Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:46, курсовая работа
Актуальность исследования. Существенной характеристикой жизни любого общества является культура, степень которой определяет место конкретной исторической цивилизации в ряду существовавших, современных и будущих. В культуре выражаются характерные черты данного общества, его образ жизни. Большие изменения в современном обществе, среди которых внедрение информационных технологий, формирование новых социальных связей, вызвали интерес к происходящим процессам в культурном пространстве. Особенно устойчивый интерес исследователи проявляют к молодежи вообще и молодежным субкультурам в частности. Это не случайно, так как именно от молодежи, от тех ценностей, которые сформированы у молодого поколения, зависит благосостояние современного общества.
Введение 3
Основная часть 5
1. Молодежная субкультура: история, современное состояние 5
1.1. Молодежная субкультура – отражение потребности молодых к самовыражению 5
1.2. Отношение старшеклассников к молодежным субкультурам 6
2. Хипстеры – молодежная субкультура 7
2.1. История возникновения субкультуры и ее современное состояние 7
2.2. Образ современного хипстера 9
2.3. Отношение к субкультуре хипстеров в молодежной среде 13
Заключение 14
Библиографический список 16
Приложение 17
2.3. Отношение к субкультуре хипстеров в молодежной среде
Для того, чтобы выявить отношение молодежи к субкультуре хипстеров, проводилось анкетирование на базе школ №192 и №49 Кировского района города Новосибирска. Из 112 участников анкетирования на вопрос «Знаешь ли ты про хипстеров?» утвердительно ответили 54 респондента или 48% всех опрошенных (см. Приложение, таблица 3). Данные также можно представить в графике (см. Приложение, рисунок 3).
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что молодежь интересуется субкультурами, в том числе и хипстерами. При этом интерес к субкультуре достаточно большой (от 41% у 13-летних до 63% у 16-летних). В 17 лет интерес несколько снижается, но остается высоким (50%). Эта закономерность подтверждается исследованиями И. С. Кона в области возрастной психологии, который говорит о том, что «в 14-15 лет… возрастает уверенность в себе, …жажда свободы от внешнего контроля… В 16 лет… увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность…»[7] и, как результат, стремление к объединению, поиску единомышленников среди сверстников.
Источниками знаний о субкультуре хипстеров являются те же, что и по другим молодежным субкультурам. Среди них на первом месте – друзья (76%), на втором месте – Интернет (46%), СМИ – на третьем месте (6%) (см. Приложение, рисунок 1).
Для того, чтобы выявить отношение молодежи к субкультуре, был предложен вопрос анкеты «Что привлекает вас в хипстерах?». Респонденты выделили:
(см. Приложение, рисунок 4)
Данные анкетирования не случайны, потому что именно в подростковом возрасте появляется стремление найти себя, желание утвердиться во взрослом мире, определяется мировоззрение. Личностное самоопределение у подростков происходит через выбор факторов, способствующих уверенности в себе. А это и поиск равных себе по положению ровесников, и внешние аксессуары, рассчитанные на привлечение внимания окружающих. Таким образом, мы можем сделать вывод, что главное, почему подростки приходят в субкультуру, – это стремление найти себе единомышленников. Также немаловажным фактором является стремление быть непохожим на других.
Продолжая исследовать отношение молодежи к хипстерам, мы предложили участникам анкетирования ответить на вопрос «Могут ли хипстеры выражать интересы всей молодежи?». 23 респондента (43%) ответили утвердительно, 26 человек (48%) ответили отрицательно, пятеро (9%) затруднились с ответом (см. Приложение, рисунок 5).
Достаточно большой процент (43%) ответивших утвердительно объясняется интересом, проявляемым участниками анкетирования к данной субкультуре. В свою очередь, большая часть респондентов (57%) либо ответили отрицательно, либо затруднились с ответом. Можно сделать вывод, что старшеклассники проявляют интерес к молодежным субкультурам, таким, как хипстеры, но не считают, что они решат все молодежные проблемы.
Анализируя результаты анкетирования, хотелось бы еще раз обратить внимание на тот факт, что знания о субкультурах большинство молодых людей получают от друзей и знакомых. Многие молодежные проблемы остаются с самой молодежью. А то, каким наше общество будет завтра, зависит от того, чем молодежь живет сегодня. Поэтому необходимо более грамотно проводить молодежную политику, понимая, что молодежь – не временное явление в жизни общества, а его завтрашний день. Хорошо бы школам стать центрами по выявлению и развитию творческого потенциала каждого учащегося. Необходимо расширять сеть бесплатных клубов для занятий молодежи в свободное от занятий время, продумать программу вовлечения подростков в разные полезные виды деятельности, оказывать своевременную психологическую помощь, воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели вопросы, связанные с развитием молодежных субкультур, в частности хипстеров, исследовали отношение к ним молодежи на примере старшеклассников учебных заведений. Цель и задачи, поставленные в работе, достигнуты.
Появление субкультуры хипстеров отражает интересы современной молодежи. В свою очередь, все проблемы, возникающие в молодежной среде, она не решит. Необходима грамотная государственная молодежная политика.
Хипстеры – субкультура, которая у нас в стране становится все более известной. Наличие молодых людей в цветных лосинах и с «молескинами» в больших городах – уже не новость. Хипстеры меньше пугают старшее поколение. Они не вскрывают себе вены, как эмо, и не гуляют с мертвецки бледными лицами по кладбищам, как готы. Как ответил в интервью один из представителей этой субкультуры, хипстеры «одеваются как можно пестрей, не обременены стереотипами, не судят по цвету кожи и национальности»4.
На одном хипстерском ресурсе состоялось обсуждение того, кто такие хипстеры. Причем спрашивали именно у тех, кто ими и является. Большинство дало отрицательный ответ, и лишь малая часть признала свою любовь к некоторым хипстерским «забавам». А может, всех, кто свободен от гламурных замашек, тоже можно назвать хипстерами?
У каждого поколения есть право на собственный эстетический опыт. Как говорил Н. П. Акимов, народный артист СССР, «каждое поколение имеет право… шить себе брюки по своему вкусу и сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно»[7]. Хипстеры, как и другие молодежные субкультуры, тоже имеют право на существование. Но тревожит то, что стремление постоянно «быть в теме» не развивает собственный вкус и не выходит за рамки потребительского отношения к жизни.
Библиографический список
Приложение
Таблица 1. Распределение участников анкетирования по возрастам
Возраст |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Кол-во участников |
27 |
31 |
20 |
16 |
18 |
Знаете ли вы о субкультурах |
23 |
31 |
20 |
16 |
18 |
Таблица 2. Какие молодежные субкультуры вы знаете?
№ |
Молодежные субкультуры |
Кол-во респондентов |
% опрошенных |
1 |
Эмо |
94 |
84% |
2 |
Готы |
84 |
75% |
3 |
Панки |
61 |
54% |
4 |
Хипстеры |
54 |
48% |
5 |
Растаманы |
14 |
13% |
6 |
Скинхеды |
14 |
13% |
7 |
Хиппи |
10 |
9% |
8 |
Фрики |
4 |
4% |
Таблица 3. Знаешь ли ты про хипстеров?
Возраст |
13 лет |
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
Кол-во участников |
11 |
14 |
10 |
10 |
9 |
% ответивших |
41% |
45% |
50% |
63% |
50% |
Рисунок 1. Источники знаний о молодежных субкультурах
Рисунок 2. Джек Керуак (1922-1969 гг.)
Рисунок 3. Возраст участников, ответивших утвердительно про хипстеров
Рисунок 4. Что привлекает вас в хипстерах?
Рисунок 5. Могут ли хипстеры выражать интересы всей молодежи?
1 Компьютерный англо-русский словарь ABBYY Lingvo 9.0. ABBYY Software, 2003.
2 Компьютерный англо-русский переводчик PROMT 8.0. ООО «ПРОМТ», 2007.
3
Мем (англ. meme) — в меметике, единица культурной
информации, распространяемая от одного
человека к другому; идея, фраза и другие
информационные объекты, распространяющиеся
по сети Интернет и приобретающие известность.
Например, «мунспик» – японский язык.
(http://ru.wikipedia.org/wiki/
4 Интервью с хипстером из школы №192 г. Новосибирска.