Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:04, реферат
В данном разделе моей работы будут изложены различные определения понятия «структурализм» и рассмотрены основные сферы, где используется рассматриваемое понятие. Итак, из различных источников обнаруживались различные сведения, но большей частью, как можно было сделать вывод, структурализм использовался в лингвистике. И, однако же, это отнюдь не единственная наука, где он, структурализм, применяется. Вот некоторые из определений, которые я, ознакомившись с материалами, сочла подходящими:
Структурализм как направление.
История развития.
Фуко.
Деррида.
Леви-Стросс
Мишель Фуко.
Фуко Мишель (1926-1984) - французский историк, философ, теоретик литературы. Преподавал в университетах Парижа, Клермон-Феррана, Варшавы, Уппсалы, Гамбурга etc. С 1970 г. - профессор в Коллеж де Франс. Основные работы: "Рождение клиники. Археология взгляда медика" (1963), "История безумия в классический век" (1972), "Слова и вещи. Археология гуманитарных наук" (СПб., 1994), "Археология знания" (Киев, 1996), "Надзирать и наказывать" (1975), "История сексуальности" (1976), "Пользование удовольствиями" (1976), "Забота о себе" (1984), "Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности" (1996).
Фуко иногда причисляют к структурализму или постструктурализму. Этот вопрос стал очень сложным и запутанным, что произошло не без участия самого Фуко.
Одно время он действительно был в каком-то смысле близок к тем, кто относил себя - или кого относили - к структурному направлению в гуманитарных науках: он писал в журнал Tel Quel (где печатали, правда, не только структуралистов, но вообще - "авангард" литературы и литературной критики того времени), говорил как будто бы от их имени, неоднократно предпринимал попытки концептуально осмыслить структурализм как практику и как метод. В ряде интервью 1966-1967 гг. (в связи с выходом в свет книги "Слова и вещи") Фуко еще не возражал против такого рода идентификации. Действительно, после появления "Истории безумия", отвечая на вопрос журналиста о том, кто повлиял на него в первую очередь, он назвал Бланшо, Русселя и Лакана, а затем добавил: "Но также, и главным образом, - Дюмезиль"; видя же удивление собеседника ("Каким образом историк религий мог оказаться вдохновителем работы по истории безумия?"), Фуко поясняет: "Благодаря своей идее структуры. Как и Дюмезиль по отношению к мифам, я попытался обнаружить структурированные нормы опыта, схему которых - с некоторыми модификациями - можно было бы встретить на различных уровнях". Не только в этих словах, но и в работах Фуко того времени нетрудно усмотреть близость структурному подходу. Именно эту работу он и проделал в известной статье 1967 г. "По чему распознают структурализм?"
Тут нужно принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, сильный накал страстей - и политических в том числе - во Франции в 60-е годы вокруг структурализма вообще и вокруг отношения Фуко к структурализму, в частности. В 1967 г., когда в Фуко видят "жреца структурализма", он отвечает, что он - лишь "певчий в хоре" и служба началась задолго до него. И в текстах и в интервью этого времени Фуко посвящает структурализму пространные анализы. Он различает структурализм как метод, с успехом используемый в частных областях: в лингвистике, в истории религий, в этнологии и т.д., - и "общий структурализм", имеющий дело с тем, "что есть наша культура, наш сегодняшний мир, с совокупностью практических или теоретических отношений, которые определяют нашу современность. Именно здесь структурализм получает значение философской деятельности - если принять, что роль философии состоит в том, чтобы диагносцировать".
