Функции психосоциальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.

С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и попытка ее удовлетворения.

Вложенные файлы: 1 файл

Психосоциальная работа.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

Особое  внимание уделяется построению новых  взаимоотношений клиента с окружающими, т.е. формированию сети психосоциальной  поддержки. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями и радостями, ощутить  поддержку «значимого другого». Она  есть не у всех. Поэтому важно  научить людей социально поддерживающему  поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки  в случае необходимости. Люди, у которых  сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче  справляются с проблемами, могут  эффективно преодолевать трудные жизненные  ситуации.

Социальная  поддержка — это информация, приводящая человека к убеждению, что его  любят, ценят, заботятся о нем, что  он является членом социальной сети и  имеет с ней взаимные обязательства. Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между  людьми, по крайней мере, двумя —  донором поддержки ее реципиентом (получателем), и является функцией социальных сетей, которые характеризуют  социальную среду личности.

Сети  социальной поддержки это структуры, способные оказать человеку помощь. Они включают различные взаимоотношения  людей, помогающие поддерживать здоровье.

Люди, получающие эффективную социальную поддержку  от семьи, друзей, значимых для них  людей и социальных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче  справляются со стрессами, более  устойчивы к развитию заболеваний, поэтому важную роль в преодолении  стрессовых и проблемных ситуаций играет официально-поддерживающий процесс, включающий в себя три звена:

1) поиск  социальной поддержки (способность  индивида находить людей, готовых  оказать ему помощь);

2) наличие  сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку,  — членов семьи, друзей, значимых  других членов общественных организаций  и т.д.);

3) восприятие  социальной поддержки (способность  человека принимать помощь от  окружающих).

Выделяют  следующие типы социальной поддержки:

- эмоциональная,  или интимная, — забота о другом, доверие, сопереживание ему;

- инструментальная, или материальная, - финансовая помощь, обеспечение ресурсами;

- информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

- обратная  связь или поддержка в форме  оценки - оценка исполнения после  разрешения проблем.

К компонентам  социальной поддержки относятся  структура (семейный статус, число друзей, связи с родственниками, членами  формальных и неформальных организаций  и т.д.), функции (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная), эффект (удовлетворенность  поддержкой).

Социальная  поддержка смягчает воздействие  стресса высокой интенсивности, выступает как буфер между  стрессором и человеком. Высокая  социальная поддержка нейтрализует негативное влияние стресса высокой  интенсивности и обеспечивает сохранение здоровья, низкая — при стрессе  высокой интенсивности не оказывает  буферного эффекта, что приводит к ухудшению здоровья.

Социальная  поддержка содействует процессам  преодоления стресса в трех направлениях: за счет повышения самооценки; благодаря  помощи других людей в изменении  стрессовой ситуации; путем включения  оценки значимого другого в свою систему, что меняет эмоциональный  ответ на действие стрессогенного фактора и позволяет увидеть ситуацию «другими глазами». Социальная поддержка снижает негативное действие стресса и увеличивает положительное путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость к болезням. Феномену социальной поддержки и ее влиянию на адаптацию индивида в стрессовой ситуации посвящено множество исследований.

Люди, получающие эффективную помощь (социальную поддержку) от семьи, друзей, значимых для них  лиц и социальных групп, отличаются более крепким здоровьем, легче  переносят жизненные трудности, более устойчивы к развитию различных  заболеваний. Важна роль социально-поддерживающего  процесса в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций.

Помимо  работы с родственниками и ближайшим  окружением необходим поиск возможностей оказания поддержки со стороны людей  со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях (работа с сообществом лиц, переживших кризис).

Кроме того, эффективное решение проблем  человека, находящегося в кризисной  ситуации, требует комплексного подхода, широкого по охвату проблем и участников событий: вмешательства врачей, психологов, юристов, а также привлечения  специалистов таких учреждений, как  Центр занятости населения, Управление социальной защиты населения, Центр  социального обслуживания населения  и др.

Если  проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и  чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, то этот этап может стать заключительным. Если изменений не наблюдается или  они незначительны, этот этап может  стать стартовым в проектировании процесса сопровождения (происходит возврат  на первый этап либо даются рекомендации посещения группы взаимопомощи).

Основные  задачи консультанта — стараться  наиболее глубоко понять другого  человека, создать безопасное пространство, в котором клиент мог бы выразить себя наиболее полно, понять себя, осознать, в чем он нуждается, что мешает ему жить в согласии с самим  собой, и определить, как, находясь в  своей актуальной жизненной ситуации, он может позаботиться о себе.

I. Тип  ресурса:

1) социальное  агентство,

2) общественная  организация,

3) другое  социальное агентство,

4) общественная  организация:

а) нанимающая работников патронажа, но социальный работник не нанятый;

б) не нанимающая работников патронажа, при этом служащие находятся в отношениях с клиентом: инструментальных; выразительных.

Основной  трудностью может послужить отказ  клиента от предоставляемой помощи, связанной с поспешностью и непрофессионализмом  социального работника, необходимостью более глубокой работы с внутренним миром пожилого человека, его семьей. Необходимо построить отношения  на доверии, уважении права клиента  на собственное мнение, партнерстве  и поступательном движении к совместному  принятию решения в помощи.

Результатами  работы должно стать - улучшение здоровья, создание условий нормальной адаптации  и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсация  утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности. 

Практический  анализ проблемной ситуации 

В большинстве  профессионально-этических систем и соответствующих им кодексов в  той или иной формулировке содержится принцип «Не навредить!», требующий  от специалиста в ситуации выбора решения из несколько возможных внимательности, осознания высокой ответственности за конечные результаты деятельности и изменения положения клиента в результате взаимодействия с ним. В определенных случаях это обязывает специалиста убеждать клиентов изменить точку зрения на содержание и количество потребных услуг, образ конечного результата деятельности (взаимодействия).

У клиента, возможно, есть обиды, недоверие, замкнутость, которые проецируются на социального  работника, моей задачей является расположение к себе пожилого человека, создание комфортной обстановки для совместной работы и дальнейшего принятия совместного  решения в отношении пожилого человека.

Основной  дилеммой в сложившейся ситуации, на разрешение которой будет направлена моя работа, является конфликт профессионального  долга - помочь, и нежелание клиента  получить ее, которое в свою же очередь  является правом этого человека.

Первоначальной  задачей является установление доверительных  партнерских отношений, расположение к себе клиента. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как  люди ищут помощи, сможет превратить объективные  факты и субъективные чувства  в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию  на различные уровни общения.

Быстрое принятие решений в определении  способа оказания помощи клиенту, снятие с себя ответственности не позволят решить истинную проблему, лишь осложнят желание самого пожилого человека в  поиске возможности ее разрешения. По некоторым оценкам 56% проживающих  в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% - психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5-6% пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, социального работника. Также понимая нынешнюю ситуацию в домах престарелых, «качество» и «полноту» оказываемых услуг, я не имею права обрекать пожилого человека на некомфортное существование, так как можно найти более эффективный метод улучшения психологической, медицинской, бытовой ситуаций.

Итак, первым этапом нашей совместной психосоциальной  работы в поиске форм и средств  помощи является диагностика.

Необходимо  разобраться с возникшими трудностями  при помощи спонтанного интервью, беседы. На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно  обсуждать влияние его родственников, точнее, отсутствие какой-либо поддержки  и помощи с их стороны. Это дает возможность оценить степень  воздействия окружающей среды, а  также различные модели поддержки. На этой же стадии должна сложиться  картина о финансах клиента, его  здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные  основания тех факторов, которые  создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Но не только познание социального окружения  в центре внимания социального работника, большое внимание уделяется также  оценке структуры личности. Оценка структуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его  тревог и беспокойств. Понимание  нормы и патологии позволяло  определять виды помощи клиенту.

В процессе лечения социальный работник находит  оптимальные пути решения проблемы клиента. Для выработки стратегии  для устранения препятствий как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решает психологические трудности клиента.

Задачей социального работника является создание атмосферы доверия, эмпатии, расположение к себе клиента для создания наиболее полной картины диагностики.

этап

В связи  с необходимостью быстрого разрешения создавшейся проблемной ситуации, сфера  охвата должна быть расширена в связи  с необходимостью вступить в контакт  с родственниками клиента, принятие этого решения должна взять я, как социальный работник.

Следует помнить, что принуждение к сотрудничеству в данном случае неуместно. Только при  помощи разъяснения и убеждения  специалист может привлечь членов социального  окружения клиента к участию  совместных действиях. Для первой встречи  уместно пригласить близких людей  в отделение социальной защиты - это позволит создать соответствующую  обстановку для беседы. По итогам деятельности следует поблагодарить каждого  участника совместной деятельности, подчеркнуть значимость их роли в  решении проблем клиента.

Такого  рода контакты устанавливаются социальным работником по мере необходимости с  согласия клиента, поэтому инициатива в установлении контактов должна исходить от него.

Для решения  проблем клиента может потребоваться  помощь его родных, друзей, соседей.

Я сама должна предложить клиенту установить контакт с членами его окружения: далеко не каждый клиент знает, кто помимо социального работника может быть привлечен к решению его проблем. Необходимо разобраться в сложившейся ситуации и определить возможность вовлечения его близких в оказание необходимой помощи.

Часто родители ощущают на себе недостаток внимания по объективным и субъективным причинам. Приведу два примера. В  первом случае, когда дети с утра до вечера заняты работой, общественной деятельностью, построением бизнеса  и приходят домой уставшими. У  них нет сил даже заняться личными делами, уделить внимание своей второй половине и собственным детям. Родители их ожидают с нетерпением, чтобы выговориться, рассказать о своем самочувствии, что-то спросить, но порой в ответ встречают безучастные, уставшие лица. В этом случае у пожилых людей появляется болезненная мнительность по поводу своей ненужности. Поэтому в такой ситуации детям желательно находить хотя бы пять минут на общение. В то же время отцам, матерям, дедушкам и бабушкам важно понимать загруженность близких. Здесь лучше объясниться друг с другом и наметить время для совместного приятного времяпрепровождения - прогулки, просмотра кино, беседы об общих интересах, совместного приготовления блюд, воспоминаний, обсуждения житейских ситуаций.

Информация о работе Функции психосоциальной работы