Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 08:30, статья
Интеллектуальная миграция - глобальный феномен современного постиндустриального общества. Для современной эпохи характерна высокая мобильность ученых, что объясняется особенностями научного труда, его динамичностью. Мировое научное сообщество фактически уже живет и работает в новых условиях информационного общества и растущей мобильности интеллектуального человеческого капитала. Научная деятельность не знает границ, мобильность является важным фактором культурного и профессионального взаимообогащения научных сообществ. Сегодня наука носит глобальный характер, а интеллектуальная миграция предстает как одной из форм глобального движения знаний, информации и носителей интеллектуального капитала, обеспечивая высокий уровень интеллектуального потенциала (идеи, разработки, кадры) ведущих стран мира и соответственно уровень научно-технического и промышленного развития.
Надо, однако, иметь в виду, что большинство позитивных последствий интеллектуальной миграции и эмиграции проявляются с лагом в 10-15 лет. За этот срок национальная безопасность может быть ослаблена настолько, что плюсы уже не смогут возместить минусы. Упущенные время и выгоду очень трудно наверстать.
В Беларуси сложилась ситуация, при которой реформирование науки сочетается с решением проблем выживания и сохранения активной части научно-технического потенциала страны. В этой сложной ситуации формирование системы интеллектуальной безопасности становится важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности страны. Учитывая, что наука и образование, а, следовательно, интеллектуальная сфера в целом играют важную роль в гармоничном социально-политическом развитии государства и общества, очевидна необходимость незамедлительного принятия эффективных мер по сохранению и приумножению интеллектуального потенциала российского общества. Развитие общенационального интеллектуального потенциала, отвечающего современным требованиям и ресурсным возможностям страны, повышение эффективности его использования в целях обеспечения конкурентоспособности экономики и обороны государства, духовного и физического здоровья российских граждан должны стать стратегическими целями Российского государства на современном этапе. В противном случае, России будет уготована участь сырьевого придатка остального мира.
Для современной Беларуси важными являются Наращивание интеллектуального капитала за счет национальных ресурсов требует значительных капиталовложений в науку и образование. без надежды на его пополнение за счет привлечения ученых и специалистов из-за рубежа как это с успехом делают ведущие мировые экономические лидеры. Таких капиталов у Беларуси нет, поэтому
. сохранение и дальнейшее обеспечение развития интеллектуальной сферы страны.
Именно с этим связано возникновение в системе национальной безопасности новой компоненты – безопасности интеллектуальной. Кроме того, интеллектуальная безопасность выступает сегодня одной из ведущих составляющих в системе национальной безопасности, что связано с возрастающим значением интеллектуального труда (интеллекта в целом) в развитии современного государства и обеспечении его суверенитета.
Под интеллектуальной безопасностью следует понимать состояние защищенности интеллектуального потенциала государства (или нации), продуктов интеллектуальной деятельности вследствие обеспечения достаточного уровня развития интеллектуальной сферы страны (в частности, науки, образования и др.), а также наличия механизмов защиты носителей интеллекта (экономических, социальных, политических механизмов и др.) и результатов их деятельности. Под механизмами защиты носителей интеллекта подразумеваются, например, меры социального обеспечения (пособия, стимулирующие выплаты и др.), а не собственно физическая защита.
Главными составляющими интеллектуальной безопасности являются сферы науки и образования. Обеспечение интеллектуальной безопасности – это, в первую очередь, обеспечение высокого уровня развития данных сфер. По этой причине государство должно обратить более пристальное внимание на данные сферы, обеспечить действенный контроль за ними, оказывать им более глубокую поддержку (в первую очередь, финансовую), а их реформирование производить на основе взвешенных и выверенных решений.
Процесс интеллектуальной миграции (в силу его значимости для сохранения интеллектуального потенциала общества и государства) должен быть под контролем государства. Для этого необходимо наладить систему его анализа и учета, выработать эффективные меры по снижению оттока научных кадров и специалистов за границу.
Хорошо заметны и другие последствия. Во-первых, вместе с ухудшением внешних условий отток лучших негативно сказался и на внутренних условиях функционирования этих школ, в первую очередь на их психологическом и моральном климате. Превратно понятая проблема интеллектуальной собственности разрушает их этос, под влиянием коммерциализации сужаются научные коммуникации между ними и даже внутри них.
Во-вторых, с наибольшей силой "утечка умов" опустошает те области российской науки, в которых "классические" школы были представлены лучше всего: физику, математику, химию и некоторые другие. Особенно же страдает математика. Распадаются известные математические школы, уезжает высокоперспективная научная молодежь. По оценке президента Московского математического общества С. Новикова, из 200 ведущих математиков, работавших в Москве пять лет назад, к настоящему времени не менее половины трудится за границей. По мнению академика В. Арнольда, "если эта ситуация сохранится, то будущее российской математической школы скорее всего будет сходным с судьбой великой математической школы Ф. Клейна и Д. Гильберта или судьбой итальянской школы алгебраической геометрии"79.
В-третьих, кризис "классических" школ подрывает позиции региональной науки. В советское время огромные финансовые средства и усилия были направлены на создание академических и вузовских региональных центров: новосибирского Академгородка, Дальневосточного, Уральского и других периферийных отделений Академии наук. Их научные коллективы были сравнительно малочисленны, доля ученых высокой квалификации была в них, как правило, значительно ниже, чем в столичных научно-исследовательских институтах. Эти слабости в значительной мере компенсировались как раз за счет эффективного функционирования местных научных школ. Но поскольку они были слабо защищены в кадровом отношении, "утечка умов" зачастую лишала их "критической массы", необходимой для проведения самостоятельных исследований 80. А это вместе с резким падением бюджетных ассигнований на науку привело уже к обвальному сокращению кадров в региональных центрах. Показателен пример Сибирского отделения РАН: за последние шесть лет его финансирование сократилось в 14 раз, а численность сотрудников - с 55 до 37 тыс. человек. Пришлось свернуть целый ряд исследований по довольно перспективным научным направлениям 81.
из всех угроз, создаваемых интеллектуальной эмиграцией, пожалуй, наиболее отчетливо проявились угрозы трем аспектам национальной безопасности. Прежде всего, следует обратить внимание на увеличивающееся отставание России в технологическом развитии. В докладе Мирового экономического форума утверждается, что среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, Россия по "индексу технологий" - показателю доли конкурентоспособной продукции на мировом рынке - занимает сейчас последнее место. Одной из главных причин такого положения международные эксперты считают сокращение интеллектуального потенциала общества. По оценкам, которые приводит В. Садовничий, за 90-е годы Россия потеряла около трети этого потенциала.
К угрозам собственно технологической безопасности непосредственно примыкают угрозы другим видам безопасности, которые могут возникнуть вследствие "переноса" за рубеж интеллектуальной собственности. Такой "перенос" может совершаться на индивидуальном уровне в результате "утечки умов".
анализ эволюции интеллектуальной миграции в условиях расширения трансграничных взаимодействий