Формы семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 13:40, реферат

Краткое описание

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И БРАКА…………………………………………5
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ БРАКА И СЕМЬИ……………………...8
3 ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА…………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

Слепов Н.Н. гр. 3-2Ю.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

 

 

 

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине

 СОЦИОЛОГИЯ

 

на тему:

Формы семьи и брака


 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы   

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Орёл 2015

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

1 ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И БРАКА…………………………………………5

2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ БРАКА И СЕМЬИ……………………...8

3 ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА…………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………17 
ВВЕДЕНИЕ

 

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

· Почему люди живут семьями?

· Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

· Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

· Всегда ли существовала семья?

· Сохранится ли семья в будущем?

· Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.

 

 

1 ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И БРАКА

 

В социологии выделяют два подхода к исследованию семьи: семья как социальный институт (анализирует внешние связи семьи, нормы и образцы семейного поведения); семья как малая социальная группа (рассматривает внутренние связи семьи и отношения между ее членами). Такой подход позволяет зафиксировать характер взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а следовательно, мотивы и причины их поведения, конфликтов и разводов.

Семья — это социальная группа, имеющая общее место жительства, выполняющая функцию воспроизводства и экономически кооперированна.

В современной социологии встречаются и другие определения.

Семья — это санкционированная обществом, объединенная по принципу кровного родства, браком или усыновлением детей группа людей, экономически связанных между собой. Семья — это малая социальная группа, в основе которой лежат брак и родство, а также заинтересованность в совместном проживании и взаимопомощи. Семья — это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми.

Несмотря на различия в определениях семьи, можно отметить ряд общих положений:

· семья — это малая социальная группа, объединенная кровным родством;

· семья — это социальная общность, внутренние отношения которой определены экономической кооперацией и воспроизводством.

Семья функционирует в рамках социально-биологических, хозяйственно-экономических, юридических, нравственных, психологических и культурных отношений и связей. В ней реализуются биологические, социально-экономические и нравственно-психологические начала человека.

Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Среди функций семьи выделяют: воспроизводство населения и регуляцию сексуального поведения индивидов; воспитание и защиту потомства; социализацию (процесс усвоения человеком социальным норм и правил, развития личности); психоэмоциональную поддержку; передачу экономических благ. Сущность семьи во многом выражена в ее структуре.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу.

Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.

Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

 

 

2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ БРАКА И СЕМЬИ

 

Формы брака, которые присутствуют в разных странах и государствах, со временем подвергаются изменениям. Обычно в современном социуме двое людей, решивших образовать семью, вместе вести домашний быт и воспитывать совместных детей, сочетаются браком. Вот форма заключения брака может быть разной, как официальной, согласно с законодательством государства, в котором проживают молодожены, так и церковной, - ведь для многих верующих людей религиозная церемония имеет огромное значение. Рассмотрим некоторые особенности этого феномена сквозь пелену столетий.

Чтобы понять сущность того или иного явления, следует вернуться к его истокам. Каждый народ имеет собственные исторические формы брака. Они были связаны с некоторыми традиционными обрядами и обычаями этой нации.

Понятие формы семьи и брака в эпоху Древнеримской империи обладало признаками святости и нерушимости. Уже в тот период бракосочетание происходило в виде специального юридического договора между двумя свободными людьми, хотя часто бывало, что желание женщины не учитывалось, и семья выдавала ее замуж за кого хотела.

Римские формы брака предусматривали проведение религиозного ритуала, похожего на обряд венчания у христиан. Но, как уже указывалось, помимо традиций, брак регистрировался в виде документа, который потом могли использовать дети для унаследования материальных благ своих родителей.

До 11 века Византия признавала две формы браков и формы семей, а именно – церковное венчание и обыкновенное сожительство. Интересным является тот факт, что свободные мужчины и женщины могли жить вместе, и это приравнивалось к образованию новой семьи.

Несмотря на то, что церковный обряд не проводился, брак считался действительным, если сожительство длилось более года, и это могли подтвердить свидетели, а также муж предъявлял документы о получении приданого от семьи жены. А начиная с 11 столетия Византийская империя признавала только церковные формы брака.

На сегодняшний день исторические формы брака и семьи являются только лишь примерами из человеческого прошлого. Много людей в европейских и постсоветских государствах не хотят регистрировать свои отношения согласно с законодательством, другие же расписываются в соответствующих органах, например, в ЗАГСе.

Византийское сожительство или церковное венчание в современном обществе не имеют юридической силы, поэтому для установления нормальных правовых отношений в случаях получения наследства от супруга отношения должны быть официально зарегистрированы.

Но зато сейчас процветают иные формы брака. Мы можем говорить об открытом, неравном, временном, гостевом и фиктивном союзе. Бывает, что некоторые семьи не хотят менять стиль жизни после регистрации и предпочитают оставаться гостями. Для них комфортным будет проживание в разных квартирах, отсутствие совместного быта и встречи раз в неделю или раз в месяц по договоренности.

Если рассматривать открытые формы брака, то они предусматривают наличие взаимного согласия о том, что и мужчина, и женщина могут вести свободную сексуальную жизнь, и это не считается изменой.

В последнее время в мире появляются диковинные для восприятия многих людей браки, например, гомосексуальные союзы или постсмертная регистрация в случае смерти одного из супругов. Некоторые страны признали действительность таких бракосочетаний, но все-таки однополые союзы незаконны в большинстве государств мира.

Ситуация посмертной регистрации возможна в том случае, если супруг или супруга умирает прямо перед свадебной церемонией. Такая процедура необходима для овдовевшей стороны, чтобы получить выплаты или специальные пособия по факту трагического случая. Все формы браков и формы семей предусматривают вступление в них без принуждения, по собственной воле и взаимному согласию.

 

 

3 ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА

 

Союз двух людей — мужчины и женщины называют браком. Прежде семейный ужин был незыблемым ежевечерним ритуалом — на стол накрывали только тогда, когда вся семья была в сборе. Сейчас все приходят в разное время и едят, когда захотят. У каждого есть своя обособленная маленькая жизнь. Мир меняется, и мы все меньше времени проводим вместе, хотя и любим друг друга. Как следствие перемен появляются разнообразные формы семьи, различные виды брака. Не все приемлемы для нас, но они существуют и поэтому чрезвычайно интересны.

  1. Незарегистрированный брак. Кто-то считает, что свадьба — это скучно. Что не имеет смысла долго бегать по магазинам, участвовать в организационных делах, тратить огромные деньги на костюмы и продукты ради одного дня праздника, такого же, как у всех. Такие люди не спешат узаконить свои отношения. Да и куда торопиться? — Вся жизнь впереди! Это довольно распространенная форма семьи во всех странах. Особенно популярен он у тех, кому 25 — 35 лет. В Европе и США более половины всех семей живут, не зарегистрировав свои отношения. Их число растет в Дании, Норвегии и Швеции и половина всех детей рождаются вне брака, а в Англии — примерно четверть. В мусульманских странах такое сожительство запрещено законом, а в Индии это вообще табу. В Японии такие браки не очень распространены — меньше 3% женщин 25 — 29 лет пробуют совместную жизнь до регистрации. В Канаде незарегистрированных пар примерно 16%, в Австралии — 22%. А как обстоят дела в России? В этом семейном вопросе мы почти догнали Европу. Каждый второй-третий брак тех, кому не исполнилось 20 лет, не зарегистрирован, а после 25 лет «гражданским» является каждый десятый союз.
  2. Гостевой брак. В таком браке дружат домами очень многие европейские мужья и жены. Они живут отдельно друг от друга даже в зарегистрированном браке. В одной лишь Великобритании таких отдельно живущих супругов два миллиона! Среди них и те, кто не может жить под одной крышей в силу различных обстоятельств (другие родственники, условия работы, юридические причины), и те, кто охотно и сознательно принял такое решение. Раздельное проживание выбирают люди любого возраста. Защитники такого образа жизни называют множество преимуществ: отношения никогда не надоедают, время, проведенное вместе, это всегда праздник, никаких покушений на личную свободу и установление своих порядков (на «чужой» территории ведешь себя по чужим правилам), минимум финансовых споров и проблем.
  3. Неполная семья. От 10 до 20% детей Европы, Америки, Австралии и Африки растут в семьях с одним родителем. Семья из мамы и ребенка — самое обычное явление во многих странах. Женщины стали более самостоятельными и не нуждаются в материальной поддержке мужчины. В последнее время все чаще появляются семьи, в которых детей растят и отцы-одиночки.
  4. Ограниченная временем семья. В такой семье брак заключается на определенное время, по истечению которого он считается автоматически расторгнутым. Бывшие супруги подводят итоги и обоюдно принимают решение — расстаться навсегда или продолжить отношения.
  5. Прерывающийся брак. В таком браке супруги живут вместе, но оставляют для себя возможность разъехаться на любой оговариваемый срок. В данном случае разъезд является нормой, а не трагедией для супругов.
  6. Открытая семья. В такой семье супруги в той или иной степени по обоюдному согласию, допускают увлечения и связи вне семьи. Формы открытой семьи могут быть разные в зависимости от степени открытости между супругами.
  7. Шведская семья. Обычная семья, в которой живут несколько мужчин и несколько женщин. По существу, это небольшая коммуна, основанная на дружбе, сексе и хозяйственных делах. Трудно сказать, сколько в наши дни таких семей — официальная статистика не ведется, а групповые браки не регистрируют ни в одной стране мира. Хотя по данным этнографического атласа исключительно моногамных сообществ в мире не так уж и много. На Западе существует мощное движение полиамористов. От слова «polyamory» — множественная любовь. Участники каждого полиаморного союза (естественно, больше двух), состоят в нежных романтических отношениях друг с другом. Секс для них — не главное. Отношения строятся на принципах доверия, терпимости и компромисса и отрицают любые проявления ревности.
  8. Мусульманская семья. Как известно, по Корану мужчине разрешается иметь одновременно четырех жен, но он обязан распределить между ними свое внимание поровну. Во многих африканских странах по-прежнему существуют гаремы, многоженство там разрешено официально. 68-летний житель Нигерии Шеху Малами в честь 200-летия халифата женился 200-й раз. Он правоверный мусульманин и никогда не заводил больше четырех жен одновременно. Шеху считает себя профессором по части женщин и готов писать пособие для мужей. В Индии закона о полигамии нет, но традиции заводить несколько жен сохраняются. Интересно, что и в США неофициальных многоженцев мужчин — мормонов 5%.

Информация о работе Формы семьи и брака