Цензура в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:27, реферат

Краткое описание

Поэтому цель данной работы: рассмотреть цензуру как орудие коммуникационного насилия. Для ее раскрытия необходимо решение следующих задач:
Дать определение понятию цензура, определить виды и классификацию цензуры;
Изучить историю возникновения цензуры;
Рассмотреть некоторые нормативные документы и законы об авторском праве и цензуре.
Предмет исследования: цензура. Объект: изучение цензуры через ее историю и существующие законы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….…3

1. Понятие цезуры………………………………………………………………………………….…4
2. История возникновения цензуры в разных странах……………………………………………..5
3. Тотальная цензура. Опыт Советского Союза…………………………………………………...11
4. Законодательные и нормативные акты по цензуре и авторскому праву……………………...14

Заключение…………………………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Социалогия.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

Засекреченный Главлит активно  проявлял себя в компаниях библиоцида и организации спецхранов. Главлитом  разрабатывались списки литературы, подлежащей изъятию из общедоступных  библиотечных фондов. Списки обреченной литературы насчитывали несколько  тысяч наименований. В 30-е годы подлежали  уничтожению все произведения «врагов  народа» — Бухарина, Пятакова, Рыкова, Троцкого, Зиновьева, Каменева, Тухачевского. Мало того, изымались книги, где имелись  написанные ими предисловия или  просто уважительное упоминание о них.

4. 1956—1964. Несмотря на некоторое смягчение тоталитарного давления на общество, цензурное ведомство, не уменьшало свою активность. Причем идеологи КПСС и чиновники Главлита иногда оказывались более «партийно выдержанными», чем классики марксизма-ленинизма, основатели и руководители партии. В собрание сочинениц КМаркса и Ф.Энгельса, подготовленное в это время, не вошли такие «радикальные» сочинения как «История тайной дипломатии XVIII века», речи и статьи о Польше. В полное собрание сочинений В.И.Ленина не попали свидетельские показания В.И.Леинна по делу о провокаторстве Р.В.Малиновского, его многочисленные письма Зиновьеву, Каменеву, Рыкову, Троцкому и другим «врагам народа». Совершенно парадоксальный казус произошел с докладом Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС, посвященном культу личности Сталина. Текст этого доклада сразу стал известен во всем мире, до советского же читателя он дошел только 33 года спустя.

5. 1965—1985 — двадцатилетие «застоя», которое характеризуется новым «похолоданием» духовного климата в стране. В это время появляются акты открытого протеста, ширится, несмотря на репрессии, диссидентское движение, активизируется самиздат. Самиздат — специфическое коммуникационное явление, которое уместно рассмотреть в настоящем разделе. Слово «самиздат» — советский неологизм, но фактически «самиздатовское» производство всегда сопровождало официально признанное издательское дело. Самиздат [4] — несамостоятельный, а дополнительный коммуникационный канал, служивший для обхода цензурных барьеров официальной власти. Потребность в подобном «обходном» канале тем выше, чем жестче цензурный гнет. Привлекательность самиздатовских документов не только в обсуждении запрещенных тем и получении официально не распространяемых сведений, но и в непосредственности общения автора и читательской аудитории, без редакторских правок или цензурных изъятий. Правда, при переписывании манускриптов возможны искажения и ошибки, но они имеют частный характер и с ними можно примириться. Другой, более серьезный дефект самиздата состоит в том. что по рукам ходит множество фальшивок и совершенно бредовых документов, избавиться от которых невозможно [7].

Главными потребителями самиздата  были гуманитарная интеллигенция и  студенчество, но не только они. Во всех грамотных социальных группах имелся самиздатовский репертуар, соответствующий  их культурным и коммуникационным запросам. Есть произведения самиздата, интересующие всех, например, рецепты народной (восточной) медицины, частная жизнь кинозвезд  и политиков, преступный мир и  т. п.

Хронологической вехой падения  тоталитарной цензуры является август 1990 г., когда вступил в силу Закон  Российской Федерации «О средствах  массовой информации». Под средствами массовой информации, — уточняется в Законе, — понимается периодическое  издание (газета, журнал, альманах, бюллетень  и т. д.), радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. п. Цензура массовой информации, т. е. требование со стороны  должностных лиц, государственных  органов или общественных объединений  предварительно согласовывать сообщения  и материалы, а также наложение  запрета на распространение сообщений  и материалов, — не допускается. Не допускается также создание и  финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры.

 

4. Законодательные и нормативные  акты по цензуре и авторскому  праву

1. В 2003 г. был принят законопроект о внесении изменений в некоторые законы по итогам парламентских слушаний «Общество, средства массовой информации, власть: свобода слова и цензура», определяющий понятия «цензура» и «оценочные суждения».

Законопроектом предлагается внести изменения в закон об информации, законодательно определяющие понятия  «цензура» и «оценочные суждения». Под цензурой подразумевается контроль за содержанием и давление на средства массовой информации или журналистов  со стороны органов государственной  власти или местного самоуправления с целью распространения или  не распространения определенной информации. При этом цензура признается формой препятствования законной профессиональной деятельности журналиста и влечет за собой уголовную ответственность. Оценочными суждениями являются высказывания, не содержащие фактических данных, а также высказывания, которые  не могут быть растолкованы как содержащие фактические данные с учетом языковых средств. Оценочные суждения не подлежат опровержению.

Согласно законопроекту, органы государственной  власти и местного самоуправления не могут подавать иски о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Законопроект предлагает дополнить кодекс об административных правонарушениях нормой, в соответствии с которой устанавливается административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременном и неполном предоставлении информации или предоставления информации, которая не соответствует действительности.

Законопроект вносит изменения  в декрет Кабинета министров «О государственном  сборе», согласно которым размер сбора  с исковых заявлений о возмещении морального ущерба устанавливается  пропорционально исковым требованиям: с исковых заявлений с ценой  до 100 необлагаемых налогом минимумов  граждан — 1% цены иска, от 10 до 10 тыс. — 5%, более 10 тыс. — 10%.

2. Новый закон "О средствах массовой информации" готов на 80%. Об этом заявил первый заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров, выступая на заседании комиссии по информации Совета Федерации. Хотя до окончания работы еще довольно далеко и версий нового закона о СМИ множество, не исключено, что в обозримом будущем закон все-таки примут.

Нынешний вариант закона о СМИ  разрабатывался Индустриальным комитетом  совместно с Минпечати России с начала 2003 года. Член Индустриального  комитета, вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Елена  Злотникова неоднократно заявляла, что  новый проект достоин доверия ("Этот законопроект о СМИ исключительно  прогрессивный") и никакого отказа от норм действующего закона новый  вариант не содержит. "В новом проекте все, что касается гарантий свобод журналистов, цензуры и свободы слова, тронуто не было", а изменениям подвергнуты только главы об организации деятельности и распространении СМИ.

Последний вариант законопроекта  Министерства культуры состоит из четырех  частей. В первый блок статей входят общие положения, включая свободу  массовой информации и недопустимость цензуры. Правда, относительно самого понятия цензуры авторы законопроекта  пока не определились. С одной стороны, игнорировать норму Конституции  о недопустимости цензуры со стороны  государства нельзя. С другой стороны, по мнению законодателей, цензура в  СМИ может исходить и от владельца  издания или телеканала. Полномочный  представитель президента России в  Совете Федерации Александр Котенков предложил ввести нормативную цензуру: "Мы должны предусмотреть в законе цензуру не ведомственную, а нормативную. Мы должны четко указать, что нельзя публиковать в СМИ. Тогда цензуру  будет осуществлять не какое-то ведомство, а граждане и суд". Так он выразил  не свое личное мнение, "а консолидированное  мнение администрации президента", которая также считает, что, безусловно, усиление независимости СМИ необходимо, но эта независимость "не должна ущемлять интересы государства".

3. Авторское право

Статья 5. Сфера  действия авторского права [1]

1. В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется:

1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; 2) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; 3) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Произведение также считается  опубликованным в Российской  Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования  за пределами Российской Федерации  оно было опубликовано на территории  Российской Федерации.

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения

1. Авторское право распространяется  на произведения науки, литературы  и искусства, являющиеся результатом  творческой деятельности, независимо  от назначения и достоинства  произведения, а также от способа  его выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и  так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); эвуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах.

3. Часть произведения (включая его  название), которая удовлетворяет  требованиям пункта 1 настоящей статьи  и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского  права.

4. Авторское право не распространяется  на идеи, методы, процессы, системы,  способы, концепции, принципы, открытия, факты.