А уже в 1968 г. одного упоминания о структурализме или о его к нему причастности было достаточно для того, чтобы вызвать у Фуко в лучшем случае сарказм и насмешки. На вопрос журналиста, как он на данный момент мог бы определить структурализм, Фуко отвечает:
"Если спросить тех, кого включают в рубрику "структуралисты" - Леви-Стросса или Лакана, Альтюссера или лингвистов, - они бы ответили вам, что у них друг с другом нет ничего общего или мало чего общего. Структурализм - это категория, которая существует для других, для тех, кто не имеет к нему отношения. Только извне можно сказать, что такой-то, такой-то и такой-то - структуралисты. Это у Сартра нужно спрашивать, кто такие структуралисты, поскольку он считает, что структуралисты представляют собой сплоченную группу (Леви-Стросс, Альтюссер, Дюмезиль, Лакан и я), группу, которая образует своего рода единство; но как раз этого вот единства - заметьте себе это хорошенько, - его-то мы как раз и не обнаруживаем"4.
Фуко настаивает, стало быть, не только на том, что он никогда не был структуралистом ("Я никогда не был фрейдистом, никогда не был марксистом и я никогда не был структуралистом", - скажет он в беседе 1982 г. "Структурализм и поструктурализм", но также и на том, что никогда не было и самого "структурализма"! Было нечто, что называли этим словом (в заключительной части "Археологии знания" Фуко подчеркнет, что всей этой книгой он пытается "снять с себя ярлык "структурализма" - или того, что под этим словом имеют обыкновение понимать"6. И были отдельные люди, которые в различных областях выполняли конкретные анализы, исследования. Не отрицая того, что в работах этих исследователей, как и в его собственных, действительно было что-то "не чуждое методам структурного анализа" (но только Леви-Стросс, считает он, практиковал собственно структурный метод), Фуко не устает повторять, что если у этих исследователей и было что-то общее, то только не "метод". Этим "общим" был у них "общий враг": классическая рефлексивная философия и философия субъекта. В беседе 1978 г. с Тромбадори (наряду с уже цитировавшимся "Структурализмом и постструктурализмом" эта беседа имеет исключительное значение для понимания не только философского пути Фуко, но и общей атмосферы интеллектуальных и духовных исканий во Франции после второй мировой войны). Фуко потом скажет, что для тех, кого объединяли под именем "структуралистов", наиболее острой и настоятельной проблемой было "каким-то иным образом поставить вопрос о "субъекте, иначе говоря - преодолеть некий фундаментальный постулат, от которого французская философия, начиная с Декарта, никогда не отступала и который феноменологией был только усилен"7. Фуко исходил из того, что все Главные направления были только разными "формами рефлексии и анализа", которые вдохновлялись "философией субъекта" и ориентировались на "теорию субъекта". И в этом отношении традиция, идущая от Соссюра к Леви-Строссу, стала стратегической "точкой опоры для того, чтобы поставить под вопрос теорию субъекта, но эту постановку под вопрос ни в коем случае не следует отождествлять со структурализмом". Про себя Фуко говорит, что эту проблематизацию теории субъекта он нашел у Ницше, Батая и Бланшо, т.е. у тех, кто был максимально далек от структурализма, а также у Башляра и Кангилема - в истории науки. Такой же точкой "прорыва", возможностью выйти за пределы философии субъекта был для очень многих и психоанализ. "Покончить с основополагающим актом субъекта", или, как его еще называет Фуко, с "конституирующим субъектом", "субъектом-дарителем смысла", - вот что было главным для Фуко и что определяло его интерес к тем исследованиям и практикам, которые обычно собирают под именем "структурализм". Подобного рода выпады против "привилегий основополагающего субъекта" имеют место не только в "Структурализме и постструктурализме", но и в "Порядке дискурса" и в "Что такое автор?".
