Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Содержание

Введение. с.3-5

1.Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
подрастающего поколения . с.5-10
1.1.Нравственное воспитание: сущностная характеристика с.5-8
1.2.Цели и задачи формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей у воспитанников. с.8-10
2.Основные источники нравственного опыта. с.10-13
3.Гумманизм личности педагога как условие результативности процесса духовно-нравственного воспитания. с.13-16
Заключение с.16-17
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

samost_rabota_docx.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

    К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п.

Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу

разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с

жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

    

 3.   Гуманизм личности педагога как условие

результативности процесса духовно-нравственного воспитания

 

       "Учитель — это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом…».   Федор Михайлович Достоевский.(6) Самое сильное влияние на  нравственное развитие  школьника в процессе его обучения  оказывает личность учителя. Один и тот же  жизненный идеал и принципы могут и должны связывать учителя и ученика, иначе педагогическая цель не будет достигнута. Чтобы ученик поверил учителю, он должен быть сам носителем духовных ценностей.   Выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений.     В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость, Любовь — обязательные качества учителя, которые должны стать профессиональными. Чтобы стать субъектом деятельности в духовно-нравственном воспитании детей, педагогу необходимо самоопределиться в сфере духовной деятельности, стать объектом самопознания и саморазвития. Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия.

    "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни

моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер

воспитанников.» (16, К.Д. Ушинский, 1939, С. 15-16).

     В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся

непосредственно к педагогу:

   1.социальные и общеличностные

   2.профессионально-педагогические

   3.индивидуальные особенности познавательных процессов и их

педагогическая направленность

     Качеством личности учителя, выражающим его "воспитательную силу", степень его влияния на "молодую душу", можно считать "харизму" (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар.  Исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих ( прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь. (4, Бестужев-Лада, 1988, С. 132). Педагога, обладающего ею, отличают следующие качества: яркая индивидуальность; беззаветная, самоотверженная, жертвенная любовь к детям; внутренняя сила, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; подвижничество; бескорыстность. Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности.

     Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Если учитель малоэмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.

      В своих выступлениях и педагогических трудах В.А. Сухомлинский постоянно писал о том, что этика учителя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности учащегося. Он претворил свою идею в жизнь, создав уникальную педагогическую систему, в условиях которой каждый ребенок, подросток, старшеклассник получал реальную возможность проявить себя как  высоконраственная и высокодуховная личность. Искусство воспитания, считал он, заключается в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем "я". Одной из этих сфер является нравственное развитие.

      Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой

силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. "Педагогическую любовь" можно рассматривать как отношения

педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим

трудом и напряжением всех человеческих сил. Л.И. Маленкова предложила

своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства. (11, с. 124-125).

1. Постараться понять, что  они - дети, потому и ведут себя  как обычные дети.

2. Постараться принять  ребенка таким, каков он есть  на самом деле - с

"плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться

"выработать" в себе  понимание, сострадание и сочувствие  к ребенку.

4. Найти позитивное в  личности ребенка, выразить ему  доверие, постараться

включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной

оценкой).

5. Установить личный контакт  с помощью средств невербального  общения,

создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную

поддержку.

6. Не упустить момент  словесного отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять  свое отношение, свою любовь к  детям, открыто

откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный,

искренний тон в практике повседневного общения.

   Педагогическая духовность - это максимум человеческого в профессиональном исполнении учителя; взаимоуважение учителя и ученика; безусловная вера в возможности ребенка; способность удивляться; готовность искренне восхищаться (достижениями ученика, удачей коллеги, успехом школы, самоотверженностью

родителей); способность не стесняться своих человеческих проявлений - гнева, стыда, юмора - и своих слабостей; профессиональная неуспокоенность; совесть и достоинство;

    Среди возможных путей обретения духовности детьми педагоги называют

художественное образование - приобщение к литературе, искусству, музыке,

этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного ("человеческого") цикла.

Другой путь к духовности - использование возможностей дополнительного

образования, внеклассной работы, такая целостная организация жизни учащихся, при которой ребенок невольно осмысливает все явления

окружающего мира, и тем самым становится причастным этому миру.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Развиваясь духовно, педагог "очеловечивает" всю сферу своих

отношений с реальностью, одухотворяет ее.

     Из всего этого следует, что эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.

 

    

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Проанализировав  опыт работы детского дома по духовно нравственному образованию и воспитанию  воспитанников  можно сделать следующие выводы:

    1.Стараться понять ребенка, видеть происходящее его глазами, понять его внутренний мир.

    2.Видеть в ребенке равноправную личность

      Наша главная задача- это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми  и вежливыми.  Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение.

          В результате  проделанной работы  можно выделить следующие личностные качества педагога, которые представляются самыми главными.

          Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и

прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

        Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

         В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о пассивном оптимизме, когда, сложа руки,

педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности

соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его духовно- нравственного сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

         В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

    Стремиться быть таким для педагога очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует его духовный  мир. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает духовно- нравственные ценности общества.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.

2.   Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.:

Просвещение, 1979.

3.  Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:

Просвещение, 1979.

4.   Бестужев- Лада, Народное образование 1988,с. 132.

5.   Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка-

М: 1979, т.11, с.345.

6.   Достоевский Ф.М.Дневник писателя.-М.:1989,с.30.

7.  Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:

Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

8.  Краткий словарь по философии -М: 1982. С.191- 192.

9.   Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах

Т.2. – М.: Просвещение, 1978.

10.  Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.

11. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.-М: Педагогическое общество России,2002г. С.124-125.

12. Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР,1988.

13.  Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.с.289.  с.735.

14.  Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.-М:изд-во Академия,2005г.

15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.(1981г.).

Информация о работе Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников