Формирование
религии как социального
института.
Как всякий социальный
институт религия существует для
выполнения определенных функций, в
частности, для удовлетворения социально-психологических
потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал,
что основная функция религии — отражение
и укрепление групповых связей. Главными
же атрибутивными признаками религии
являются:
1. Обязательное наличие
группы верующих (хотя религия
может быть связана с глубоко
личным переживанием индивида).
2. Религии присуще
наличие священных предметов,
явлений, обладающих какой-то
сверхъестественной силой, живого
существа, возможности которого
не ограничены законами природы.
В каждой религии практически
существуют свои священные предметы.
Так, в Европе коровы относятся
к объектам повседневной жизни,
в случае заразного заболевания
(коровье бешенство) их безжалостно
уничтожают. В Индии же корова
считается священным животным, она
связана с богом Вишну, поэтому
некоторые члены сект не могут
носить кожаную обувь, индус
не может есть говядины. В Древнем Египте
обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь.
Список сакрального (священного) можно
продолжить до бесконечности.
3. Религия как
всякий социальный институт имеет
свои особые культурные символы,
которые в предельно концентрированной
форме создают представление
о религии. Распятие, полумесяц,
звезда Давида — символы определенных
религий. Православный храм —
святое место, считается, что
здесь нельзя арестовать человека,
поскольку каждый находится в
храме как бы под покровительством
Бога. В православии ряса —
верхняя одежда духовенства, молитва,
икона являются элементами культа.
(Икона Казанской божьей матери,
например, считается покровительницей
и заступницей Москвы).
4. Религия опирается
на определенную систему институциональных
норм, систему верований — вероисповедание.
Эти верования объясняют и
человеческую натуру, и окружающую
природу, и сверхъестественные
силы. Так, с точки зрения большинства
религиозных людей, человек в
случае смерти предстанет перед
Богом и там будет решаться его судьба
— попадет он в рай или в ад в соответствии
со своими поступками в земной жизни.
5. Религия имеет
особую совокупность действий, или
ритуалов. Ритуалы — это одобренные
образцы поведения по отношению
к сверхъестественным силам. Так,
заходя в храм, православный снимает
головной убор и крестится.
Новорожденного несут в церковь
для совершения обряда крещения,
молодые люди венчаются в церкви,
умершего отпевают; построив новое
здание, просят священника освятить
его. Иными словами, вся жизнь
верующего человека — от рождения
до смерти — как бы направляется
церковью.
6. Большинство религий
предписывает верующим систему
заповедей, или норм, регулирующих
поведение. Эти нормы определяют,
как верующему следует себя
вести. Так, в христианстве
имеется десять заповедей, которые
запрещают убийство, прелюбодеяние,
ложь и другие грехи, т.е.
религия формирует определенную ценностную
и этическую ориентацию, которая определяет
поведение людей и их взаимоотношения.
Родоначальник функционализма в социологии
Э. Дюркгейм считал, что основная социальная
функция религии связана с тем, что она
способствует консолидации общества,
укреплению и развитию солидарности всех
его членов благодаря именно совместному
выполнению ритуалов всеми членами сообщества.
В ходе ритуальной практики индивиды остро
переживают ощущение близости и единства,
основанное на едином понимании сакрального
и низменного.