В этом контексте понятны слова, сказанные Фуко в интервью 1966 г., т.е. еще изнутри, так сказать, "структуралистского" периода. "Мы ощущали поколение Сартра как, несомненно, мужественное и благородное, со страстью к жизни, к политике, к существованию... Но что касается нас, мы открыли для себя нечто другое, другую страсть: страсть к понятию и к тому, что я назвал бы "система"". На вопрос собеседника: "В чем состоял интерес Сартра как философа?" Фуко отвечает: "...столкнувшись с таким историческим миром, который буржуазная традиция, себя в нем не узнававшая, склонна была рассматривать как абсурдный, Сартр хотел показать, напротив, что всюду имеется смысл". На вопрос же о том, когда Фуко перестал "верить в смысл", - он отвечает: "Точка разрыва - это тот момент, когда Леви-Стросс для обществ, а Лакан - для бессознательного показали нам, что "смысл", возможно, есть лишь своего рода поверхностный эффект, отсвет, пена, а то, что глубинным образом пронизывает нас, что есть до нас и что нас поддерживает во времени и в пространстве, - это система". И дальше: "Значение Лакана как раз в том, что он показал, как через дискурс больного и через симптомы его невроза говорят именно структуры, сама система языка - а не субъект... Как если бы до любого человеческого существования уже имелось некое знание, некая система, которую мы переоткрываем...". И на вполне естественный вопрос: "Но кто же тогда продуцирует эту систему?" Фуко отвечает: "Что это за такая анонимная система без субъекта, хотите Вы спросить, что именно мыслит? Я - взорвано; взгляните на современную литературу - происходит открытие некоего "имеется"... В некотором роде здесь происходит возврат к точке зрения XVII века, с одним различием: не человека ставить на место Бога, но анонимную мысль, знание без субъекта, теоретическое без идентифицируемой субъективности...".
За
шумным конфликтом в связи со структурализмом
Фуко, стало быть, видит прежде всего
попытку поставить такие теоретические
проблемы и нащупать такие формы анализа,
которые, будучи рациональными, не апеллировали
бы при этом к идее субъекта. Именно поэтому
его не устраивали формы рациональности,
нашедшие выражение в марксизме или в
феноменологии, и именно в этом контексте
Фуко не уставал подчеркивать роль Леви-Стросса,
давшего "своего рода рациональную
точку опоры для этой постановки под вопрос
теории субъекта".8
Жак Деррида.
Одним из фундаментальных предметов постструктуралистских инвектив стала критика принципа "структуры структурности", наиболее последовательно осуществленная в исследованиях Ж. Деррида. Деррида Жак (р. 1930 г.) -- французский философ, преподавал в Сорбонне с 1960 по 1964, Высшей нормальной школе, сотрудничал в литературно-критическом журнале "Тель кель", организовал "Группу исследований в области философского образования", один из инициаторов создания Международного философского коллежа в 1983 г. В последние годы преподает в Высшей школе исследований в социальных науках в Париже, читает лекции в ряде европейских и американских университетов. Основные работы: "О грамматологии" (1961), "Поля философии" (1972), "Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее" (1980), "Психея: изобретения другого" (1987).
В
основе этой критики находится понятие
"центра" структуры как начала,
организующего структуру, но самого
не структурированного. Это понятие,
по мнению Дерриды, является наследием
западноевропейского образа мышления.
Оно имеет множество
Постструктуралисты
считают, что "центр" -- это постулированная
наблюдателем фикция, не являющаяся объективным
свойством структуры. "Центр" -- это
"cogito", "феноменологический голос"
наблюдателя, его "сознание". То, что
утверждается как "центр" структуры,
обусловлено даже не позицией наблюдателя,
а его желанием или волей. А поскольку
вся действительность есть коммуникация
по обмену сообщениями или текстами с
определенными смыслами, то следствием
субъективного и произвольного определения
"центра" структуры оказывается навязывание
тексту (соответственно читателю или слушателю)
смысла, желаемого наблюдателем, но объективно
не содержащегося в тексте. В то же время
смыслы, навязываемые наблюдателем, трактуются
в свою очередь как тексты, собранные из
культурных систем и норм своего времени,
то есть заданные идеологией эпохи.9
Клод Леви-Стросс.
ЛЕВИ-СТРОСС
(Levi-Strauss) Клод (р. 1908) - французский этнолог
и социолог, положивший начало структуралистским
исследованиям в области культурологии.
Профессор университета в Сан-Паулу (1935-1938),
зам. директора Антропологического музея
в Париже (1949-1950), профессор Коллеж де Франс
(с 1959). Член Французской академии (1973).
