Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 21:36, реферат
Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитрый и мудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
2. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ И УСКОРЯЮЩИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ
3. ЛИФТЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПО П.СОРОКИНУ
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
5. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
6. КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
7. МИГРАЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
5 |
2. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ И УСКОРЯЮЩИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ |
8 |
3. ЛИФТЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПО П.СОРОКИНУ |
13 |
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
15 |
5. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
17 |
6. КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
20 |
7. МИГРАЦИЯ |
23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
25 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Это означает и непрерывную изменчивость социальной структуры. Совокупность социальных перемещений в обществе, т.е. изменений ими своего статуса, называется социальной мобильностью. Данная тема интересовала человечество с давних пор.
Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитрый и мудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.
Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Скажем, сын министра и сын крестьянина имеют разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.
Однако человеческая история складывается не только из индивидуальных судеб, сколько из движений больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, представители малоквалифицированных профессий вытесняют из современного производства представителей так называемых «белых воротничков» – инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на социальную вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 года.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой» [3, с. 373].
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.
Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий социальный слой на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами.
В зависимости от этого можно обозначить две модели вертикальной мобильности.
Первая – позитивная, восходящая, возносящая субъектов к вершинам власти, почета, известности, богатства.
Существует в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них [3, с. 374].
Вторая – негативная, нисходящая, выглядящая как социальное падение. Ее нижним пределом является социальное «дно», существующее в каждом обществе и служащее обиталищем для всех тех, кто потерпел полное жизненное поражение, утратил волю и силы для борьбы за собственное самоутверждение.
Существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль, затонувший со всеми находящимися на борту» [3, с. 376].
Социальная мобильность вертикального характера обеспечивается тем, что в обществе существуют легальные каналы социальных перемещений. Их всегда довольно много в открытом, цивилизованном обществе. И их может быть предельно мало в обществе закрытого типа.
Успешное движение по таким каналам предполагает наличие у индивида соответствующего набора определенных личностных и профессиональных качеств. Он должен уметь легко преодолевать существующие барьеры общения, неизбежные при взаимодействии представителей разных социальных слоев. Его психика должна быть максимально адаптивной, чтобы при попадании в более высокий социальный слой легко изменять прежний образ жизни и культурные стандарты на новые, соответствующие приобретенному статусу. Так, вчерашний аспирант, ставший доцентом, а затем и профессором, обязан внести соответствующие коррективы в свою речь и манеры. Вначале это делается путем сознательной имитации, ориентированной на существующие образцы и эталоны. Поначалу новая социальная роль требует определенного напряжения, которое в иных случаях временами способно достигать степени стресса. Но постепенно происходит вживание в новую роль и обретенные привычки становятся «второй натурой», то есть вполне естественной, органичной моделью социального поведения.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ И УСКОРЯЮЩИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ
Тем, кто готов активно участвовать в социальной жизни, стремится к самореализации и самоутверждению, необходимо учитывать то, что каждая общественная система издавна практикует использование двух видов социальных механизмов: тормозящих и ускоряющих вертикальное продвижение.
Первые – это социальные фильтры, препятствующие восхождению, не пускающие всех и каждого наверх. В сущности, фильтрами именуются средства отбора из огромного количества желающих только тех, кто в наибольшей степени отвечает существующим критериям и нуждам социальной системы. Поскольку пропускная способность этих фильтров мала, а желающих пройти отбор чрезвычайно много, то на магистральных направлениях, ведущих наверх, всегда обнаруживаются жесткая конкуренция и непримиримая борьба. В этой борьбе редко соблюдаются нормы морали. Чаще всего она ведется в соответствии с всего лишь одним принципом, именуемым вседозволенностью.
Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает, в конечном счете, силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиция или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин. Анализ проблем, возникающих при реализации мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь терминами и идеями, высказанными К. Левином в его теории поля [2; 181].
Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Эти барьеры представлены как силы, отталкивающие индивидов низшего слоя (природа этих сил многообразна и представлена в основном субкультурными нормами и запретами). Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохождение расстояния «L» между статусами более высокой и более низкой группы. Энергия индивида, стремящегося к более высокому статусу, находит выражение в силе «F», с которой он пытается преодолеть барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания.
Второй тип механизмов – это социальные лифты, способные довольно быстро возносить индивидов на более высокие ступени иерархических лестниц. К примеру, одним из таких лифтов может служить брак с представителем или представительницей более высокого статусного слоя. П.Сорокин отмечал, что одной из характерных черт демократических обществ является большая интенсивность процессов, связанных с вертикальной мобильностью. На различных социальных уровнях обнаруживается значительное количество «лифтов», для которых не существует ни религиозных, ни юридических препятствий для ускоренных подъемов с нижних уровней на высшие.
Десять лет назад Альберто Алесина с соавторами сформулировал интересную гипотезу: «Неравенство спокойнее воспринимается обществом, а значит, связано с меньшими издержками, если хорошо работают социальные лифты».
Неравенство доходов не так страшно, если оно компенсируется равными возможностями. У социальных лифтов есть две главных характеристики – скорость и справедливость. Другими словами, сколько времени потребуется человеку, чтобы выбраться «из грязи в князи», и насколько для этого необходимы усилия и таланты, которые приносят пользу обществу [4].
Чтобы измерить скорость социальных лифтов, экономисты используют оценки вероятности перехода из одной доходной группы в другую, а также показатель межпоколенческой эластичности дохода – насколько доход родителей определяет доход их детей. Для этого необходимы данные о доходах человека, а также о доходах семьи, в которой он родился. Коэффициент межпоколенческой эластичности, равный 0,4, говорит о том, что сыновья в среднем сохраняют 40% от различия доходов отцов. Чем выше этот коэффициент, тем ниже степень социальной мобильности.
Один из ведущих специалистов по изучению неравенства Рэй Четти утверждает, что в Соединенных Штатах шансы достичь «американской мечты» остаются стабильными в течение последних десятилетий [6].
В мобильных регионах США каждый десятый ребенок из беднейших 20% населения, повзрослев, оказывается в богатейших 20%. В наименее мобильных – каждый двадцать пятый.
Однако рост дифференциации доходов (в основном за счет концентрации богатства у верхнего одного процента) делает эту лотерею более напряженной: шансы вроде те же, но разница в возможных призах больше. Среди развитых стран США и Великобритания характеризуются относительно высоким неравенством доходов и при этом – довольно низкой мобильностью. Например, во многих странах Континентальной Европы межпоколенческая эластичность доходов в два-три раза ниже, чем в США (0,15 против 0,45).
Это наводит на мысль, что для восприятия обществом уровня социальной мобильности важна не только и не столько ее интенсивность, сколько восприятие обществом ее справедливости. Если люди думают, что богатство и социальный статус являются плодами труда, а бедность – недостатком усилий (в США такое мнение разделяется двумя третями населения), то даже высокая степень неравенства не вызывает роста спроса на перераспределение.
Косвенные данные (например, высокая по сравнению с Европой отдача от образования) подтверждает справедливость общественного мнения. В случае же, когда причиной бедности считают неудачу, а причиной богатства – нужные связи, запрос на перераспределение доходов становится активнее – иногда в ущерб экономическому росту.
Полная справедливость социальной мобильности не достигается, конечно, нигде. Даже в самых развитых странах социальные лифты возят женщин медленнее, чем мужчин. Во многих странах межпоколенческие траектории выглядят по-разному для представителей разных этнических групп. Иногда процессы социальной мобильности искажаются политическими мотивами: дорога открывается перед людьми по признаку «правильного» происхождения, лояльности и т.д. Такая дискриминация накладывает на общество своеобразный налог, связанный, с одной стороны, с неиспользованными талантами, с другой – с недостатком компетентности.