Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:29, реферат
Цель работы - рассмотреть организацию здорового образа жизни студентов.
Задачи работы:
- определить понятие «здоровье человека»и факторы, его определяющие;
- рассмотреть структуру жизнедеятельности студента и ее отражение в образе жизни;
- описать содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни;
Введение
1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие
2. Структура жизнедеятельности студента и ее отражение в образе жизни
3. Здоровый образ жизни и его составляющие
4. Основные требования к организации ЗОЖ
Заключение
Список использованной литературы
К социально-экономическим
параметрам относятся тяжелые и
неблагоприятные условия
Приоритетными социально-психологическими
параметрами здорового образа жизни
являются: установка на здоровую и
продолжительную жизнь, наличие
вредных привычек, асоциальное поведение
родителей, образовательный и культурный
уровень, образ жизни семьи, уровень
социально-психологической
В качестве альтернативы предыдущим подходам к исследованию проблем здоровья рассматривается системный подход, принципами которого являются:
отказ от определения здоровья как неболезни;
выделение системных, а не
изолированных критериев
обязательное изучение динамики
системы, выделение зоны ближайшего
развития, показывающей, насколько
пластична система при
Также здоровый образ жизни включает в себя:
Регулярные физические нагрузки (как специально организованные занятия физкультурой, так и, например, ходьба пешком или езда на велосипеде вместо поездок на транспорте, подъём/спуск по лестнице вместо пользования лифтом), активный отдых. Важна правильная организация нагрузок. регулярные физические нагрузки связываютс с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.
Правильное питание. Правильные привычки, связанные с питанием, помогают чувствовать себя лучше и выглядеть лучше. Неправильное питание является одной из основных причин смертности (около 60 % в Северной Америке).
Отказ от вредных привычек, употребления наркотиков (в том числе алкоголя и табака).
Умение справляться со стрессом.
Соблюдение правил безопасного секса.
Знание основ предоставления первой помощи.
Собственное усвоение хороших привычек.
Поиск и использование медицинской помощи в случае необходимости.
Потребительская информированность.
Защита окружающей среды.
Эффективное использование времени.
К основным составляющим здорового образа жизни студента относят:
Режим труда и отдыха
Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.
Организация сна
Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч.
Организация режима питания
Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи людьми, с учетом пола, возраста, характера деятельности и других факторов.
Организация деятельной активности
Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов - систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».
Личная гигиена и закаливание
Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющие следующие защитные функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др.
Закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур.
Профилактика вредных привычек
Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.
Культура межличностного общения
Общение, эффективность которого определяется разновидностью коммуникативной культуры его участников, - ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни.
Психофизическая регуляция организма
Все субъективные восприятия
разнообразных жизненных
Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
4. Основные требования к организации ЗОЖ
Здоровый образ жизни
формируется всеми сторонами
и проявлениями общества, связан с
личностно-мотивационным
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Никто не спорит с таем, что надо двигаться, закаляться, но большинство студентов ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможна в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство студентов впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любовыпство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянутся, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание, желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все»в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что юноши начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала - вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.
В заключении следует подчеркнуть,
что практически все наркотики,
включая табак и алкоголь, в
большинстве случаев
Следующий фактор здорового образа жизни - двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники и студенты. Больше времени своего бодрствования они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотром телепередач, компьютерами.
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.
В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей юношей, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.
Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.
Правильная организация питания имеет большое значение для развития организма. Нормальный рост и развитие зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи.
В основу правильной организации питания студентов в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:
1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания.
2. Питание должно
3. Питательные вещества (белки,
жиры, углеводы), поступающие в организм
вместе с пищей, должны
4. Питание должно быть
индивидуальным с учетом
Знание законов питания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - в первую очередь переохлаждению и перегреву.
Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.
Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.
Закаливание обеспечивает тренировку
и успешное функционирование терморегуляторных
механизмов, приводит к повышению
общей и специфической
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:
- постепенность (повышать
силу закаливающего
- систематичность (закаливание
будет эффективным, когда
- комплексность - закаливание
будет наиболее эффективным,
- учет индивидуальных
особенностей при закаливании
необходимо принимать во
Следующий фактор здорового образа жизни - это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха.
Информация о работе Физическая культура и её роль в решении социальных проблем