Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:55, реферат
Богатством любой страны является человек. В будущем экономический рост страны возможен от увеличения финансирования таких направлений экономики, как качество рабочей силы, человеческий капитал, здравоохранение, культура и инфраструктура. Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека, накопление человеческого капитала становится важной задачей государства. Основным приоритетом бюджетных расходов страны являются вложение инвестиций в человеческий капитал, а такими расходами являются образование, здравоохранение и культура.
24.Человеческий капитал и процесс его накопления
Богатством любой страны является человек. В будущем экономический рост страны возможен от увеличения финансирования таких направлений экономики, как качество рабочей силы, человеческий капитал, здравоохранение, культура и инфраструктура. Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека, накопление человеческого капитала становится важной задачей государства. Основным приоритетом бюджетных расходов страны являются вложение инвестиций в человеческий капитал, а такими расходами являются образование, здравоохранение и культура.
Чем большим потенциалом обладает каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей страны, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества. Развитие человеческого потенциала России предполагает [1]:
- создание благоприятных
- повышение конкурентоспособности человеческого
капитала и обеспечивающих его социальных
секторов экономики.
Экономический рост в настоящее время зависит от степени формирования человеческого капитала, который представляет собой процесс расширения знаний, навыков и возможностей людей страны.
Под человеческим капиталом понимаются
знания и навыки, воплощенные в
человека, которые играют важную роль
в определении
Формирование человеческого
- повышение доступности жилья
для граждан через механизмы
ипотеки, содействие
- повышение информационной прозрачности
и открытости рынка потребительского
кредитования;
- расширение возможностей для использования
гражданами образовательных кредитов;
- содействие повышению уровня защищенности
качества жизни и личного благосостояния
граждан посредством страхования жизни
и имущества;
- содействие развитию механизмов дополнительного
пенсионного страхования.
Концептуальная модель формирования человеческого капитала в социально-экономической системе на различных уровнях ее развития: общества, региона, предприятия приведена на рисунке 1 [5].
Формирование человеческого
Формирование человеческого
Процесс формирования человеческого капитала требует времени (15 – 25 лет), это часто приводит к большему уровню жизни людей в пределах страны в течение нескольких поколений. Формирование человеческого капитала может быть достигнуто путем использования политики государства в области здравоохранения, образования, культуры и профессиональной подготовки.
Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами [1]:
- переход к инновационному типу
развития экономики требует
- по мере развития личности растут потребности
в ее культурно-творческом самовыражении,
освоении накопленных обществом культурных
и духовных ценностей. Необходимость в
удовлетворении этих потребностей, в свою
очередь, стимулирует развитие рынка услуг
в сфере культуры.
Таким образом, общество имеет решающее значение для формирования человеческого капитала.
Каждое поколение формирует свой человеческий капитал с нуля. Формирование человеческого капитала начинается до рождения ребенка, когда родители своим поведением и решением определили исход рождения ребенка. Человек с рождения наделен неквалифицированной рабочей силой, которая не требует обучения и может поставляться на рынок труда. Человеческий капитал личности формируется с детства и считается сформированным в возрасте 23 – 25 лет.
У каждого ребенка в возрасте 3 – 4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков, умений. На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые в последствии могут повлиять на развитие рынка труда [6]. Количество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных способностей. Основным периодом формирования человеческого капитала является возраст с 13 до 23 лет. Это период гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему организму прилив огромной энергии. Эту энергию необходимо преобразовывать (сублимировать) на стадионе, чтобы укрепить здоровье, на студенческой скамье и в театре, чтобы получить образование и культуру, научиться ставить и достигать цели в жизни, преодолевать препятствия. Человек может стать квалифицированным работником путем приобретения человеческого капитала, который характеризуется высоким содержанием знаний, способствует инновациям и развитию новых идей. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.
Особенностью процесса формирования человеческого капитала явлеется то, что:
- продолжительность жизни
- повышенные врожденные способности облегчают
приобретение человеческого капитала.
Знания и навыки, воплощенные
в человека трудно отделить от здоровья
человека, которые также определяет
производительность труда [7]. Общественная
политика в области здравоохранения
является ключом к эффективному формированию
человеческого капитала. Доступность
к медицинской помощи и правильное
питание увеличивает
Основой формирования человеческого капитала является приобретение новых знаний и навыков. Формирование навыков становится приоритетом экономического развития страны. Образование является важным инструментом для формирования человеческого капитала. Образование способствует повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах и обязанностях.
Работники с высшим образованием являются более производительными, чем лица, имеющие среднее образование. Работники со средним образованием – более продуктивны, чем лица с начальным образованием, а рабочие с начальным образованием более продуктивны, чем те, кто не имеет образование [8].
Образованные люди обладают более
высокими навыками и способны для
эффективного выполнения своей работы,
располагают более широким
Для благополучия, благосостояния человека
формирование и накопление человеческого
капитала есть основная цель экономической
политики государства. Государственные
формы образования являются одним
из важнейших средств формирования
человеческого капитала среди малообеспеченных
слоев населения. Люди из малообеспеченных
слоев населения, не имея доступа
к физическим и финансовым ресурсам,
имея при этом высокую стоимость
собственного человеческого капитала,
приобретают возможность
Страны могут инвестировать
в государственные школы, а также
в повышение образования
Формирование человеческого
Накопление человеческого
Развитые страны имеют больше финансовых
ресурсов для инвестиций в накопление
человеческого капитала. В менее
развитых странах производительность
труда очень низкая. Чтобы увеличить
этот потенциал существует необходимость
формирования человеческого капитала.
В развивающихся странах
Развитие человеческого
Состояние человеческого капитала
в наименее развитых странах отражается
в показателях Индекса
- процентная доля населения,
не получающего достаточного
питания;
- показатель смертности среди детей в
возрасте до пяти лет;
- общий показатель обучения детей в средней
школе;
- показатель грамотности среди взрослого
населения.
Взаимодополняемость человеческого и физического капитала в экономике ведет к ускорению инвестиций в человеческий и физический капитал в долгосрочной перспективе [11].
Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10 – 15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии, является важнейшим условием успеха инновационного социально ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции [1].
Увеличение продуктивных качеств трудовых ресурсов может быть увеличено путем предоставления более высокого уровня образования и навыков.
Формирование человеческого
Информация о работе Человеческий капитал и процесс его накопления