Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 07:01, шпаргалка
Вопросы: Гражданское общество и государство, Глобализация
2)
приобщение людей, живущих в
разных странах и на разных
континентах, к одному и тому
же культурному опыту (
3) унификация вкусов, восприятий, предпочтений (кока-кола, джинсы, "мыльные оперы");
4) непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (через туризм, работу за границей, миграции);
5) появление языка международного общения – английского;
6)
повсеместное распространение
7)
"размывание" местных культурных
традиций, их замена массовой
потребительской культурой
Глобальные проблемы императивы - настоятельные, непреложные, безусловные требования, в данном случае - веления времени. В частности, называют экономический, демографический, экологический, военный и технологический императивы, считая их главными, а большинство остальных проблем - производными от них.
В
настоящее время к числу
•
природного характера - природных катастроф
и изменения цикличности
• экологические - проблемы кризиса природной среды в связи с антропогенным воздействием, вернее, целый комплекс проблем, связанных с загрязнением суши, гидросферы и атмосферы, изменением климата, истощением озонового слоя атмосферы, сведением лесов, опустыниванием, исчезновением отдельных биологических видов, имеющих своим результатом нарушение биогеохимического круговорота, ведущего к возможной экологической катастрофе;
•
техногенных катастроф (техногенной
безопасности), которая имеет смешанный
социально-экономический и
Глобальные проблемы человечества
•
социального характера - демографический
императив с его
• социально-биологические - проблемы возникновения новых болезней, генетической безопасности, наркомании;
• социально-политические - проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, информационной безопасности, терроризма;
• экономического характера - проблемы устойчивости мировой экономики, истощения невозобновляемых ресурсов, энергетики, бедности, занятости, нехватки продовольствия;
• духовно-нравственной сферы - проблемы падения общего уровня культуры населения, распространения культа насилия и порнографии, невостребованности высоких образцов искусства, отсутствие гармонии в отношениях между поколениями и многие другие.
Культурная
глобализация
«Если культуру рассматривать прежде
всего как жизненный уклад или порядок,
в рамках которого люди конструируют значение
посредством практик символической репрезентации,
то под культурной глобализацией следует
понимать прежде всего изменения контекста
конструирования значения, изменения
идентичности, ощущения места и самости
по отношению к данному месту, общих представлений,
ценностей, устремлений, мифов, надежд
и опасений.
Конституирующая роль культуры в процессе
глобализации обусловливается потенциально-глобальными
последствиями культурно-насыщенных "локальных"
действий. Иными словами, речь идет о
рефлексивности (способность, которой
обладает объяснение (теория), когда обращается
к самому себе, например, социология познания,
социология социологии; особенность рефлексивных
социальных объяснений и теорий всех типов
заключается в том, что они могут также
действовать в направлении воспроизведения
или преобразования тех социальных ситуаций,
к которым обращаются)характера социальной
активности: местные обычаи и стили жизни
на современном этапе имеют глобальные
последствия, при этом происходит также
интервенция локального в глобальные
процессы.
Однако важнее то, что контроль консьюмеризма
(организованное движение граждан или/и
государственных организаций за расширение
прав и усиление воздействия покупателей
на продавцов и производителей товаров)
над идеями в контексте глобализации поистине
тотален. Глобальный капитализм стремится
подчинить своему господству, коммерциализировать
и коммодифицировать все идеи и материальные
продукты, в которых идеи заключены - телевидение,
рекламу, газеты, книги, фильмы и т.п.
Соответственно, важным фактором-катализатором
процессов заимствования и последующей
институционализации культурных практик
является их коммерческий потенциал -
все, что может приносить прибыль, в условиях
рыночной экономики обречено на коммерциализацию.
Сегодня можно констатировать, что в мире,
в том числе и в России, существует спрос
и мода на новые, глобализованные культурные
практики.
Глобализация в сфере культуры ведет к
интенсификации процессов, лежащих в основе
формирования широкого спектра явлений
современной культуры - "культуры избытка"
(термин Ж.Бодрийяра), которая характеризуется
перенасыщенностью значений и нехваткой
оценочных суждений, перекаталогизацией,
транскодированием, переписыванием всех
знакомых вещей в новых терминах.
Хотя результатом глобализационных процессов
и не может быть культурная гомогенизация
(создание единой структуры) или уменьшение
культурного разнообразия в мире, глобализация
вполне способна привести к росту униформности
различных культур, не в последнюю очередь
при помощи механизмов консьюмеризма.
Культурная глобализация может происходить
на основе западных ценностей - Реформации,
Просвещения и Возрождения - ценностей,
по существу породивших сегодняшние кризисные
явления в мире, либо она может привести
к выработке новой системы ценностей в
результате новой духовной революции,
и тогда она будет осуществляться на основе
этой новой системы ценностей.
Представляется, что такие предпосылки
несомненно формируются, и косвенным подтверждением
тому является растущее многообразие
новых культурных практик, активно рефлексируемых
общественным сознанием, в том числе методами
социокультурного анализа, предполагающими
рассмотрение смыслового мира значений
в социально-историческом контексте».
