Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:18, реферат
Краткое описание
В современной научной литературе цивилизация трактуется: • как синоним понятия культуры; • тип общества, отличающийся от дикости и варварства общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений; • тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой. В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные: • локальных цивилизаций; • мировой, общечеловеческой цивилизации.
Другим понятием, используемым
для фиксации ступеней развития
общества, является «цивилизация».
Оно наиболее часто употребляется в современной
науке и публицистике и происходит от
латинского слова «civilis», что означает
«государственный, гражданский, политический».
В современной научной литературе цивилизация
трактуется:
как синоним понятия культуры;
тип общества, отличающийся
от дикости и варварства общественным
разделением труда, письменностью и развитой
системой государственно-правовых отношений;
тип общества с характерной
только для него материальной и духовной
культурой.
Современное обществоведение
отдает предпочтение последней трактовке,
хотя и не противопоставляет ее двум другим.
Таким образом, понятие «цивилизация»
имеет два основных значения:
как отдельное общество
и как стадия зародившегося
в древности и продолжающегося в настоящее
время развития человечества. Исследование
истории общества на основе этого понятия
получило название цивилизационного
подхода к анализу человеческой истории.
В рамках цивилизационного
подхода существует несколько теорий,
среди которых выделяются две основные:
локальных цивилизаций;
мировой, общечеловеческой
цивилизации.
Теория локальных цивилизаций
Теория локальных
цивилизаций изучает исторически сложившиеся
общности, которые занимают определенную
территорию и имеют свои особенности социально-экономического
и культурного развития. Локальные цивилизации
могут совпадать с границами государств,
но бывают и исключения, например, Западную
Европу, состоящую из множества больших
и маленьких вполне самостоятельных государств,
принято считать одной цивилизацией, поскольку
при всем своеобразии каждого государства
все они представляют один культурно-исторический
тип.
К основным цивилизациям относятся:
западная;
православная христианская
в России;
иранская и арабская (исламская);
индуистская;
дальневосточная.
Теория общечеловеческой цивилизации
В теории мировой,
общечеловеческой цивилизации выделяются
ее отдельные стадии (этапы). Известные
американские ученые Д. Белл, О. Тоффлер,
3. Бжезинский и др. называют в общемировом
цивилизационном процессе три основные
стадии:
доиндустриальную (аграрную);
индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;
постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.
Характерные черты доиндустриальной
(аграрной) цивилизации:
преобладание аграрного производства
и натуральною обмена продуктов;
подавляющая роль государства
в общественных процессах;
жесткое сословное деление
общества, низкая социальная мобильность
граждан;
преобладание обычаев и традиций
в духовной сфере жизни общества.
Характерные черты индустриальной цивилизации:
преобладание промышленного
производства с возрастающей ролью науки
в нем;
развитие товарно-денежных
отношений;
высокая социальная мобильность;
возрастание роли индивидуализма
и инициативы отдельной личности в борьбе
за ослабление роли государства, за повышение
роли гражданского общества в политической
и духовной сфере жизни общества.
Постиндустриальная
цивилизация (информационное общество)
обладает следующими характеристиками:
автоматизация производства
товаров массового потребления, развитие
сферы услуг;
развитие информационной техники
и ресурсосберегающих технологий;
развитие правовой регуляции
общественных отношений, стремление к
гармоничным отношениям между обществом,
государством и личностью;
начало попыток разумного взаимодействия
с окружающей средой, решения глобальных
разнообразных проблем человечества.
Аграрное общество
Примерно в V-IV тысячелетиях
до н. э. начинается постепенная трансформация первобытно-общинного (племенного) общества в аграрно-политическое
(азиатское, восточное). К началу I тысячелетия
до н. э. возникли государства-общества
трех типов: небольшие царства (княжества);
федерации (конгломераты) таких царств,
в которых ядром было одно сильное царство
(таким позднее была и Киевская Русь); империи
— крупные территориальные, многоэтнические
государства с сильным централизованным
управлением. В империях одно племя (народ)
занимало господствующее духовное, политическое
и экономическое положение. Центрами империй
стали области, находящиеся на торговых
путях, соединяющих царства с различным
общественным разделением труда: сельскохозяйственные,
скотоводческие, ремесленные. В них возникли
древние локальные цивилизации шумеров,
египтян и другие.
Технологическую
основу аграрного (доиндустриального)
типа обществ и аграрной цивилизации составило
разнообразие сельскохозяйственных орудий
(плуг, топор, борона и т. д.) на базе использования
мускульной энергии человека и животных.
Из него возникает простая семейная и
иная кооперация, позволяющая осуществлять
расширенное воспроизводство материальных
благ и людей.
Демосоциальная подсистема доиндустриального общества
характеризуется: патриархальной семьей, включающей родителей, детей,
прародителей, родственников; большинством
населения, проживающим в деревнях — союзах
домохозяйств; неравенством в потреблении
материальных и духовных благ; мифологическим
сознанием людей; натуральным демосоциальным
потреблением с элементами рынка.
Экономическую подсистему аграрной эпохи характеризует земледельческий
способ производства, в котором основным
предметом труда были земля и связанная
с ней жизнедеятельность человека. Производительную
силу аграрной эпохи составило производство
железа и стали, изобретение железного
и стального инструмента и оружия, а также
применение производственных знаний и
мускульной силы людей. Экономическую
силу данной эпохи составляла частная
и общинная собственность на средства
производства и землю; углублялось разделение
труда, рос ремесленный сектор. Абсолютное
большинство населения работало в сельском
хозяйстве.
Политическую подсистему аграрной эпохи представляли
неустойчивые империи, опиравшиеся на
армию, бюрократию, частное и гражданское
право, общинное самоуправление: Ново-ассирийская
(IX-VII в. до н. э.; Передняя Азия, кроме Урарту
и Малой Азии); Ново-вавилонская и Мидийская
(VII-VI в. до н. э.); позднее возникли эллинистические,
индийские и китайские империи (например,
империя Цинь; IV-III в. до н. э.). Шли непрерывные
войны, ставшие особенно кровопролитными
после изобретения железного оружия; возникали
укрепленные города — центры царств, —
обнесенные стенами, постоянные армии,
колонии.
Духовная подсистема аграрной эпохи характеризуется:
господством мифологии и религии, строительством
храмов; развитием некоторых видов искусства
(музыкатьного, эпического, танцевального,
архитектурного); зачатками образования
и науки; борьбой различных религиозных
(мировоззренческих) систем.
Общественное сознание носило мифологический, религиозный
характер, представляло собой совокупность
мифов; бессознательное в нем господствовало
над сознательным, а духовное оставалось
неразвито.
В царствах и империях ранней
и имперской древности возникли и конкурировали
между собой элементы двух
типов формаций: (1) политической
(государственной, азиатской, мобилизационной)
и (2) экономической
(рыночной, европейской, либеральной).
Одни из них становились ведущими в каком-то
царстве или империи. Некоторые из таких
обществ создавали общественные, а затем
и мировые религиозные цивилизации
(египетская, греческая, персидская). На
протяжении почти двух тысячелетий аграрной
эпохи политические и экономические империи,
формации, цивилизации вели идеологическую,
экономическую, политическую и военную
борьбу за господство.
В VI в. до н. э. империя Ахеменидов
завоевала античные города-полисы на малоазийском
побережье. В 336 г. до н. э. греческую армию
возглавил Александр Македонский, который
в ходе десятилетнего похода разгромил
персидскую империю. В результате античный
тип общества (формации и цивилизации)
стал оказывать влияние на азиатский тип
общества Ближнего Востока. Сделав своей
столицей Вавилон, Александр пытался сблизить античный
и азиатский миры формационно и цивилизационно.
На азиатской территории было построено
около 70 городов — центров античной цивилизации.