5. Авторское право на произведение  не связано с правом собственности  на материальный объект, в котором  произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Статья 9. Возникновение  авторского права. Презумпция авторства 

1. Авторское право на произведение  науки, литературы и искусства  возникает в силу факта его  создания. Для возникновения и  осуществления авторского права  не требуется регистрации произведения, иного специального оформления  произведения или соблюдения  каких-либо формальностей. Обладатель  исключительных авторских прав  для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности: ©;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования  произведения.

2. При отсутствии доказательств  иного автором произведения считается  лицо, указанное в качестве автора  на оригинале или экземпляре  произведения.

3. При опубликовании произведения  анонимно или под псевдонимом  (за исключением, случая, когда  псевдоним автора не оставляет  сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого  обозначено на произведении, при  отсутствии доказательств иного  считается представителем автора  в соответствии с настоящим  Законом и в этом качестве  имеет право защищать права  автора и обеспечивать их осуществление.  Это положение действует до  тех пор, пока автор такого  произведения не раскроет свою  личность и не заявит о своем  авторстве.

 

Заключение

 

Все роды коммуникации страдают неустранимыми  коммуникационными барьерами технического, психологического и социального  характера. Эти барьеры можно  разделить на шумы, имеющие естественное происхождение, и специально создаваемые  помехи, например, цензура. С шумами приходится мириться, с помехами нужно  бороться.

Исходя из поставленной цели, в  ходе исследования были решены поставленные задачи:

  • Исследование показало, что отношения, связанные с печатью, входили в рассматриваемый период в систему обеспечения государством общественной безопасности, обозначались термином «полиция печати»;
  • Общая направленность правового регулирования печатного слова обусловлена представлением власти о ее задачах по отношению к обществу. Процесс изготовления и распространения печатной продукции находился под постоянным контролем государства, поэтому установление цензуры печати стало основным способом воздействия государства на эту область общественных отношений. Цензура выражалась в разнообразных видах и формах. Это, в первую очередь, подразделение ее в законодательном порядке на внутреннюю и иностранную. Внутренняя цензура подразделялась на общую и специальную, к которой следует отнести духовную, военную, ведомственную;
  • Изучена история возникновения цензуры. На протяжении периода XVIII - начала XX века цензурная политика и законодательство были весьма противоречивыми, периоды усиленного политического контроля и цензурного террора сменялись периодами временного ослабления цензурных тисков. Вместе с тем прослеживается тенденция профессионализации (участие в работе цензурных комитетов известных литераторов) и дифференциации цензуры (духовная, иностранная, театральная и другие виды цензуры), ее легитимность. Хронологические рамки исследования цензуры в России, начало XVIII - начало XX века, предопределены особенностями правового, общественно-политического, культурного развития России, обусловившими формирование института цензуры. Нижняя граница - начало XVIII века. Сложившийся в это время абсолютизм способствует формированию цензуры как инструмента государственной политики в сфере управления обществом. Верхняя граница исследования - 1917 год (абсолютная монархия), когда изменилась форма правления. Цельность периода определяется существованием абсолютизма, который повлиял на специфику политико-правового регулирования цензурных отношений, когда главным в цензурной политике становился не закон, а настроение царя, его высказывания, его личное мнение. Поскольку в условиях советского государства цензура перестала быть явной и формально декларировалась свобода слова при одновременном создании мощной системы тайной цензуры, то изучение истории цензуры как государственного института долгие годы находилось вне внимания советских естественных наук, также не изучалось и законодательство о цензуре печати. Этим объясняется, что в советское время появилось всего лишь несколько специальных работ, посвященных дореволюционной цензуре, в частности монографии Е.Ф. Грекулова, М.Л. Лурье, статьи Л.И. Полянской. Несмотря на их несомненную ценность, эти исследования нельзя рассматривать как продолжение традиции, дореволюционной историографии по истории цензуры в Российском государстве, представленной авторами XIX - начала XX веков.
  • На современном этапе развития общественных наук интерес к цензуре возрос. Как правило, данный объект исследования в результате своей многогранности изучается представителями исторической, социологической и филологической наук;
  • Изучены некоторые нормативные документы и законы. Статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» содержит норму, согласно которой цензура не допускается. Для более четкого понимания того, что запрещено, предлагается дополнить статью 3 указанием на то, что цензура есть не что иное, как обязательное для редакции СМИ требование предварительно согласовывать сообщения и материалы, а это ограничивает право средств массовой информации свободно собирать и распространять сведения, и является незаконным вмешательством органов государственной и муниципальной власти в содержание публикуемых или передаваемых сообщений. 

Информация о работе Цензура в России