3) Особенности Для российского общества в течение последних десяти лет характерны радикальное усиление неравенства, изменения в стратификации, восходящая и нисходящая личностная и групповая мобильность, формирование среднего класса.
Годы
реформ показали, что для позитивной
адаптации к рыночной социокультурной
системе требуется высокое
В повседневную жизнь россиян входят новые ценности, целевые установки, утверждаются новые жизненные практики и модели поведения.
Уровень экономического развития, темпы экономического роста в России во многом оказывают решающее влияние на становление политической демократии, формирование сильного среднего класса, толерантности в отношении различных вероисповеданий, приоритета личности.
Все мы являемся свидетелями исторического перехода от универсалистской, имперской социокультурной системы к национальной. Болезненность этого процесса, связанного, в частности, с потерей статуса сверхдержавы, достаточно очевидна.
В практическом плане модернизация российской социокультурной системы предполагает, прежде всего, полномасштабные изменения в институциональной сфере.
Ценностная система российского общества также переживает серьезную трансформацию. В жизни россиян возросла роль материальных ценностей: денег и богатства, уменьшилось значение ценностей нематериальных.
Мы рассматриваем модернизационные процессы как направленные изменения институциональной сферы культуры, социальной, политической и экономической систем, как изменение ценностей и идеологии.
Важнейшей задачей, которую необходимо решить в процессе модернизационного перехода к новой российской социокультурной системе, является массовый переход к самоконтролю личности, ее способности принимать решения и нести за них всю полноту ответственности, в отличие от внешнего контроля, характерного для традиционного общества. Самоконтроль, готовность ввести свое поведение в рациональные, законные рамки – необходимое условие функционирования гражданского общества. Решение этой задачи позволит во многом снизить интенсивность различных форм девиантного поведения.
В постсоветский
период Россия, ее социокультурная сфера
имеет реальный шанс на позитивное завершение
модернизации, предполагающее, прежде
всего, определенную синхронизацию исторической
и социокультурной динамики с единой Европой,
западной цивилизацией в целом.
Формирование
национальной культуры с этого момента
понимается как выбор своего исторического
пути и специфический способ приобщения
к мировым ценностям и достижениям, как
вхождение в цивилизационный процесс.
По сравнению с этнической культурой национальная
культура обладает более развитой, многоуровневой
и дифференцированной структурой. В ее
состав входят не только традиционно-бытовая,
но и профессиональная культура, а наряду
с обыденными - специализированные области
культуры. Нации представляют собой сложные
общности, включающие различные социально-классовые,
социально-профессиональные, социально-демографические,
этнические группы, образующие соответствующие
субкультуры. Поэтому национальная культура
отличается неоднородностью, полиэтнической
сложностью.
Данные,
полученные в результате переписи населения,
свидетельствует, что Россия является
полиэтническим государством, на ее территории
проживало свыше 120 наций, народностей,
национальных групп.
Социокультурную сферу российского общества необходимо рассматривать в процессе исторической динамики, продолжающихся модернизационных процессов, имеющую разновекторную направленность на почву и цивилизацию. Российская культура открыта воздействиям как с Запада, так и с Востока. Причем Запад и Восток понимаются нами не в узко географическом смысле, а как различные социокультурные системы, характеризующиеся различными нормами, ценностями, моделями поведения.
Россия
встала на путь «догоняющей модернизации»,
когда заимствовались технологические
приемы, инструментальные знания, относящиеся
к сферам промышленности, науки, военного
дела.
Позитивным,
адаптационным выходом для
Естественными ограничителями на этом направлении являются национальная культура, язык и уровень экономического развития, уровень совокупной платежеспособности, способность оплатить инокультурные инновации.
Российская
социокультурная традиция дихотомична
начиная с момента монголо-
С падением СССР открытость межкультурных коммуникаций столкнулась с рядом внутренних ограничителей системы, в том числе национальным менталитетом. Сегодня мы все являемся свидетелями великого перехода от одной социокультурной системы к другой. Переход этот осуществляется через состояние динамического хаоса, нарастания мультикультуралистичности, полистереотипизации, радикальной открытости системы. Рождение новой социокультурной системы требует определенного исторического времени.
В 90-е годы XX века в России резко изменилась социокультурная среда. Это изменение было обусловлено почти полным исчезновением контроля над коммуникациями как внутри социокультурной системы, так и ее коммуникациями с внешней средой. Актуализировался ценностный выбор, личность смогла выбирать ценности «по себе», принимать и отвергать ценности, совершать осознанный выбор.
Выдающийся
российский экономист Е. Ясин, в статье,
посвященной десятилетию
Параллельно существует и группа современных российских антизападников (Кирдина С.Г.), постулировавшую существование X и Y- матриц, т.е. восточной и западной модели развития. Развитие российского общества и государства в ее представлении жестко детерминировано социокультурной традицией, соответствующей Х-матрице, отличающейся коллективизмом, эгалитаризмом, идеей авторитарного «порядка», неприятием частной собственности. С. Г. Кирдина утверждает, что изменить принадлежность государства, социокультурной сферы общества к определенной матрице практически невозможно.