Конечно же, прогрессивные
мыслители, начиная с XVI в. видели недовольство
ремесленников, наемных рабочих, земледельцев
пороками, порожденными капиталистическими
отношениями и отразили недовольство
в социальных отношениях. Но незрелым
на ранних стадиях капиталистическим
и общественным отношениям, незрелым
сословным отношениям соответствовали
и незрелые теории, зачастую - утопические.
В эпоху Возрождения разработкой
теории общества занялись Томас Мор,
Томмазо Кампанелла. Позже стремятся
осуществить разработку социально-политических
учений об обществе справедливости Мелье,
Морелли, Мабли и др. Но величайшая
заслуга Томаса Мора в том, что
он сумел в начале XVI в. подняться
от коммунистического устройства общества
и потребления коммунистической
организации производства, поставил
в центре внимания вопрос о праве
собственности на средства производства.
В этом-то и проявляется историческая
специфика социальной мысли, которая
имела вполне определенные корни
в социальной структуре, в развитии
общественных социально-политических
отношений и отражала, хотя под
час еще в абстрактной форме,
настроение пролетариата. Первые коммунистические
утопии - своеобразное отражение процесса
становления идущего на смену
феодальным отношениям капиталистического
общества, выражение настроения не
вообще эксплуатируемых, а именно пролетариата.
Социалистическими идеям свойственен
общественный идеал, состоящий в
осуждении частной собственности,
возвеличивании общности имущества
и обязательности труда для всех.
Впервые всесторонне продуманную
картину справедливого общества
создает Томас Мор в книге "Утопия".
Учения социалистов эпохи
Возрождения выражали интересы угнетенных
масс, рассматривали государство
как естественное общество людей, созданное
для защиты их интересов, жизни и
т.п. и выводили из его сущности естественные
законы разума и опыта, видели политический
идеал в обществе без частной
собственности, строящемся на основе демократизма,
с самым широким участием людей
труда в управлении делами общества
и государства. Конечно же, во взглядах
Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и
других много еще наивного, утопического.
Они смешивали право с нравственностью,
проповедовали грубую уравнительность,
аскетизм и т.п. Но в их трудах отражены
мечты народа о справедливом гуманном
обществе.
4. Становление элементов
социологического знания
В эпоху Возрождения и
Реформации и позже в Европе одновременно
с распространением гуманизма и
появлением различных демократических
движений возникают и формируются
теории, различные политические учения.
XVI ст. характеризуется глубоким кризисом,
началом конца гуманизма Возрождения.
Мечты гуманистов о быстром пришествии
"золотого века" столкнулись с реальностью
постоянных войн, конфронтаций, укреплением
центральной феодальной власти, экспансий
иноземных нашествий и т.п. В раздробленной
Италии так и не нашлось силы, способной
создать национальную монархию, как это
произошло во Франции, Англии и других
государствах Европы. Но прогресс распада
феодализма не прекращался. Идеалы гуманистов
не согласовались с реальностями жизни,
практикой существующих еще феодальных
отношений, с процессом первоначального
накопления капитала, расширением капиталистических
отношений, ростом частной собственности,
развитием эгоистических интересов. Противоречивое
сосуществование старого и нового все
острее ставило перед общественной мыслью
проблему исследования реальности социального
бытия, особенно вопросов государства,
политики и права, потому что на них концентрировались
интересы молодой буржуазии. Личность
стала рассматриваться преимущественно
через призму общества как элемент, частица
целого, а индивидуальная свобода - через
свободу общества. Выдвигаются вопросы
развития общества. Его механизмы, движущие
силы и закономерности. Молодая буржуазия
нуждается в идеологии государственности
для защиты своих интересов. Социальный
заказ удачно выполняется выдающимися
идеологами молодой буржуазии - Никколо
Макиавелли, Френсиса Бэкона Жаном Боденом,
Гуго Гроцием и др.
5. Рационалистические концепции
в политической социологии
Анализируя особенности
общественно - политической мысли представителей
английской школы эпохи Просвещения,
невозможно обойти взгляды и суждения
об обществе и государстве видного
английского философа Френсиса Бэкона
(1561 - 1626 гг.). Выступая инициатором становления
Просветительства как специфической,
качественно новой формы осознания
реальности, Френсис Бэкон уделяет
огромное внимание разработке теории
государства и права. В основных
трудах "Новый Органон", "Новая
Атлантида" им развивается новое
понимание цели политической социологии
в обосновании сущности возникновения
и становления государства и
права.
В концепции происхождения
государства Френсис Бэкон стоял
на позициях мыслителей от Макиавелли
до Гегеля, стремившихся очистить понятие
о государстве и праве от шелухи
мистики, догм теологии и разграничить
истины науки от взглядов религии. И
если в юридически-правовых аргументациях
Бэкон открыто ссылался на то, что
короли управляют государством по воле
Бога, то в действительности сущность
его концепции несколько иная.
