Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

Распад античного общества в Европе и формирование новой системы общественных отношений, нового мировосприятия и способа жизни представляют уникальный процесс с точки зрения понимания его внутренних движущих механизмов и логики развития социального познания. В условиях рабовладения человек полностью зависел от природы и государства. Мировоззренческое представление укладывалось в рамки фатализма, предначертательности судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находился в центре государства - полиса, жил его законами, действовал и созидал в той мере, в какой укладывалось его представление о всеобщей зависимости

Содержание

Введение

1. Теософия Августина Блаженного

2. Социальные учения в эпоху Возрождения

3. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы

4. Становление элементов социологического знания

5. Рационалистические концепции в политической социологии

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения.docx

— 28.46 Кб (Скачать файл)

 

Конечно же, прогрессивные  мыслители, начиная с XVI в. видели недовольство ремесленников, наемных рабочих, земледельцев пороками, порожденными капиталистическими отношениями и отразили недовольство в социальных отношениях. Но незрелым на ранних стадиях капиталистическим  и общественным отношениям, незрелым сословным отношениям соответствовали  и незрелые теории, зачастую - утопические. В эпоху Возрождения разработкой  теории общества занялись Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Позже стремятся  осуществить разработку социально-политических учений об обществе справедливости Мелье, Морелли, Мабли и др. Но величайшая заслуга Томаса Мора в том, что  он сумел в начале XVI в. подняться  от коммунистического устройства общества и потребления коммунистической организации производства, поставил в центре внимания вопрос о праве  собственности на средства производства. В этом-то и проявляется историческая специфика социальной мысли, которая  имела вполне определенные корни  в социальной структуре, в развитии общественных социально-политических отношений и отражала, хотя под  час еще в абстрактной форме, настроение пролетариата. Первые коммунистические утопии - своеобразное отражение процесса становления идущего на смену  феодальным отношениям капиталистического общества, выражение настроения не вообще эксплуатируемых, а именно пролетариата. Социалистическими идеям свойственен  общественный идеал, состоящий в  осуждении частной собственности, возвеличивании общности имущества  и обязательности труда для всех. Впервые всесторонне продуманную  картину справедливого общества создает Томас Мор в книге "Утопия".

 

Учения социалистов эпохи  Возрождения выражали интересы угнетенных масс, рассматривали государство  как естественное общество людей, созданное  для защиты их интересов, жизни и  т.п. и выводили из его сущности естественные законы разума и опыта, видели политический идеал в обществе без частной  собственности, строящемся на основе демократизма, с самым широким участием людей  труда в управлении делами общества и государства. Конечно же, во взглядах Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и  других много еще наивного, утопического. Они смешивали право с нравственностью, проповедовали грубую уравнительность, аскетизм и т.п. Но в их трудах отражены мечты народа о справедливом гуманном обществе.

 

 

4. Становление элементов  социологического знания

 

 

В эпоху Возрождения и  Реформации и позже в Европе одновременно с распространением гуманизма и  появлением различных демократических  движений возникают и формируются  теории, различные политические учения. XVI ст. характеризуется глубоким кризисом, началом конца гуманизма Возрождения. Мечты гуманистов о быстром пришествии "золотого века" столкнулись с реальностью постоянных войн, конфронтаций, укреплением центральной феодальной власти, экспансий иноземных нашествий и т.п. В раздробленной Италии так и не нашлось силы, способной создать национальную монархию, как это произошло во Франции, Англии и других государствах Европы. Но прогресс распада феодализма не прекращался. Идеалы гуманистов не согласовались с реальностями жизни, практикой существующих еще феодальных отношений, с процессом первоначального накопления капитала, расширением капиталистических отношений, ростом частной собственности, развитием эгоистических интересов. Противоречивое сосуществование старого и нового все острее ставило перед общественной мыслью проблему исследования реальности социального бытия, особенно вопросов государства, политики и права, потому что на них концентрировались интересы молодой буржуазии. Личность стала рассматриваться преимущественно через призму общества как элемент, частица целого, а индивидуальная свобода - через свободу общества. Выдвигаются вопросы развития общества. Его механизмы, движущие силы и закономерности. Молодая буржуазия нуждается в идеологии государственности для защиты своих интересов. Социальный заказ удачно выполняется выдающимися идеологами молодой буржуазии - Никколо Макиавелли, Френсиса Бэкона Жаном Боденом, Гуго Гроцием и др.

 

 

5. Рационалистические концепции  в политической социологии

 

 

Анализируя особенности  общественно - политической мысли представителей английской школы эпохи Просвещения, невозможно обойти взгляды и суждения об обществе и государстве видного  английского философа Френсиса Бэкона (1561 - 1626 гг.). Выступая инициатором становления  Просветительства как специфической, качественно новой формы осознания  реальности, Френсис Бэкон уделяет  огромное внимание разработке теории государства и права. В основных трудах "Новый Органон", "Новая  Атлантида" им развивается новое  понимание цели политической социологии в обосновании сущности возникновения  и становления государства и  права.