Основные сочинения: «Структурная антропология»
(1958), «Мифологии. Тт. 1-4» (1964-1971), «Структурная
антропология - 2» (1973), «Структура мифов»
(1970), «Колдун и его магия» (1974) и др. Неудовлетворенный
субъективизмом господствовавшей в середине
20 века во Франции экзистенциальной философии,
Л.-С. обращается к этнографии и антропологии.
Его интерес к изучению объективированных
форм и внесознательных детерминант человеческой
психики предопределили теоретические
установки, с одной стороны, Маркса и Фрейда,
с другой - Дюркгейма, американской (Боас,
Кребер) и английской (Малиновский, Рэдк-лифф-Браун)
школ антропологии. Непосредственный
методологический импульс новаторские
изыскания Л.-С. получили из структурной
лингвистики (Якобсон и др.) - прежде всего
в виде фонологического метода. Значение
последнего Л.-С. видел в: 1) переходе от
изучения сознательных явлений к исследованию
бессознательного их базиса; 2) отказе
рассматривать члены отношения в качестве
автономных независимых сущностей и преимущественном
анализе отношений между ними; 3) введении
понятия системы; 4) выявлении - впервые
- социальной наукой «необходимых» отношений.
Преодолевая узкоэмпирический подход,
Л.-С. делает два базисных допущения: о
существовании «другого плана» действительности,
лежащего в основании наблюдаемой в опыте
реальности, и типологического сходства
феноменов культуры и явлений языка. Специфика
складывающейся на этой основе концепции
универсальной структуры заключается
в понимании бессознательного как формальной
матрицы (по типу двоичного кода), элиминирующем
содержательные моменты его классической
психоаналитической версии, а также в
предположении всеобщности такой пустотной
формы для организации различных уровней
социальной жизни. Общество, в соответствии
с этим, рассматривается с позиций семиотики
и теории информации, как полиморфная
система коммуникаций (противоположных
полов, имуществ, лингвистических знаков),
имеющих инвариантом фундаментальное
означаемое в форме бинарных оппозиций.
Задачей структурного анализа, таким образом,
является считка разнообразных символических
культурных форм (искусство, религия и
т.д.) как кодов этого архетипического
языка. Проблематика кодирования столкнулась
с новым подходом Л.-С. к оценке первобытного
мышления. В отличие от «теории прелогизма»
Леви-Брюля, выделявшего коллективные
формы мышления архаических народов в
качестве «дологического мышления», Л.-С.
полагает, что «человек всегда мыслил
одинаково хорошо». В результате применения
особых процедур поиска и моделирования
единиц мифа (»мифем») Л.-С. делается вывод
о присутствии в нем позитивной логики
в форме структуры мифов, функционирующей
в режиме медиации (опосредования) основных
жизненных противоречий. Разрыв между
мыслью о предметах и самими предметами,
по Л.-С., заполняется магическим мышлением,
что обеспечивает слитность чувственного
и рационального в опыте первобытного
коллектива. Поэтому сам факт звучания
слова воспринимается «в качестве немедленно
предлагаемой ценности», благодаря чему
сама речь на равных правах включается
в обменные процессы первобытного коллектива,
организма, выступая специфической естественной
идеологией. Современные же рациональные
идеологии выполняют функции поставщиков
чувства безопасности и гармонии для социальных
групп гораздо менее эффективно. В итоге
у Л.-С. складывается идеал своеобразного
первобытного «сверхрационализма». Несмотря
на исключительное воздействие на интеллектуальную
ситуацию во Франции и за ее пределами,
а также большой вклад во многие конкретно-научные
области знания работы Л.-С. получали очень
неоднозначную оценку. Подвергались обширной
и аргументированной критике его попытки
возвести выявляемые структуры человеческого
интеллекта в ранг универсального объяснительного
принципа, компьютерная утопия исчисления
социальных закономерностей, ограниченность
исследований закрытыми и внеисторичными
системами устойчивого значения.10
Список литературы:
Информация о работе Школа французского структурализма: Фуко, Деррида, Леви-Стросс