Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 18:40, практическая работа
Цель государственной политики в области образования на современном этапе. Основные концептуальные особенности подходов к построению стандарта нового поколения. Реализация системно-деятельностного подхода как методологического основания ФГОС.
Практическая работа Модуль 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
нового поколения как условие совершенствования качества
образования в современной школе.
Ф.И.О. слушателя Исаева Казипат Даутовна
Группа №2 Дата выполнения работы 12.05.2014г.
Вопрос 1.
Определите цель государственной политики в области образования на современном этапе.
Ответ.
Целью современного образования является развитие личности в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества в период перехода от индустриального общества к информационному. Требуется модернизация школьного образования.
Вопрос 2.
Какие нормативные документы определяют основу и введение Федерального государственного образовательного стандарта?
Ответ.
Вопрос 3.
Какие задачи поставлены ФГОС перед современной школой?
Ответ.
Главная задача ФГОС – организовать деятельность обучающегося. Целью школы становятся не только давать знания, но и формировать умение ставить цель и добиваться ее, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, заботиться о других и быть нравственным человеком, сохранять и укреплять свое здоровье, формировать экологическую культуру.
Вопрос 4.
Определите основные концептуальные особенности подходов к построению стандарта нового поколения.
Ответ.
· ФГОС – общественный договор между семьей, обществом и государством;
· впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования;
· впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни;
· впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель;
· ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.
Вопрос 5.
В чем, по-вашему, заключается реализация системно-деятельностного подхода как методологического основания ФГОС?
Ответ.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие
у детей познавательного мотива (желания
узнать, открыть, научиться) и конкретной
учебной цели (понимания того, что именно
нужно выяснить, освоить);
• выполнение
учениками определённых действий для
приобретения недостающих знаний;
• выявление
и освоение учащимися способа действия,
позволяющего осознанно применять приобретённые
знания;
• формирование
у школьников умения контролировать свои
действия – как после их завершения, так
и по ходу;
• включение
содержания обучения в контекст решения
значимых жизненных задач.
Вопрос 6.
Должны ли, на ваш взгляд, измениться требования к профессиональной подготовке учителя, приступающего к реализации ФГОС?
Ответ.
Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.
Содержание компетенции учителя, приступающего к реализации ФГОС, определяется такими характеристиками, как:
Вопрос 7.
Какая роль отведена Основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в образовательном пространстве школы?
Ответ.
Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Вопрос 8.
Каковы особенности планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте требований стандарта?
Ответ.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Вопрос 9.
Назовите основные понятия, которые определяет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Ответ.
Концепция
определяет:
• характер
современного национального воспитательного
идеала;
• цели
и задачи духовно-нравственного развития
и воспитания детей и молодежи;
• систему
базовых национальных ценностей, на основе
которых возможна духовно-нравственная
консолидация многонационального народа
Российской Федерации;
•
основные социально-педагогические условия
и принципы духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные
учреждения должны воспитывать гражданина
и патриота, раскрывать способности и
таланты молодых россиян, готовить их
к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире. При этом образовательные учреждения
должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать
с семьями обучающихся, другими субъектами
социализации, опираясь на национальные
традиции,
Концепция
формулирует социальный заказ современной
общеобразовательной школе как определенную
систему общих педагогических требований,
соответствие которым обеспечит эффективное
участие образования в решении важнейших
общенациональных задач.
Социальный
заказ образованию устанавливается в
следующей системе фундаментальных социальных
и педагогических понятий, а также отношений
между ними:
• нация
― государственно-территориальная и политико-правовая
общность, существующая на основе общих
политических, историко-культурных и духовно-ценностных
• национальное
государство – государство с общей, контролируемой
центральной властью, хозяйственно-экономической
основой, с общей территорией, с общими
историко-культурными ценностями жителей
страны. Российская Федерация - национальное государство,
имеющее разнообразный этнический и религиозный
состав населения и отличающееся большой
региональной спецификой;
• национальное
самосознание (идентичность) – разделяемое
всеми гражданами представление о своей
стране, ее народе, чувство принадлежности
к своей стране и народу. Основу национальной
идентичности составляют базовые национальные
ценности и общая историческая судьба;
• формирование
национальной идентичности – формирование
у личности представления о многонациональном
народе Российской Федерации как о гражданской
нации и воспитание патриотизма;
• патриотизм
– чувство и сформировавшаяся позиция
верности своей стране и солидарности
с ее народом. Патриотизм включает чувство
гордости за свое Отечество, малую Родину,
т.е. город или сельскую местность, где
гражданин родился и воспитывался. Патриотизм
включает активную гражданскую позицию,
готовность к служению Отечеству;
• гражданское
общество – общество, способное к самоорганизации
на всех уровнях, от местных сообществ до
общенационального (государственного)
уровня, активно выражающее свои запросы
и интересы как через свободно и демократически
избранные органы власти и самоуправления,
так и через институты гражданского общества,
к которым относятся, прежде всего, общественные
группы, организации и коалиции, а также
формы прямого волеизъявления. Гражданское
общество обладает способностью защищать
свои права и интересы как через власть
и закон, так и путем контроля над властью
и воздействия на власть и на правовые
нормы. Гражданское общество обязательно
предполагает наличие в нем ответственного
гражданина, воспитание которого является
главной целью образования;
• многообразие
культур и народов – культурное многообразие,
существующее в стране и в мире в целом.
Для России это существование, диалог и
взаимообогащение всех культурных потоков
(или слоев): общенациональной, общероссийской
культуры на основе русского языка, этнических
культур многонационального народа Российской
Федерации и глобальных или мировых культурных
явлений и систем. Культурное многообразие
и свобода культурного выбора являются
условием развития, стабильности и гражданского
согласия;
• межэтнический
мир и согласие – единство в многообразии,
признание и поддержка культур, традиций
и самосознания всех представителей многонационального
народа Российской Федерации, гарантированное
равноправие граждан независимо от национальности,
а также политика интеграции, предотвращения
напряженности и разрешения конфликтов
на этнической или религиозной основе.
Межэтнический мир включает политику
толерантности, т.е. признания и уважения
культурных и других различий среди граждан
страны и проживающих в ней граждан других
стран;
• социализация
– усвоение человеком социального опыта
в процессе образования и жизнедеятельности
посредством вхождения в социальную среду,
установления социальных связей, принятия
ценностей различных социальных групп
и общества в целом, активного воспроизводства
системы общественных отношений;
• развитие
– процесс и результат перехода к новому,
более совершенному качественному состоянию,
от простого к сложному, от низшего к высшему,
к некоей степени духовной, умственной
зрелости, сознательности, культурности
и пр.
• воспитание
– педагогически организованный целенаправленный
процесс развития обучающегося как личности,
гражданина, освоения и принятия им ценностей,
нравственных установок и моральных норм
общества;
• национальный
воспитательный идеал ― высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление
о человеке, на воспитание, обучение и
развитие которого направлены усилия
основных субъектов национальной жизни:
государства, семьи, школы, политических
партий, религиозных объединений и общественных
организаций;
• базовые
национальные ценности – основные моральные
ценности, приоритетные нравственные
установки, существующие в культурных,
семейных, социально-исторических, религиозных
традициях многонационального народа
Российской Федерации, передаваемые от
поколения к поколению и обеспечивающие
успешное развитие страны в современных
условиях;
• духовно-нравственное
развитие личности – осуществляемое в
процессе социализации последовательное
расширение и укрепление ценностно-смысловой
сферы личности, формирование способности
человека оценивать и сознательно выстраивать
на основе традиционных моральных норм
и нравственных идеалов отношения к себе,
другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом;
• духовно-нравственное
воспитание личности гражданина России
– педагогически организованный процесс
усвоения и принятия обучающимся базовых
национальных ценностей, имеющих иерархическую
структуру и сложную организацию. Носителями
этих ценностей являются многонациональный
народ Российской Федерации, государство,
семья, культурно-территориальные сообщества,
традиционные российские религиозные
объединения, мировое сообщество.
Вопрос 10.
В чем, по-вашему мнению, заключаются основные отличия стандарта нового поколения от ранее существующего?
Ответ.
Задачей
первых стандартов являлся предметный
результат, количество накопленных в школе
знаний. Главной же целью новых ФГОС стало
раскрытие личности ребенка, его талантов,
способности к самообучению и коллективной
работе, формирование ответственности
за свои поступки, создание дружелюбной
среды, в том числе и в послеурочное время. Школа
даст ребенку необходимый уровень знаний
и умений, позволяющих идти по дороге жизни,
не боясь ставить и решать важные профессиональные
и жизненные задачи.
Образовательные
результаты имеют два уровня. Обязательный
уровень знаний, которым должен овладеть
каждый ребенок, станет как бы основой,
фундаментом для постройки здания навыков
и умений повышенного уровня. Его направление
и степень достижения будет зависеть от
интересов ученика, его возможностей и
желания учиться.
То,
что школа должна не только учить, но и
воспитывать человека, было характерно
и для прежних образовательных стандартов.
ФГОС нового второго поколения делает
упор на следующие воспитательные результаты:
Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.