 

В концепции происхождения  государства Френсис Бэкон стоял  на позициях мыслителей от Макиавелли до Гегеля, стремившихся очистить понятие  о государстве и праве от шелухи мистики, догм теологии и разграничить истины науки от взглядов религии. И  если в юридически-правовых аргументациях  Бэкон открыто ссылался на то, что  короли управляют государством по воле Бога, то в действительности сущность его концепции несколько иная. Он не сохраняет средневековое представление  о божественном проявлении государства  и права. Бэкон утверждает, что  обращение к источникам права, апелляция  к Богу имеет сенс, если Бог отождествляется  с естественным законом или естественным разумом. Основы права, по Бэкону, таковы: людей объединяет справедливость, что  предполагает не делать другому того, чего не желаешь себе. Это принцип  буржуазного права. При феодализме общество производителей товаров признавало периодическое равенство всех перед  законом. И если, размышлял Фрэнсис  Бэкон, кто-то совершает несправедливость ради собственной выгоды, иные видят  опасность для всех, объединяются и принимают законы для зашиты от несправедливости. Общегосударственная  законность, по Бэкону, выявляется не только в подавлении королевской властью феодального беззакония, подчинении действий судей, ограничивает власть короля и т.п. Френсис Бэкон провозглашает, что не король, а прежде всего истина стоит на первом месте и, исходя из гуманных естественных основ, игнорировал классовую природу государства и права. Френсис Бэкон утверждал, если закон "угрожает интересам более численной и сильной группы людей, чем та, интересы которой он охраняет, то эта группа уничтожает закон, что случается очень часто". Закон существует лишь опираясь на силу, и то, что считается справедливостью для одних, становится несправедливостью для других. Насилие, по Бэкону, иногда приобретает силу закона, а некоторый закон иногда более говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Идеи о государстве и праве Бэкона сыграли определенную роль в становлении и развитии социально - политической мысли в условиях формирования буржуазного общества.

 

Анализ развития общества как поступательного процесса в  отличие от природных процессов, для которых характерен кругооборот, содержится в трудах французского политического  деятеля, юриста, социолога Жана Бодена (1530 - 1596 гг.). В труде "Метод легкого  изучения истории" Жан Боден определяет географическую среду фактором общественной жизни. Он считал, что климат, плодородие почв, рельеф и т.д. обусловливают  особенности жизни людей, их психологические  и интеллектуальные качества. С севера на юг, с востока на запад население  земли живет в трех географических поясах: жарком, умеренном, холодном (Африка, Европа и северные народы, которых  Жан Боден отождествляет со скифами). В соответствии с "законом противоположностей" в том числе "противоположностей свойств духа и тела", физические условия существования обусловливают  особенности телесного и духовного  склада людей: кто крепок духом, тот  слаб физически. Отсюда Жан Боден  делает вывод, что дух настолько  свойственен жителям юга, насколько  тело - жителям севера. Выступая сторонником "золотой середины", Жан Боден  считает, что различия в климате  севера и юга уравновешиваются зоной  умеренного климата, которая и отвечает психологическим особенностям проживающих  здесь народов и формам их деятельности. Жители севера - физически крепкие, жестокие, бедные на разум, преимущественно  их занятие - ремесло, тогда как народы юга малорослые, физически слабы, духовные, хитрые, замкнутые, скупые или  бережливые и т.п. Для умеренной  климатической зоны: Греция, Италия, Франция, Верхняя Германия характерно то, что здесь люди физически сильные, храбрые, рассудительные и умеренные, мудрые, простые в отношениях, стремящиеся  к общению и т.п. Упрямству жителя юга соответствует легковерность "скифа", тогда как жителям  умеренного пояса свойственна твердость. Развитие наук Жан Боден объясняет  именно свойствами каждого народа: у южных народов больше развиваются  науки, у скифов ремесла, государственность, право, торговля, хозяйство у жителей  умеренной зоны климата и т.д. Каждый народ отличается и особенностями, и смекалкой, и рассудительностью  и т.п. Среди народов, живущих в  умеренных климатических зонах, появились знаменитые военачальники, писатели и т.п. И Жан Боден  считает, что развитое общество зависит  от влияния природной среды, обусловившей и развитие кровно-хозяйственных  семейств-союзов, из которых вырастает  государство.

 

XVI в. - переломный в развитии  социально-политических знаний. В  трудах мыслителей XVI в. выдвинуты  программные идеи: незыблемость  частной собственности и договорных  отношений, формальное равенство  и безопастность лиц, свобода  промыслов и торговли, независимость  государства от церковной власти. В процессе критики теологии  учение о праве и государстве  обособлялось в самостоятельную науку. Начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и других мыслителей, не говоря уже о более ранних, теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали. В XVI в. речь шла еще преимущественно о преодолении религиозного и церковного отчуждения.


Информация о работе Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения