Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 04:32, контрольная работа
Власть существует издавна во множестве видов, проявлений и модификаций. Властителей было множество в прошлом и есть в настоящем. Претендентов на эти роли всегда было много и будет еще больше. О власти, властях и правителях написана масса книг, статей, драм, комедий, трагедий. Создаются конституции, издаются законы, указы, постановления, принимаются декларации, заключаются договоры, провозглашаются манифесты, программы и т. д.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Человек и власть... Что значит «власть в мире человека» и «человек в мире власти»? Как осознается эта взаимосвязь?...............................................4
3. Социальная база власти и проблемы доверия к власти. Есть ли такая проблема в обществе, регионах, в трудовых организациях?..........................16
4. Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы
Непосредственно мир власти — это вся та обширная область жизни общества, основным содержанием и смыслом существования которой являются эффективное воздействие на людей с целью их взаимоуживаемости и взаимоприспособляемости, выработка различных структур, позволяющих людям жить, трудиться и по возможности радоваться совместной жизни, и обеспечение их функционирования, наконец, тесное взаимодействие этого относительно целостного и главенствующего организма с другими сферами человеческого существования — социальной, экономической, культурной, международной.
Мир власти поистине
Знать мир власти человеку нужно глубоко и обстоятельно.
Власть в целом - это явления, характеризующие среду и сферу власти, это и явления, демонстрирующие многообразие видов и форм самой власти, это и погруженность мира власти в общую картину противоречивой действительности, многогранной жизни, нашей уникальной планеты и вселенной, это и те притягательные свойства власти, которые неумолимо влекут к себе человека — соискателя власти, прежде всего государственной, и притягательно манят людей нового поколения, вступающего в жизнь.
Для того чтобы показать
В свое время видный русский правовед и мыслитель Б. Н. Чичерин около 40 лет посвятил исследованию власти в таких ее четырех первоосновах и главных ипостасях, как власть отца, власть общества, власть государства, власть церкви.
Власть и властные явления, с которыми в первую очередь сталкивает человека жизнь:
Данный далеко не полный перечень явлений власти позволяет судить об их влиянии на человека, на жизнь и судьбы людей. Если его продолжить, можно выявить и ряд других влиятельных субъектов, скажем, власть военных и воспитателей; можно говорить и о власти идей, идеалов, идеологий, номенклатуры, религий, системы, традиций, школы и т. д.
При оценке власти не всегда точным и исчерпывающим будет, например, разговор только о власти закона или законодателя, о власти диктатора или о власти президента и т. д. Нередко необходимо рассматривать соединение, совокупность действующих факторов, под комплексным, суммарным воздействием которых оказываются люди, их группы.
Итак, в целом картину власти
и подход к ее пониманию
по ее источнику, по ее
Оценивая власть (власть над людьми и их объединениями), можно показывать, где она проявляется: власть в армии, государстве, сословии, группе людей, коллективе, народе, обществе и его системах, организациях разного рода, различных сферах деятельности людей, партии, регионе, стране, учреждении, т. е. повсюду: по месту жизни, труда, учебы, общественной деятельности и даже отдыха людей. Не стоит забывать и о том, что человек может оказаться под властью политики или секса, под властью слов, той или иной информации или даже стрессов и страхов.
Такова наиболее
Обратимся, наконец, от уровня
человека через уровень
Власть одного государства над
другим государством — явление
нередкое с давних времен. Подавляющие
массы одних людей
Все вышесказанное позволяет серьезно и осмысленно увидеть власть во всех ее ракурсах и ипостасях, понять, каков этот поистине неисчерпаемый феномен и какими возможностями располагает он в человеческом обществе. Он создан человеком и служит человеку, хотя нередко и мешает, и вредит ему. А точнее говоря, одним людям служит, другим — мешает.
Социальная база власти и проблемы доверия к власти. Есть ли такая проблема в обществе, регионах, в трудовых организациях?
Социальная база власти — общественные основы власти и ее органов, ее опора в самом обществе, его социальных структурах, слоях, группах граждан, их организациях, партиях, движениях, объединениях.
Доверие - это сложный и многогранный феномен, который складывается из оценок разнообразных процессов, протекающих в обществе в социально-экономической сфере, политике, идеологии, но главным, определяющим фактором активного формирования доверия населения к местным органам власти служат эффективные социальные программы, которые осуществляет власть.
Степень доверия населения к органам местной власти обусловливается эффективностью деятельности органов управления и, прежде всего, степенью удовлетворенности населения этой деятельностью.
Чем
эффективнее реализуются
В силу ряда объективных и субъективных факторов исполнительная власть на местах не способна в полной мере решать социальные проблемы населения. Разрешение противоречий между задачами обеспечения жизненных потребностей жителей района, с одной стороны, и качеством этого обеспечения — с другой, является главным направлением повышения степени доверия к власти.