Он не сохраняет средневековое представление
о божественном проявлении государства
и права. Бэкон утверждает, что
обращение к источникам права, апелляция
к Богу имеет сенс, если Бог отождествляется
с естественным законом или естественным
разумом. Основы права, по Бэкону, таковы:
людей объединяет справедливость, что
предполагает не делать другому того,
чего не желаешь себе. Это принцип
буржуазного права. При феодализме
общество производителей товаров признавало
периодическое равенство всех перед
законом. И если, размышлял Фрэнсис
Бэкон, кто-то совершает несправедливость
ради собственной выгоды, иные видят
опасность для всех, объединяются
и принимают законы для зашиты
от несправедливости. Общегосударственная
законность, по Бэкону, выявляется не только
в подавлении королевской властью феодального
беззакония, подчинении действий судей,
ограничивает власть короля и т.п. Френсис
Бэкон провозглашает, что не король, а
прежде всего истина стоит на первом месте
и, исходя из гуманных естественных основ,
игнорировал классовую природу государства
и права. Френсис Бэкон утверждал, если
закон "угрожает интересам более численной
и сильной группы людей, чем та, интересы
которой он охраняет, то эта группа уничтожает
закон, что случается очень часто". Закон
существует лишь опираясь на силу, и то,
что считается справедливостью для одних,
становится несправедливостью для других.
Насилие, по Бэкону, иногда приобретает
силу закона, а некоторый закон иногда
более говорит о насилии, чем о правовом
равенстве. Идеи о государстве и праве
Бэкона сыграли определенную роль в становлении
и развитии социально - политической мысли
в условиях формирования буржуазного
общества.
Анализ развития общества
как поступательного процесса в
отличие от природных процессов,
для которых характерен кругооборот,
содержится в трудах французского политического
деятеля, юриста, социолога Жана Бодена
(1530 - 1596 гг.). В труде "Метод легкого
изучения истории" Жан Боден определяет
географическую среду фактором общественной
жизни. Он считал, что климат, плодородие
почв, рельеф и т.д. обусловливают
особенности жизни людей, их психологические
и интеллектуальные качества. С севера
на юг, с востока на запад население
земли живет в трех географических
поясах: жарком, умеренном, холодном (Африка,
Европа и северные народы, которых
Жан Боден отождествляет со скифами).
В соответствии с "законом противоположностей"
в том числе "противоположностей
свойств духа и тела", физические
условия существования обусловливают
особенности телесного и духовного
склада людей: кто крепок духом, тот
слаб физически. Отсюда Жан Боден
делает вывод, что дух настолько
свойственен жителям юга, насколько
тело - жителям севера. Выступая сторонником
"золотой середины", Жан Боден
считает, что различия в климате
севера и юга уравновешиваются зоной
умеренного климата, которая и отвечает
психологическим особенностям проживающих
здесь народов и формам их деятельности.
Жители севера - физически крепкие,
жестокие, бедные на разум, преимущественно
их занятие - ремесло, тогда как народы
юга малорослые, физически слабы,
духовные, хитрые, замкнутые, скупые или
бережливые и т.п. Для умеренной
климатической зоны: Греция, Италия,
Франция, Верхняя Германия характерно
то, что здесь люди физически сильные,
храбрые, рассудительные и умеренные,
мудрые, простые в отношениях, стремящиеся
к общению и т.п. Упрямству жителя
юга соответствует легковерность
"скифа", тогда как жителям
умеренного пояса свойственна твердость.
Развитие наук Жан Боден объясняет
именно свойствами каждого народа:
у южных народов больше развиваются
науки, у скифов ремесла, государственность,
право, торговля, хозяйство у жителей
умеренной зоны климата и т.д.
Каждый народ отличается и особенностями,
и смекалкой, и рассудительностью
и т.п. Среди народов, живущих в
умеренных климатических зонах,
появились знаменитые военачальники,
писатели и т.п. И Жан Боден
считает, что развитое общество зависит
от влияния природной среды, обусловившей
и развитие кровно-хозяйственных
семейств-союзов, из которых вырастает
государство.
XVI в. - переломный в развитии
социально-политических знаний. В
трудах мыслителей XVI в. выдвинуты
программные идеи: незыблемость
частной собственности и договорных
отношений, формальное равенство
и безопастность лиц, свобода
промыслов и торговли, независимость
государства от церковной власти.
В процессе критики теологии
учение о праве и государстве
обособлялось в самостоятельную науку.
Начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы,
Бодена и других мыслителей, не говоря
уже о более ранних, теоретическое рассмотрение
политики освобождено от морали. В XVI в.
речь шла еще преимущественно о преодолении
религиозного и церковного отчуждения.