Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 20:28, доклад
Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных впроцессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения.
Феноменология - социологическая парадигма,
основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938),
согласно которой индивиды воспринимают
окружающий мир через призму субъективных
значений, приобретенных впроцессе социализации. Отсюда следует,
что общество - часть человеческого творения.
Основателем этого соц. направления был
австро-американский философ и социолог
Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную
разновидность "понимающей социологии". Его основные труды: `Феноменология
соц. мира` (1932), "Возвращающийся домой".
Считая, что позитивизм искажал природу
соц. явлений, отождествляя их с явлениями
природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного
мира. Суть этих представлений в том, что
позиции, взгляды на соц. реалии одного
индивида и другого несовместимы, ибо
каждый человек оказывается в своем особом
мире повседневной жизни.
Шюц считал, что адекватная коммуникация
возникает благодаря появлению общего
для взаимодействующих интерсубъективного
мира, т.е. привычного соц. мира, который
в конечном счете обусловлен интеракциями
между людьми, принадлежащими к одной
весьма узкой соц. группе, которую социолог
называет "домашней" группой.
Концепция дома. Особый интерес для Шюца
вызывает проблема реадаптации индивида
к своей "домашней" группе после того,
как они ее покинули по тем или иным причинам
и какое-то время жили в иных соц. группах,
неизбежно усваивая новые знания и новые
измерительные линейки ценностей, типичные
для этих групп. Здесь положение возвращающегося
отлично от положения чужестранца, поскольку
последний готов к тому, что этот мир организован
иначе, чем тот, из которого он прибыл.
Возвращающийся же ожидает встретить
то, что ему хорошо знакомо, но ситуация
полностью меняется для возвращающегося
домой индивида (пример с солдатом). Шюц
приходит к выводу, что "поначалу не
только родина покажет возвращающемуся
незнакомое лицо, но и он покажется странным
тем, кто его ждет".
Питер Бергер (1929) - американский социологи,
австриец по происхождению - также представитель
феноменологической школы социологии.
Его основные работы: "Шум торжественных
ансамблей"; "Приглашение в социологию";
"Социальное конструирование реальности",
"Священная завеса" и т.д.
В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т .Лукманом
написал сою самую известную работу "Соц.
конструирование реальности", в которой
излагалась теория феноменологической
социологии знания, ориентированная на
реальность "жизненного мира", на
"повседневное знание", предшествующее
научному и любому другому. Смысл теории
в том, что общество создается благодаря
деятельности индивидов, которые обладают
знанием в виде субъективных значений
или коллективных представлений. Следовательно,
соц. реальность конструируется конкретными
субъективными значениями людей в процессе
их деятельности.
Субъективная реальность по Бергеру всегда
зависит от специфического соц. базиса
и требуемых для ее поддержания соц. процессов.
Важнейшим средством поддержания здесь
является общение и употребление одного
языка. Через общение индивиды сохраняют
в памяти реальности. Но субъективная
реальность может трансформироваться
(напр., при прекращении общения или контакте
с альтернативной реальностью).
Этнометодология (англ. ethnome
Основоположник и автор термина «этнометодология» — американский социолог Гарольд Гарфинкель. В своей работе «Исследования по этнометодологии», 1967 он предложил методику изучения «этнометодов» (обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек неосознанно пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия. Верно понять смысл взаимодействия (разговора) можно только в том случае, если известен контекст ситуации, не представленный в самом взаимодействии.
В этнометодологии используется методика «анализа разговора» (conversation analysis), разработанная Г. Гарфинкелем и Харви Саксом (Saks).
Нейл Смелзер приводит следующий пример разговора и его анализа у Гарфинкеля:
Муж: Дан сегодня
сам бросил пенни в счетчик
на автостоянке, никто к нему не притронулся.
Жена: Ты брал его в магазин грампластинок?
Муж: Нет, в обувную мастерскую.
Жена: Для чего?
Муж: Купил новые шнурки для туфель.
Жена: На твои ботинки надо срочно поставить
набойки.
Для нас этот разговор почти ничего не
значит, но собеседники прекрасно поняли
друг друга, поскольку общие обязанности
и любовь друг к другу научили их «читать
между строк». Но стоит еще раз проанализировать
приведенный разговор: для нас представляет
интерес объяснение того, как муж и жена
поняли высказывания друг друга.
Муж: Дан сегодня сам бросил пенни в счетчик
на автостоянке, никто к нему не притронулся.
- Сегодня днем я
забирал нашего четырехлетнего сына Дана
из детского сада; когда мы остановились
на платной стоянке автомобилей, ему удалось
дотянуться до счетчика и бросить в него
пенни; счетчик расположен довольно высоко,
и раньше ребенок доставал до него, только
когда его поднимали.
Жена: Ты брал его в магазин грампластинок?
- Поскольку он опустил
пенни в счетчик, вероятно, ты остановился
у магазина грампластинок по пути к детскому
саду или когда вы ехали обратно. Или ты
остановился, когда ехал за ним, а на обратном
пути вы остановились где-то еще?
Муж: Нет, в обувную мастерскую.
- Нет, я остановился
у магазина грампластинок, когда ехал
за ним, а по дороге домой мы заехали в
обувную мастерскую.
Жена: Для чего?
- Одну причину, по
которой ты мог остановиться у обувной
мастерской, я знаю. А на самом деле, почему
ты остановился?
Муж: Купил новые шнурки для туфель.
- Как ты помнишь,
на днях я порвал шнурок от коричневых
полуботинок, поэтому пришлось купить
новые шнурки.
Жена: На твои ботинки надо срочно поставить
набойки.
- Я кое-что еще имела
в виду, ты мог это сделать: ты мог отнести
в мастерскую черные ботинки, на них нужно
срочно оставить набойки. Ты бы лучше поскорей
отдал их в починку.
Этот пример показывает, в какой мере на
взаимодействие влияют невысказанные
предположения, сложные переплетения
значений. Я представил этот разговор
(без объяснений) на одном из занятий и
попросил студентов рассказать, как, они
его поняли. Один из них, выросший в бедном
негритянском квартале, так истолковал
первое предложение («Дан сегодня сам
бросил пенни в счетчик на автостоянке,
никто к нему не притронулся»): "Дан
сумел включить счетчик, бросив туда лишь
пенни, а не 10 центов, и полиция не задержала
его". Поскольку бедных негров часто
преследует полиция даже за незначительные
проступки, этот студент и студенты - представители
средних слоев поняли бы смысл приведенного
разговора по-разному.[1]
Таким образом, этнометодология показывает,
как взаимопонимание в
Особенности метода исследования
Спецификой этнометодологии является особое восприятие объекта и субъекта исследования. С точки зрения Г.Гарфинкеля и его последователей, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а конструируется в ходе речевой коммуникации. Исходя из этого, этнометодологи подчеркивают, что сам исследователь-социолог не может выступать в роли дистанцированного наблюдателя.
Направления в этнометодологии
Этнометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Х.Сакс, Дж.Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П.Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д.Циммерман, М.Поллнер), этнографич. исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар и др.).
Сторонники этнометодологии подвергаются критике за преувеличенное внимание к проявлениям обыденного сознания и взаимодействия, малозначимым для социологии в целом, но прежде всего - за сведение всех форм социальной коммуникации к речевой и преуменьшение роли социальных структур, институтов и статусов.
Место в истории социологии
Этнометология продолжает линию феноменологической социологии (Альфред Шюц), схожие идеи по исследованию обыденного сознания и повседневного взаимодействия проводятся в теории символического интеракционизма Э.Гоффмана. В философии этнометодологию часто упоминают при обсуждении проблемы рациональности в обыденном сознании .