Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:27, контрольная работа
Глобализация современного мирового хозяйства и усиление взаимозависимости национальных экономик относятся к числу наиболее характерных особенностей. Все больший размах приобретают интеграционные процессы в сфере производства и финансов. Подобные процессы, ускоренные новейшими достижениями научно-технической прогресса, ведут к усилению взаимозависимости национальных звеньев мирового хозяйства, что в свою очередь, неизбежно привело к развитию инвестиционного процесса, образованию экономик с инновационной типом экономики.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
b |
a/c/d |
b |
c |
d |
a/b/e |
объединение национальных финансовых рынков с последующим их преобразованием в единое мировое финансовое пространство |
c/e |
a/c/e |
a |
Рост российской экономики, наблюдающийся с 1999г., является результатом стечения нескольких обстоятельств: благоприятной внешней конъюнктуры, усиления инвестиционной активности, стабилизации большинства макроэкономических показателей, использования имеющихся резервных мощностей, развития институциональных основ рыночной экономики.
Его следует воспринимать как адаптацию хозяйственной системы к благоприятным внешним и внутренним условиям. Это предопределило необходимость реализации качественно иной системы факторов экономического роста, важнейшей характеристикой которой выступает эффективность, определяемая как степень соответствия функционирования исследуемой системы ее целевому назначению: обеспечение устойчивого экономического роста.
В настоящее время в России назревают условия для существенных изменений источников и факторов экономического роста. Определяющее значение приобретают его качественные параметры.
С точки зрения предложения экономический рост был обусловлен значительным повышением совокупной производительности факторов производства (СПФП), поскольку общий объем инвестиций был низким, а численность рабочей силы увеличилась ненамного. Повышение СПФП означает, что в стране более эффективно используются традиционные экономические ресурсы благодаря совершенствованию институциональных условий экономического роста.
Если в 2003-2004 гг. "локомотивами" роста в России были нефтяной и ряд других промышленных секторов, то в дальнейшем он переместился в сферу производства товаров для внутреннего рынка. При этом если в 2004г. темпы роста добычи полезных ископаемых пусть незначительно, но опережали соответствующий показатель обрабатывающих производств, то в 2007г. (на фоне их общего замедления, как во всей экономике, так и в рассматриваемых отраслях) темпы роста последних более чем в два раза превысили аналогичный показатель добывающего сектора.
Экономический рост пока остается преимущественно количественным. Хотя сектора услуг растут высокими темпами, это в основном традиционные услуги (прежде всего торгово-посредническая деятельность), а никак не высокотехнологичные. Технико-внедренческие особые экономические зоны развиваются, но пока не стали реальными точками роста инноваций, способных оказывать сколько-нибудь значимое влияние на характер экономического роста. Россия развивается в рамках индустриальной модели, а в этой системе координат у нее нет серьезных конкурентных преимуществ - ни по трудовым ресурсам, ни по природно-климатическим параметрам.
Требуются серьезные структурные сдвиги, ослабляющие зависимость страны от положения в топливно-энергетическом комплексе. Именно эта задача ставится в качестве центральной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, охватывающей период до 2020г., проект которой был разработан Минэкономразвития России во второй половине 2007г.
В последнее время появились многие из необходимых предпосылок для развития инновационной экономики, улучшается финансовое положение страны. При этом имеются в основном достаточные для постепенного перехода к инновационному развитию заделы, интеллектуальный, технико-технологический потенциал; развиваются финансовая и инновационная инфраструктуры; финансовые механизмы и инструменты банковского и внебанковского финансирования приближаются к общемировому уровню; правительство многократно в программах развития экономики, постановлениях и распоряжениях декларирует необходимость перехода промышленности на инновационный путь развития, формирует программу действий, усиливает законодательно-правовую, а в некоторых случаях и налоговую поддержку этого направления.
В целях стимулирования инновационного развития Правительством РФ разрабатывается программа, направленная на создание условий для развития инновационных отраслей экономики. Но весомые результаты пока только ожидаются. Сказываются отсутствие системы спроса, потребностей и сквозной мотивации в новациях, доминирующая ориентация производителей промышленной продукции на решение текущих, а не долгосрочных стратегических задач; слабая доказательная база и достоверность расчета финансовой окупаемости инновационных проектов; неопределенность взаимодействия с налогово-бюджетной системой как в части налоговых поступлений, так и налогового регулирования инновационного развития, и др.
Среди возможных рациональных направлений прогрессивной трансформации экономики по пути инновационного развития следует выделить: эффективное использование природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и общества наукоемкими товарами и услугами; оптимизацию товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, создание и использование инновационно-инвестиционного потенциала; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.
Выход на траекторию устойчивого развития экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и социальной активности людей.
Решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности возможно при правильной экономической политике, ориентированной на решение комплекса задач.
В технологической области стоит
задача создания производственно-
В институциональной области
необходимо сформировать хозяйственный
механизм, который способствовал бы перераспределению
ресурсов из устаревших и бесперспективных
производств, а также сверхприбылей от
экспорта природных ресурсов в производственно-
В области совершенствования
организационно-
Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма.
В целях развития высокотехнологичных секторов экономики и обеспечения прогнозных темпов роста производства Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная промышленность, судостроение, а также оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплекс).
Помимо этого, реализуются отраслевые стратегии развития высокотехнологичных секторов экономики, такие как стратегия развития авиационной промышленности, ракетно-космической промышленности, электронной промышленности, судостроительной промышленности, транспортного машиностроения. В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:
Важнейшим фактором экономической модернизации является развитие человеческого капитала. Это - крупная институциональная задача, которую должны решать все страны в условиях постиндустриальной трансформации. Нынешний кризис социальной сферы не является лишь результатом кризиса советской системы.
Его природа отражает кризис индустриальной системы. Нынешняя модель социального государства (модель развития человеческого потенциала) была основана на принципиально другой демографической и социальной ситуации - растущее население, преобладание молодых возрастов, преобладание сельского населения, не охваченного системой социальной поддержки.
Сейчас, когда процесс старения населения приобрел устойчивый характер, а спрос на социальные услуги неуклонно возрастает, необходимо создать радикально новую модель социального государства. Таким образом, поиск оптимальной модели развития человеческого капитала в минимальной мере может учитывать существующий в мире опыт - эффективных систем, соответствующих современным вызовам, просто не существует. Более того, страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит мощное преимущество в постиндустриальном мире.
В условиях экономической глобализации необходимо учитывать недостаточность национально-государственных институтов регулирования факторов экономического роста.
В целях выхода российской экономики на траекторию устойчивого роста следует развивать и повышать эффективность глобальных институтов регулирования различных сфер экономической активности (таких как ВТО, "Большая восьмерка" и т.д.). Последний мировой финансовый кризис обусловливает необходимость не только совершенствования уже имеющихся, но и формирования новых институтов глобального экономического регулирования.
Информация о работе Финансовая система России в условиях глобализации