Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 07:46, курсовая работа
Главная цель работы – исследовать нынешнее состояние Фонда социальной защиты населения, выявить основные проблемы формирования и использования Фонда и дать рекомендации по устранения сложившихся проблем.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи: · Изучение экономической сущности и содержания социального страхования. · Выявление необходимости и предпосылок образования Фонда социальной защиты населения, его задач и функций. · Характеристика действующего механизма формирования и использования Фонда социальной защиты населения.
Введение
1. Экономическая сущность и содержание социального страхования
2. Необходимость и предпосылки образования Фонда социальной защиты населения, его задачи и функции
3. Действующий механизм формирования и использования Фонда социальной защиты населения
4. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы
4. доходов от капитализации средств Фонда;
5. средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении";
6. поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, ответственным за причиненный вред, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца;
7. средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;
8. других поступлений.
Таблица 1. Размеры обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.
Плательщики |
Процент отчислений |
Общественные объединения инвалидов и пенсионеров |
4,7 |
Предприятия, объединения, учреждения, полностью принадлежащие таким общественным объединениям на праве собственности, у которых работает не менее 50% инвалидов и пенсионеров от среднесписочной численности работников |
4,7 |
Жилищные, жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества, не имеющие доходов от своей деятельности |
5 |
Товарищества собственников, не имеющие доходов от своей деятельности |
5 |
Молодёжные жилые комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков, кооперативы по строительству и эксплуатации открытых стоянок или гаражей, не имеющих доходов от своей деятельности |
5 |
Коллегии адвокатов |
5 |
Предприятия с иностранными инвестициями (за иностранных граждан) |
5 |
Наниматели, у которых работает не менее 50% инвалидов от среднесписочной численности работников |
20,4 |
Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие субъекты хозяйствования, занимающиеся преимущественно производством сельскохозяйственной продукции |
30 |
Другие наниматели (в том числе с иностранными инвестициями – за граждан Республики Беларусь) |
35 |
Индивидуальные предприниматели |
15 |
Члены крестьянских (фермерских) хозяйств |
15 |
Творческие работники |
15 |
Работающие граждане |
1 |
Средний тариф |
35,4 |
Все годы существования Фонда его бюджет был сбалансированным, расходы покрывались доходами без дотационных вливаний со стороны государства. Вместе с тем, обеспечение поступления страховых взносов всегда было и остается серьезной проблемой. Имеет место постоянная просроченная задолженность страхователей перед Фондом, которая сегодня составляет 15% его месячной потребности Фонда. Возможность полного погашения этой задолженности в ближайшее время не просматривается. Более того, практикуется предоставление отсрочки по погашению задолженности, которая, правда, дается лишь при условии уплаты текущих платежей.
Хранящиеся на счетах Фонда денежные средства в соответствии с Законодательством изъятию не подлежат, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не относящиеся к социальному страхованию.
На устойчивость финансирования положительно влияет более высокий уровень собираемости страховых взносов по сравнению с налогами. Это обусловлено, главным образом, целевой направленностью этих взносов, а также тем обстоятельством, что за сбор взносов и финансирование пенсий и пособий отвечают одни и те же лица и это обязывает их относиться к сбору взносов с высокой степенью ответственности.
Страховые взносы в меньшей степени подвержены уклонению от их уплаты, чем налоги, особенно в условиях, когда работники Фонда ведут необходимую разъяснительную работу со страхователями о целевой направленности этих взносов.
Действующим законодательством в республике установлена жесткая система санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности.
Все это позволяет обеспечивать собираемость страховых взносов на уровне 97-99 процентов и поддерживать тем самым систему финансирования выплаты пенсий и пособий в сравнительно устойчивом состоянии.
Весьма ценным с точки зрения обеспечения стабильности финансирования является право Фонда капитализировать временно свободные остатки средств. Это дает возможность даже при наличии сравнительно небольших запасов финансовых ресурсов (как правило, ниже месячного) за счет такого рода деятельности увеличивать доходы Фонда.
Для учета средств
Фонда в плане счетов бухгалтерского
учета в банках открыт отдельный
балансовый счет "Средства Фонда
социальной защиты", по которому производятся
все виды платежей в Фонд. Банки
за пользование денежными
Структура доходов Фонда в 2000 году показана на рисунке 3. Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.
