― высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций; 
•    базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях; 
•    духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; 
•    духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей  являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.

 

Вопрос 10.

В чем, по-вашему мнению, заключаются основные отличия стандарта нового поколения от ранее существующего?

 

 

Ответ.

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.  
 
Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться. 
 
То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:  

  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности российского гражданина
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми

Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

 


Информация о работе Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современно