Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:37, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в следующем. Во многих странах мира, в разные времена обыденной и привычной была ситуация, когда человек, собираясь занять денег, что-то купить, заказать украшение или отремонтировать обувь, говорил: надо обратиться к еврею (китайцу, армянину, индусу и т.д.). Зачастую этническое или религиозное название постепенно становилось синонимом слов «торговец» или «ростовщик». В этом отражалось отношение к некоторым народам или конфессиям как сообществам по преимуществу торговым, предпринимательским, невзирая на то очевидное обстоятельство, что значительная, а то и большая часть их представителей торговцами не были.
Источники |
1989г. |
1990г. |
1991 г. |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
Помощь |
|||||||||
государства |
|||||||||
или |
|||||||||
местных |
|||||||||
властей |
|||||||||
Среди русских |
48 |
23 |
22 |
35 |
45 |
42 |
38 |
49 |
61 |
среди |
42 |
25 |
21 |
12 |
18 |
15 |
20 |
18 |
15 |
армян |
|||||||||
Помощь |
|||||||||
друзей и |
|||||||||
родственников |
|||||||||
Среди армян |
28 |
35 |
32 |
25 |
34 |
29 |
32 |
38 |
37 |
среди |
6 |
5 |
3 |
10 |
15 |
15 |
14 |
16 |
12 |
русских |
Источники |
1989г. |
1990г. |
1991 г. |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
Средства массовой |
0 |
3 |
0 |
3 |
1 |
2 |
5 |
12 |
14 |
информации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мигра |
0 |
0 |
0 |
17 |
15 |
12 |
10 |
7 |
5 |
ционная |
|||||||||
служба |
|||||||||
Обще |
0 |
0 |
0 |
3 |
7 |
3 |
1 |
1 |
4 |
ственные |
|||||||||
органи |
|||||||||
зации |
|||||||||
Родствен |
95 |
87 |
79 |
74 |
75 |
82 |
75 |
79 |
75 |
ники, |
|||||||||
друзья, |
|||||||||
знакомые |
|||||||||
Приехали случайно |
5 |
10 |
21 |
3 |
2 |
1 |
9 |
1 |
2 |
Ответы |
1992г. |
1993 г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997 г. |
Желают иметь свое дело |
||||||
среди русских |
12 |
15 |
21 |
36 |
34 |
23 |
среди армян |
52 |
65 |
63 |
65 |
54 |
57 |
Имеют свое дело |
||||||
среди русских |
2 |
13 |
12 |
12 |
13 |
11 |
среди армян |
15 |
23 |
17 |
16 |
16 |
18 |
Наиболее интересный для нас и ярко окрашенный в этническом отношении критерий адаптации - наличие и реализация предпринимательской инициативы мигрантами. Данные опроса показывают рост предпринимательской активности среди мигрантов; однако при этом доля имеющих свой бизнес, т.е. реализовавших на практике свой потенциал, стабилизировалась на отметке 11-13% от числа опрошенных (см. табл. 4). Рассмотрев данные в этническом разрезе, нетрудно заметить, что мигранты-армяне имеют деловой потенциал примерно в 2-3 раза выше, чем русские, при этом эффективность применения его на практике в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель среди русских.
Любопытные закономерности высвечивает национальный состав предпринимателей: по сведениям региональной налоговой полиции, за 1997-1998-е годы в Ставропольском крае было открыто более 1 тыс. фирм различного профиля, примерно 20% владельцев «этнических» фирм в регионе — чеченцы, 15% — даргинцы, 12% - армяне, много азербайджанцев и грузин [16]. В анкетах мигранты указали на открытие фирм, связанных с торгово-посреднической деятельностью, мастерских по автомобильному сервису, ремонту обуви и пошиву одежды.