Для удовлетворения
общественных потребностей в области
социального страхования средст
1. выплату пенсий:
- пенсионерам по возрасту;
- по инвалидности;
- в связи с потерей кормильца;
- социальных;
- за особые заслуги;
- за выслугу лет;
- военнослужащим срочной службы и их семьям;
- убывшим за границу и прибывшим из-за границы;
2. выплату пособий:
- при рождении ребенка;
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- ежемесячных на детей до 3-х лет;
- на детей от 3-х до 16(18) лет;
- по уходу за ребенком-инвалидом;
- по уходу за престарелым;
- по уходу за инвалидом 1 группы;
- на погребение;
3. оказание материальной помощи остро нуждающимся престарелым и нетрудоспособным гражданам;
4. финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения(см. рисунок 2);
5. внедрение персонифицированного учета застрахованных лиц;
6. международную деятельность;
7. содержание органов Фонда;
8. доставку пенсий;
прочие расходы.
Рисунок 2. Динамика охвата санаторно-курортным лечением и оздоровлением за счет средств государственного социального страхования (оздоровлено человек)
Рисунок 3. Доходы Фонда в 2000г.
Расходная часть
Фонда показана на рисунке 4. Наибольшая
часть расходов - это расходы на
выплату пенсий, доля которых в
общей сумме расходов составила
около 78%. Второй по значимости составляющей
расходов являются расходы на оплату
листков временной нетрудоспосо
Рисунок 4. Расходы Фонда за 2001г.
За годы существования Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП (см. рисунок 5), который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы (см. рис.4). Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.
Рисунок 5. Удельный вес расходов Фонда в ВВП
При обеспечении стабильности в финансировании выплат пенсий и пособий в течение ряда лет у нас наблюдалось снижение соотношения средней пенсии и средней заработной платы (коэффициента замещения), что хорошо видно на рисунке 6. Правда, в прошлом году это соотношение несколько улучшилось.
Удовлетворительное
финансирование выплат пенсий и пособий
в течение прошедших лет не
является основанием считать систему
социального страхования в
Финансово-актуарная экспертиза бюджета Фонда социальной защиты населения, проведенная специалистами Международного Бюро Труда в Женеве, убедительно показала всю сложность финансового положения, в котором окажется Фонд в самом ближайшем будущем.
Основными факторами, отрицательно влияющими на финансовое положение Фонда, являются:
· экономическое положение в стране,
· демографическая ситуация,
· несовершенство законодательства по социальному страхованию и, в первую очередь, пенсионного законодательства,
· использование средств Фонда на цели, не относящиеся к социальному страхованию.
В связи со сложившимся экономическим положением уровень оплаты труда остается низким. За 2000 год среднемесячная зарплата по народному хозяйству составила лишь 59431 рублей при средневзвешенной величине минимального потребительского бюджета в расчете на душу населения 43643 руб.
При этом база страховых взносов сужается. Доля заработной платы в структуре денежных доходов населения в истекшем году была немногим выше 50 процентов, в то время как в 1990 году она составляла 73,1 процента. Широкое распространение получила практика компенсации за работу в виде выплаты не по ведомости ("конвертная" зарплата). Установленное Трудовым Кодексом Республики Беларусь требование об оплате труда в размере не ниже тарифной ставки первого разряда далеко не всегда выполняется. В результате этого значительная часть оплаты труда скрывается от начисления страховых взносов.
Рисунок 6. Соотношение средней пенсии и средней заработной платы (коэффициент замещения)
Численность занятых в экономике, и соответственно численность уплачивающих страховые взносы, сокращается (см. рисунок 7). За период с 1990 года по настоящее время число плательщиков страховых взносов уменьшилось почти на 15 процентов, а количество получателей пенсий возросло более чем на 12 процентов. Хотя в 1998-1999 годах рост числа пенсионеров приостановился, но, уже начиная с текущего года, рост количества "молодых" пенсионеров возобновится. Число граждан, выходящих на пенсию по возрасту, в 2001 году увеличилось по сравнению с 2000 годом на 10 процентов, в 2004 возрастёт на 22, в 2007 - на 40 процентов. Причем это будет происходить на фоне общего сокращения численности населения и его старения.
Рисунок 7. Изменение количества плательщиков обязательных страховых взносов (1996-2001гг.)
Итогом всего
этого явилось ухудшение
Действующее в республике пенсионное законодательство в значительной степени унаследовано от законодательства бывшего Союза и ему присущи многие недостатки последнего.
Все еще присутствуют нормы, позволяющие рано выходить на пенсию: мужчинам - по достижении 60 лет, женщинам-55 лет. При этом, в отличие от большинства стран бывшего Союза, несмотря на крайнюю сложность демографической ситуации в стране, реальных подвижек по изменению этого положения не предпринято.
Продолжают действовать многочисленные, далеко не всегда обоснованные, льготы и привилегии о досрочном выходе на пенсию. Законодательно определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий. В результате ежегодно почти четверти "новых" пенсионеров пенсии назначаются на 5-10 лет ниже и без того невысокого общеустановленного пенсионного возраста.
Требуют дальнейшего
совершенствования системы
С советских
времен сохранилась система
Нецелевое использование
средств социального