После смерти Александра в 323 г. до н. э.
его последователи продолжили эту политику.
Много внимания уделялось созданию экономического,
а не деспотического государства.
Античная Греция передала формационную
и цивилизационную эстафету Римской республике
через греческие полисы — колонии в Италии.
Вклад Рима в развитие античного общества
состоял в кодификации правовых норм и
детализации частного права, существенном
развитии демократии, ставшей на страже
граждан-собственников, их сословных и
имущественных различий. Римское государство
— часть вспомогательной
сферы экономического общества —
существовало за счет налогов с граждан-собственников
и завоевательных походов. В I в. до н. э.
в результате серьезных внутренних противоречий
(борьба братьев Гракхов за интересы малоимущих),
восстаний рабов и конфликтов властолюбцев
Римская республика уступила место Римской
империи, политической и экономической
формации и цивилизации.
В V в. Римская империя пала под
ударами варваров. Ее преемником стали
Священная Римская империя и Византия.
Греческие территории превратились в
провинции Римского Востока. Затем наступила
пора христианизации и христианской цивилизации
в Византии — наследнице Рима. В результате
победы в 1453 г. ислама над Византией Ближний
Восток в одночасье сбросил с себя элементы
античной формации и цивилизации, вновь
оказался в привычной колее азиатской
формации и цивилизации, получивших развитие
в исламской цивилизации.
Леонид Васильев считает, что
в данном регионе греки и римляне осуществили
эксперимент по «органическому синтезу
античного мира и традиционного Востока»,
который не удался. Вместо
этого в Палестине, на перекрестке путей
народов, возникла новая мировая религия
— христианство, положившая начало новой
общественной формации и цивилизации.
Порожденная восточными народами и их
цивилизациями, она стала религией Запада.
Уже здесь можно усмотреть признак гибридной
(смешанной) общественной формации и цивилизации.
Восточные (деспотические) общества
в эпоху средневековья
достигли своего наивысшего расцвета,
чему способствовало исчезновение конкурента
в лице античного мира. Основные черты
таких обществ: колоссальное неравенство
в жизни людей, принимающееся как должное
неграмотным и религиозным населением;
изысканная субъективность господствующих
классов; временная экономическая эффективность
за счет эксплуатации собственного народа
и народов завоеванных стран; медленная
эволюция по спирали политических переворотов
и общественных катастроф.
В конце IV века Византия оказалась
полем столкновения античной и азиатской формаций
и цивилизаций. Эта борьба привела к постепенному
превращению Византии в деспотическую
империю. Процесс античной вестернизации
там не состоялся: верх одержала азиатская
формация и коллективистическая цивилизация.
В этой связи Л. В. Васильев делает важный
для наших дней вывод: «И коль скоро генеральные
структуры, лежащие в основе античного
Запада и традиционного Востока, принципиально
различны, то органическое совмещение
их, синтез, оказывается делом крайне сложным.
Во всяком случае, на территории Востока,
в конкретных условиях древности и средневековья».
В Европе результатом всего
этого противоборства в конце аграрной
эпохи (XI-XIV в.) стал феодализм - передовой
тип обществ (антично-азиатский), с солидаристской
цивилизацией. Он был результатом столкновения античного общества
с первобытнообщинным.
Произошла, с одной стороны, христианизация
варваров, а с другой стороны, — децентрализация
государственной власти. Христианизация
варваров ограничила категоричность коллективистского
принципа, смягчив всемогущество властителей.
Одновременно она сохранила уважение
к античной собственности, особенно в
городах. В итоге такого синтеза возник
феодальный тип общества (формации и цивилизации),
что позволяет сделать вывод о возможности
конвергенции только таких общественных
формаций и цивилизаций, между которыми
имеются какие-то черты сходства. Они были
между первобытно-общинным обществом
варваров и античным — римлян. Можно предположить,
что таких черт не было у античного и азиатского
типов общества, что привело к краху проект
Александра Македонского.