Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:27, реферат
Поэтому цель данной работы: рассмотреть цензуру как орудие коммуникационного насилия. Для ее раскрытия необходимо решение следующих задач:
Дать определение понятию цензура, определить виды и классификацию цензуры;
Изучить историю возникновения цензуры;
Рассмотреть некоторые нормативные документы и законы об авторском праве и цензуре.
Предмет исследования: цензура. Объект: изучение цензуры через ее историю и существующие законы.
Введение…………………………………………………………………………………………….…3
1. Понятие цезуры………………………………………………………………………………….…4
2. История возникновения цензуры в разных странах……………………………………………..5
3. Тотальная цензура. Опыт Советского Союза…………………………………………………...11
4. Законодательные и нормативные акты по цензуре и авторскому праву……………………...14
Заключение…………………………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………………………….19
Засекреченный Главлит активно проявлял себя в компаниях библиоцида и организации спецхранов. Главлитом разрабатывались списки литературы, подлежащей изъятию из общедоступных библиотечных фондов. Списки обреченной литературы насчитывали несколько тысяч наименований. В 30-е годы подлежали уничтожению все произведения «врагов народа» — Бухарина, Пятакова, Рыкова, Троцкого, Зиновьева, Каменева, Тухачевского. Мало того, изымались книги, где имелись написанные ими предисловия или просто уважительное упоминание о них.
4. 1956—1964. Несмотря на некоторое смягчение тоталитарного давления на общество, цензурное ведомство, не уменьшало свою активность. Причем идеологи КПСС и чиновники Главлита иногда оказывались более «партийно выдержанными», чем классики марксизма-ленинизма, основатели и руководители партии. В собрание сочинениц КМаркса и Ф.Энгельса, подготовленное в это время, не вошли такие «радикальные» сочинения как «История тайной дипломатии XVIII века», речи и статьи о Польше. В полное собрание сочинений В.И.Ленина не попали свидетельские показания В.И.Леинна по делу о провокаторстве Р.В.Малиновского, его многочисленные письма Зиновьеву, Каменеву, Рыкову, Троцкому и другим «врагам народа». Совершенно парадоксальный казус произошел с докладом Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС, посвященном культу личности Сталина. Текст этого доклада сразу стал известен во всем мире, до советского же читателя он дошел только 33 года спустя.
5. 1965—1985 — двадцатилетие «застоя», которое характеризуется новым «похолоданием» духовного климата в стране. В это время появляются акты открытого протеста, ширится, несмотря на репрессии, диссидентское движение, активизируется самиздат. Самиздат — специфическое коммуникационное явление, которое уместно рассмотреть в настоящем разделе. Слово «самиздат» — советский неологизм, но фактически «самиздатовское» производство всегда сопровождало официально признанное издательское дело. Самиздат [4] — несамостоятельный, а дополнительный коммуникационный канал, служивший для обхода цензурных барьеров официальной власти. Потребность в подобном «обходном» канале тем выше, чем жестче цензурный гнет. Привлекательность самиздатовских документов не только в обсуждении запрещенных тем и получении официально не распространяемых сведений, но и в непосредственности общения автора и читательской аудитории, без редакторских правок или цензурных изъятий. Правда, при переписывании манускриптов возможны искажения и ошибки, но они имеют частный характер и с ними можно примириться. Другой, более серьезный дефект самиздата состоит в том. что по рукам ходит множество фальшивок и совершенно бредовых документов, избавиться от которых невозможно [7].
Главными потребителями
Хронологической вехой падения тоталитарной цензуры является август 1990 г., когда вступил в силу Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». Под средствами массовой информации, — уточняется в Законе, — понимается периодическое издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и т. д.), радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. п. Цензура массовой информации, т. е. требование со стороны должностных лиц, государственных органов или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов, — не допускается. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры.
4. Законодательные и нормативные акты по цензуре и авторскому праву
1. В 2003 г. был принят законопроект о внесении изменений в некоторые законы по итогам парламентских слушаний «Общество, средства массовой информации, власть: свобода слова и цензура», определяющий понятия «цензура» и «оценочные суждения».
Законопроектом предлагается внести
изменения в закон об информации,
законодательно определяющие понятия
«цензура» и «оценочные суждения».
Под цензурой подразумевается контроль
за содержанием и давление на средства
массовой информации или журналистов
со стороны органов
Согласно законопроекту, органы государственной
власти и местного самоуправления не
могут подавать иски о защите чести,
достоинства и деловой
Законопроект предлагает дополнить кодекс об административных правонарушениях нормой, в соответствии с которой устанавливается административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременном и неполном предоставлении информации или предоставления информации, которая не соответствует действительности.
Законопроект вносит изменения
в декрет Кабинета министров «О государственном
сборе», согласно которым размер сбора
с исковых заявлений о
2. Новый закон "О средствах массовой информации" готов на 80%. Об этом заявил первый заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров, выступая на заседании комиссии по информации Совета Федерации. Хотя до окончания работы еще довольно далеко и версий нового закона о СМИ множество, не исключено, что в обозримом будущем закон все-таки примут.
Нынешний вариант закона о СМИ разрабатывался Индустриальным комитетом совместно с Минпечати России с начала 2003 года. Член Индустриального комитета, вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Елена Злотникова неоднократно заявляла, что новый проект достоин доверия ("Этот законопроект о СМИ исключительно прогрессивный") и никакого отказа от норм действующего закона новый вариант не содержит. "В новом проекте все, что касается гарантий свобод журналистов, цензуры и свободы слова, тронуто не было", а изменениям подвергнуты только главы об организации деятельности и распространении СМИ.
Последний вариант законопроекта Министерства культуры состоит из четырех частей. В первый блок статей входят общие положения, включая свободу массовой информации и недопустимость цензуры. Правда, относительно самого понятия цензуры авторы законопроекта пока не определились. С одной стороны, игнорировать норму Конституции о недопустимости цензуры со стороны государства нельзя. С другой стороны, по мнению законодателей, цензура в СМИ может исходить и от владельца издания или телеканала. Полномочный представитель президента России в Совете Федерации Александр Котенков предложил ввести нормативную цензуру: "Мы должны предусмотреть в законе цензуру не ведомственную, а нормативную. Мы должны четко указать, что нельзя публиковать в СМИ. Тогда цензуру будет осуществлять не какое-то ведомство, а граждане и суд". Так он выразил не свое личное мнение, "а консолидированное мнение администрации президента", которая также считает, что, безусловно, усиление независимости СМИ необходимо, но эта независимость "не должна ущемлять интересы государства".
3. Авторское право
Статья 5. Сфера действия авторского права [1]
1. В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется:
1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; 2) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; 3) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2.
Произведение также считается
опубликованным в Российской
Федерации, если в течение 30
дней после даты первого
Статья 6. Объект авторского права. Общие положения
1.
Авторское право
2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); эвуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах.
3.
Часть произведения (включая его
название), которая удовлетворяет
требованиям пункта 1 настоящей статьи
и может использоваться
4.
Авторское право не
5.
Авторское право на
Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства
1.
Авторское право на
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.
2.
При отсутствии доказательств
иного автором произведения
3.
При опубликовании
Заключение
Все роды коммуникации страдают неустранимыми
коммуникационными барьерами
Исходя из поставленной цели, в ходе исследования были решены поставленные задачи: