Ценностные ориентации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых "западных" ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3
1. Молодёжь, как социальная общность. Дифференциация и возрастная стратификация молодёжи…………………………………………………………………………5
2. Социальные проблемы молодежи………………………………………………………..9
2.1 Обзор проблем современной молодежи……………………………….9
2.2 Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи……………………………………………………………………11
3. Вредные привычки………………………………………………………16
3.1 Употребление спиртного………………………………………………16
3.2 Курение…………………………………………………………………17
3.3 Наркотики………………………………………………………………18
4. Ценностные ориентации современной молодежи…………………….20
4.1 Культурные ценности современной российской молодежи………..20
4.2 Молодежь и образование……………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин ставят проблему кризиса в системе образования.

Однако наряду с указанными тенденциями отмечаются и некоторые позитивные перемены. К ним можно отнести появление гибкости в системе государственного образования, которая прежде всего сказалась в изменении содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в отношениях вуз - преподаватель - студент, возникновении новых педагогических технологий, спектра методов и приемов обучения.

Следует отметить и появление совершенно новых для нашей социальной жизни феноменов - альтернативных, негосударственных форм образования, уже сегодня охвативших все виды образования от самых низких (дошкольных) до вузовского и поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт, которые сдерживали развитие образования ранее.

Изменение системы образования повлекло за собой, с одной стороны позитивные, а с другой негативные результаты. К позитивным результатам относится появление новых методов в образовании, новых материалов, доступность актуальной и правдивой информации, для тех кто учится. Негативные черты - это недоступность высшего образования большинству молодых людей, так как образование сейчас стоит больших денег, а бесплатных мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи с невыплатой заработной платы начался отток кадров из сферы образования, что, безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися и студентами.

Проблема образования особенно важна на данный момент, так как России необходимы квалифицированные кадры для выхода из сложившегося положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм. Бездуховность и ее результат - потребительско - эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.

В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

- создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

- выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

- увеличение степени самостоятельности  клиентов, их способности контролировать  свою жизнь и более эффективно  разрешать возникающие проблемы;

- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость  в помощи социального работника (конечная цель).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью», Учебник для студентов вузов. М., 2006.

2. Гурьянова М. Поколение надежд или потеряное поколение.// Воспитание школьников. — 1999г. — № 5.

3. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. — 1999. — № 9.

4. Штрихи к портрету поколения «игрек» // Аргументы и факты. — 2001. — № 32.

5.  Иваненков С. П. «Проблема социализации современной молодежи». М., 1999.

6. Лисовский В. Т. Социальная защита молодежи /В.Т. Лисовский.- М.: Дрофа.- 2004.

7.  Карчевская Е. Способны ли вы решать свои проблемы?: Тест // Мы. — 1997.

8. Российская молодежь: десять главных проблем/ Б.А. Ручкин, Е.А. Гришина, Н.А. Серикова. - М.: Социум, 2009.

 

 


Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи