Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 08:58, доклад
Социализация личности - процесс формирования личности под влиянием окружающей социальной среды. Формирование личности - процесс очень сложный, в нем участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно. Социология стремится лишь наметить основные направления, по которым можно вести анализ социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей.
Феральные люди. Проблема социализации общества
Социализация - сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли а практической деятельности.
Социализация личности - процесс формирования личности под влиянием окружающей социальной среды. Формирование личности - процесс очень сложный, в нем участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно. Социология стремится лишь наметить основные направления, по которым можно вести анализ социализации - процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация - достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Рассматривая проблемы личности, мы фактически уже приступили к анализу, осмыслению процесса обретения личностью социальных свойств и качеств.
Процесс социализации рассматривается
с двух сторон: как процесс постепенного
раскрытия заложенных в индивиде
природных качеств и как
Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др. Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.
Этапы социализации личности
Длительный процесс вхождения, адаптации и постижения различных общественных ролей имеет свои этапы. Этапы социализации, или ее периоды, разделяют на первичные и вторичные. Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации – это периоды постижения и освоения межличностного общения, они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества. Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами – государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации – это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира. Где можно провести границу между первичными и вторичными периодами социализации? Как правило, принято считать, что этапы социализации личности сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д. Процесс социализации – процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения социальной среды он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации. Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.). Социализация – это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.
Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «… не только то или иное состояние, но процесс, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с их изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». Современный человек постоянно находится под воздействием множества факторов: как техногенных, так и имеющих социальное происхождение, которые вызывают ухудшение его здоровья. Физическое здоровье личности неразрывно связано с психическим. Последнее в свою очередь связано с потребностью человека в самореализации, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. Психическое здоровье является необходимым условием успешной социализации личностиУспешность социализации оценивается по трем основным показателям: а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе; б) человек признает существование норм в отношениях между людьми; в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония. Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие». Однако все реже можно встретить людей, отвечающих указанным требованиям. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями затрудненной социализации, особенно в среде подрастающего поколения. Как показывают результаты исследований последних лет, детей с нарушениями в поведении, отклонениями в личностном развитии не становится меньше, несмотря на существование развернутой сети психологических служб. Так сохраняет свою практическую значимость проблема агрессии в подростковой среде. Несомненно, агрессивность присуща любому человеку. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Однако чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности: она может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, а значит, затрудняет комфортное существование личности среди окружающих людей. Другой проблемой, вызывающей тревогу общественности, является нарушение подростками социальных норм и правил, нежелание им подчиняться. Это уже само по себе является проявлением нарушения процесса социализации. Все больше появляется детей, относящихся к группе девиантных и дилинквентных подростков. Так по некоторым данным, 44,6 % подростков не способны к волевой регуляции своих эмоциональных реакций. А ведь именно волевые качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Еще Л.И. Божович подчеркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для формирования личности. Важно отметить, что Л.С. Выготский истоком произвольности считал отношения ребенка со взрослыми. Несмотря на ухудшение здоровья детей, изменение социально-экономических условий и другие процессы, происходящие в обществе, признанные условия и факторы развития личности ребенка остаются неизменными, где важная роль отводится взрослому, в том числе и социуму в целом. Также проблемой современного общества становится возрастание случаев суицида среди детской популяции. Масштаб проблемы намного шире, чем это кажется на первый взгляд. Ведь обычно статистика включает в себя реализованные попытки ухода из жизни, но еще большее количество людей со склонностью к суицидальному поведению остается неучтенным. Чаще всего эти дети не имеют доверительных отношений с родителями и сверстниками. Все это позволяет заключить, что современные дети имеет низкую способность к адаптации, что затрудняет освоение ими социального пространства адекватными способами. Как правило, неразрешенные трудности одного возраста влекут за собой появление других, что приводит к формированию целого симптомокомплекса, закрепляясь в личностных характеристиках. Говоря о важности формирования социально активной личности подрастающего поколения, мы, тем не менее, на деле сталкиваемся с трудностями их адаптации к изменяющимся условиям. Отсюда истоки такой социальной проблемы, как переживание одиночества среди молодежи. Если несколько десятилетий назад проблема одиночества считалась проблемой пожилого человека, то сегодня ее возрастной порог резко снизился. Определенный процент одиноких людей наблюдается и среди студенческой молодежи. Отметим, что у одиноких людей минимальны социальные контакты, их личные связи с другими людьми, как правило, либо ограничены, либо совсем отсутствуют. Несомненно целью общества должно стать формирование зрелой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, ответственность, активность, независимость, способность к эмпатии, децентрации (А.Л. Журавлев). Эти характеристики присущи чаще всего взрослому человек, однако их фундамент закладывается уже в детстве. По утверждению Д.А. Циринга, личностная беспомощность развивается в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов, в том числе системы взаимоотношений с окружающими. Нахождение человека на той или иной точке континуума «личностная беспомощность – личностная зрелость» является индикатором его социализации, а в целом субъектности.
Феральные люди
Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поколебала встреча с так называемыми феральными людьми.
Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин разработал в XVIII веке шведский ученый КарлЛинней. Одичавших, не оцивилизованных людей именуют еще «маугли» или «дети джунглей». Они представляют большой интерес для исследователей в области психологии и социологии. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком.У них отсутствует связная речь, мышление, человеческие чувства Дети, найденные в логове зверей, как следует приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к пище – мясу либо молоку, они сначала ее обнюхивают; испытывая жажду, они облизывали зубы. «Маугли» доказали, что оставленный на произвол участи человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, когда исчезнут культурные «оковы» Человеческому детенышу не может помочь запас генов, унаследованных от родителей.
Настоящие "Маугли", или, как их называют по-научному, феральные люди, реабилитации зачастую не подлежат. Если они воспитывались вне социума с раннего детства и не были возвращены в общество до пятилетнего возраста, их уже почти невозможно обучить человеческому поведению.
Феральных людей можно условно разделить на две категории. Во-первых, в жизни действительно порой встречаются настоящие "Маугли", выращенные животными или выросшие в одиночку в условиях дикой природы. Во-вторых, неадаптированными к социуму оказываются дети, содержавшиеся в искусственной изоляции.
Самыми известными представительницами первой категории являются индийские девочки Камала и Амала, найденные в джунглях в 1920 году. Доктор Дж.Сингх, попечитель сиротского приюта в Миднапоре, написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками, находившимися на его попечении. В октябре 1920 года, когда он читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько возбужденных местных жителей и рассказали о "фантастических существах", живущих в джунглях. Доктор решил отправиться посмотреть на эти существа.
Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек он и сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, потом бежали два волчонка, а за ними двигались, по определению перепуганных крестьян, два "чудища". Это были два диковинных животных, которых Сингх не мог классифицировать.
Они передвигались на четырех конечностях, а длинные спутанные волосы закрывали лица. После того, как "чудища" выскочили из норы, доктор Сингх едва удержал своих спутников, собравшихся стрелять по ним из ружей. Он предложил поймать их. Однако "чудища" вызывали такой страх, что он вынужден был отправиться в отдаленную деревню, чтобы найти добровольцев для их поимки.
Через неделю доктор вернулся к волчьему логову. Двух волков в нём не было, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Преподобный и его помощники были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и двух человеческих детенышей. Последние были голыми,покрыты болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность и были готовы энергично защищать свою территорию.
Детей забрали из берлоги и отдали местным жителям, те же при первой возможности избавились от них, и доктор Сингх нашел девочек несколько дней спустя полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя есть молоко и другую питательную пищу. Младшей, Амале, было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале - так их окрестил доктор Сингх - около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы и тяжело дышали.
Еще более удивительные факты выяснились позже. Дети были неспособны видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали они всего лишь по пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость.
Обе девочки ползали на коленях и локтях, когда находились в комнате, но на улице довольно быстро бегели, вставая на ладони и ступни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении того, кого они считали опасным. Они "охотились", преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их.
Но эти дети-волки прожили довольно недолго в цивилизованной обстановке. Младшая, Амала, прожила в неволе меньше года, она скончалась от нефрита в сентябре 1921 года. Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить, хотя до конца жизни ей так и не удалось избавиться от своей волчьей походки. Она научилась умываться, пользоваться посудой, даже выучила несколько слов, но продолжала есть сырое мясо и потроха, избегала собак. То,что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов и что ее волчьи повадки были целиком переняты у "приемных родителей".
Знаменитым представителем второго вида феральных людей является Каспар Хаузер, которого в 1828 году обнаружили на рыночной площади немецкого города Нюрнберг. На вид ему было около 16 лет. Юноша с трудом ходил и умел произносить только две фразы - "Не знаю" и "Я хочу быть кавалеристом, как мой отец". Смысла данных фраз он не понимал. При юноше было письмо на имя местного офицера. Анонимный автор письма утверждал, что Каспара подкинули ему в 1812 году и он воспитывал мальчика в условиях строгой секретности. Своеобразное строение тела Хаузера заставило осмотревших его медиков предположить, что он всю жизнь провел в тесной клетке, где мог только сидеть. Кроме того, он большую часть времени находился в темноте. Когда юноша научился сносно говорить, он подтвердил эти предположения.
Баварский король назначил награду в размере 10 тысяч гульденов тому, кто объяснит происхождение Хаузера. Но никто не обратился за этой премией. В 1833 году Хаузера, загадка которого так и осталась неразгаданной, зарезали при таинственных обстоятельствах. На месте преступления впоследствии поставили камень с надписью: "Здесь неизвестно кто был убит неизвестно кем".
"Дети джунглей" обеих
категорий регулярно
В 2001 году в Чили поймали мальчика, который в 7 лет убежал из приюта со стаей собак. Ребенок два года бродил вместе с псами по улице, убегая от пытавшихся схватить его полицейских. Первоначально полиция предполагала, что мальчик воспитывался собаками с младенчества, но позднее выяснилось, что он, скорее похож на любящего животных неблагополучного ребенка, чем на "воспитанника джунглей".
В 2007 году в горах Самаркандской области Узбекистана был найден одичавший подросток, потерявшийся в 1998 году в возрасте шести лет. За годы, проведенные в горах, мальчик разучился говорить и стал очень пугливым. Никакие животные ему не помогали: ребенок выжил самостоятельно.
Буквально за два месяца до поимки узбекского "Маугли" в джунглях Камбоджи была схвачена напоминающая дикого зверя девушка, которая пыталась украсть еду у лесоруба. Расследование показало, что эта девушка - уроженка одной из местных деревень, которая потерялась в восьмилетнем возрасте и провела в одиночестве 18 лет. Эта "Маугли" тоже жила в дикой природе без помощи животных. Впрочем, некоторые журналисты поставили официальную версию под сомнение: они подметили, что у девушки слишком нежная кожа, а шрамы на ее запястьях напоминают следы веревки. Так что существует вероятность, что эту девушку следует отнести ко второй категории феральных людей - то есть к категории детей, выросших в неволе.
Информация о работе Феральные люди. Проблема социализации общества