Многие экспертные оценки последних лет сходятся в том, что российский народ в целом не доверяет власти. Вместе с тем он голосует за власть. Интересно, почему общество, испытывающее постоянный социальный стресс (бедность, преступность, коррупция, низкий уровень здравоохранения), все же считает, что действующий социально-экономический курс должен быть продолжен? При этом особой поддержкой он пользуется в самых неблагополучных регионах России (сельских районах, малых городах и т.д.). Если народ не доверяет власти, то почему голосует за нее?
Оба понятия – и доверие, и власть – весьма многозначны. В политике принимая решение в ходе выборов, избиратель, разумеется, не может опереться на опыт личного контакта с кандидатом. Доверие в данном случае имеет совершенно иную природу и динамику возникновения. В классической либеральной традиции гражданин, голосуя на выборах, дает политику своего рода аванс. Не имея возможности проверить его на деле до выборов (опираясь лишь на предвыборную программу, авторитет партии, поручительство другого политика и т.п.), гражданин как бы верит политику на слово, тем самым оказывая ему политическое доверие. Риск быть обманутым минимизируется за счет механизма перевыборов и иных процедур, с помощью которых избиратель теоретически контролирует власть. Если политик работает хорошо, то политическое доверие постепенно усиливается, приобретая черты личностного (позитивный эмпирический опыт, общая удовлетворенность положением дел и т.д.). В следующий раз избиратель голосует за политика уже более осознанно и уверенно.
По данным социологических опросов, наименьшим доверием власть пользуется среди людей старшего поколения, то есть среди тех, кто в наибольшей степени пострадал от реформ 1990-х годов. Власти в России не доверяют даже те, кто находится на самом верху социальной лестницы, то есть сами представители власти (отправляют детей учиться за границу, переводят туда свои доходы и т.д.). Зная власть изнутри, пребывая в ней, они знают ей цену.
Казалось бы, все ясно: доверие к власти в России появится только тогда, когда она станет более эффективной, прозрачной, нравственной, демократичной и т.д. Но если доверия нет, то почему народ все-таки голосует за власть?
Традиционно высокий уровень межличностного доверия в российском обществе всегда являлся одним из фундаментов доверия к власти, а всеобщее недоверие к последней в современной России является не рудиментом царского периода российской истории, а следствием социальной политики власти в переходный период конца 1990-х – начала 2000-х годов.
В России власть всегда была авторитарной и в целом остается таковой по сей день. Доверие и в то же время подозрительность в отношении власти – типичное свойство отечественной политической культуры. Еще Бердяев писал о том, что «русский народ одновременно является государственно-деспотическим и анархическо-свободолюбивым».
В
психологической и социально-
Этот
аспект социального доверия сближает
социологические, психологические
и политологические подходы в
анализе доверия. Социологически доверие
населения органам власти выступает
важным индикатором состояния
В
тоже время, как отмечает Ю.А Левада,
«в показателях доверия реальные
оценки реальных действий определенных
политических фигур и должностных лиц
присутствуют в минимальной мере». Человек
не может жить, действовать, относиться
к другим только на основе индивидуального
опыта и рационального расчета. Он неизбежно
принимает «на веру», основываясь на традиции,
чужом опыте, общем мнении «подлинность»,
надежность социальных норм и институтов,
целей, идей властных структур, деятельности
их руководителей и т.д. Поэтому, с другой
стороны, оценки существующей власти,
ее институтов и конкретных представителей
носят социально-психологический характер
субъективных, личностно-значимых аспектов
отношений к ним людей.
Заключение.
Характеристика власти дается правоведением, политологией, социологией, философией, историей, это не соответствует действительности. Все эти отрасли знания — лишь добрые соседи науки о власти, но отнюдь не ее толкователи, не ее аналоги, не ее эквиваленты, не ее заменители, да и не ее наставники. Тем более не заменяли ее в недавнем прошлом ни истмат, ни истпарт, ни марксизм, ни даже партстроительство. О том, почему произошло, что власть оказалась без своей науки, почему даже у политики (производной от власти) ныне уже есть наука, а у власти нет, почему так повелось издавна, почему создавшееся положение столь долго не было осмыслено и изменено, необходимо серьезно задуматься. Это — крупная, масштабная задача.
Важность исследования определяется необходимостью осмысления сложных процессов модернизации социальной политики России на современном этапе, поиска эффективных социальных технологий, способствующих повышению доверия населения к власти, гармонии в отношениях между ними. Власть, которая не пользуется доверием народа - обречена. А доверие к органам власти складывается, прежде всего, из того, насколько эффективно проводится социальная политика, осуществляется забота о людях, обеспечиваются нормальные условия их жизни, поддерживаются, прежде всего, социально незащищенные слои населения. Непродуманность в социальной политике всегда чревата серьезными последствиями: нарушается стабильность государства, разрастающиеся конфликты населения с властями могут привести к смещению не только руководителей регионального масштаба, но и правительства.
Информация о работе Человек и власть. Социальная база власти и проблемы доверия к власти