Отношение коренного населения к мигрантам служит не столько индикатором адаптации мигранта, сколько критерием приспособления среды к самим переселенцам. В нашем опросе этот критерий определялся не со стороны местного населения, а с позиции самого мигранта. Среди русских мигрантов преобладает мнение, что коренные жители относятся к ним доброжелательно (75% опрошенных) или, более того, стараются помочь (35—54%), в то время как ответ «враждебно» был зафиксирован только в единичных анкетах. Гораздо острее стоит проблема взаимоотношений коренного населения с армянами. По мнению 55-85% опрошенных мигрантов-армян, прибывших в регион в разное время, коренное население настроено по отношению к ним враждебно. Выражается это в многочисленных фактах выступлений казаков и местного населения в регионах Северного Кавказа.
Ответы |
1989 г. |
1990г. |
1991 г. |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
Хотят |
8 |
13 |
18 |
22 |
12 |
13 |
44 |
14 |
15 |
уехать из |
|||||||||
региона |
|||||||||
Нс хотят |
91 |
81 |
68 |
68 |
73 |
67 |
49 |
86 |
75 |
уезжать |
|||||||||
из |
|||||||||
региона |
|||||||||
Не знают |
1 |
6 |
14 |
10 |
15 |
20 |
7 |
0 |
10 |
Наконец, результатом социально-экономической адаптации мигрантов на новом месте жительства по праву может стать показатель их миграционных настроений. И хотя социально-экономическая ситуация в стране накладывает отпечаток на миграционные настроения как русских, так и армян, снижая их миграционную мобильность, подавляющая масса мигрантов, прибывших в регион, не собирается его покидать (см. табл. 5), и не последнюю роль в этом играют успешная адаптация и развитие своего бизнеса.
Заключение
Полученные результаты позволяют сделать несколько интересных, на наш взгляд, выводов.
Во-первых, исследование подтвердило предположение о том, что этническая миграция армян происходит под опекой диаспоры и выражается в финансовой и моральной поддержке мигрантов. Основными источниками помощи мигрантам-армянам в обустройстве и развитии предпринимательства на новом месте жительства являются средства родственников и друзей, а отнюдь не государства. Этническая сплоченность и солидарность выступают в роли «цементирующих» факторов армянской диаспоры и «неиссякаемого» источника помощи для вновь прибывающих мигрантов. Норма поведения армян - оказание любой помощи родственнику, попавшему в трудное материальное положение или пережившему переезд. Интересно, что каждая третья опрошенная армянская семья получила помощь от друзей или родственников.
Во-вторых, с середины 90-х годов произошел «всплеск» количества желающих иметь свой бизнес, т.е. спустя несколько лет после того, когда первые беженцы прибыли из Армении и Азербайджана в регион. Данный факт служит свидетельством того, что многие этнические предприниматели прочно «встали на ноги» и могли дать работу своим соотечественникам. Этническое предпринимательство не только стало реальным путем успешной социально-экономической адаптации мигрантов-армян, но и приняло широкие масштабы. Видимо, к этому моменту были найдены свободные рыночные ниши.
Армянское предпринимательство имеет достаточно разнообразные формы. Армянами открыто множество небольших магазинчиков, кафе, ресторанов, действуют мастерские по ремонту обуви, изготовлению пуговиц и ключей. В сельской местности получили развитие производство и торговля мясом, часто мясо скупается у местного населения прямо на подворье и доставляется на рынки для реализации. При этом предпринимательская деятельность армян на Северном Кавказе не ограничивается мелким бизнесом. Диаспора контролирует многие крупные магазины и крупнейшие рынки в Ставрополе, Пятигорске, Краснодаре, Сочи и других городах Северного Кавказа, сферу похоронных услуг и несколько крупных производственных фирм - «Стелла-Самара», «Ригель» в Ставрополе. В приватизации малого и среднего бизнеса и недвижимости в России и регионе армянская диаспора приняла активное участие. По некоторым оценкам, в России около 70% собственности принадлежит представителям неславянских народов. В Пятигорске армяне, составляющие около 10% населения, приватизировали несравнимо большую долю. Экономическая роль армянской диаспоры была * и остается значительной в регионе и имеет тенденцию к установлению контроля над местной властью и проникновению в региональные властные структуры.
Информация о работе Феномен экономики русского и армянского этноса