Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:43, шпаргалка
С.П. как составная часть гуманитарного научного знания.
Объект и предмет соц психологии
Связь соц психологии с социологией и общей психологией.
Билет
№1. С.П. как составная часть
С.П. объясняющая наука, которая является частью научного знания. Объект – соц реальность. Предмет- явления и законы, которые возникают из связи чел. с обществом, преломленные через непосредственное общение человека с человеком.
Социология
не может обойтись без соц. Псих анализа.
Она изучает соц часть психики.
Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Двойственное положение м\д двух наук: психологии и социологии.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д.
Все это, несомненно,
стимулирует интенсивное
Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
2. Объект и предмет соц психологии
объектом СП является соц реальность. Предмет - законы, явления, которые возникают из связи человека с объектом преломленные ч\з непосредственность общения чел с чел. Именно изучение этой непосредственности и является предметом СП. По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о "массовидных явлениях психики". Иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода. . Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества.
3. Связь соц психологии с социологией и общей психологией.
Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука "на стыке" психологии и социологии, причем сам "стык" понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает "ничью землю" — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии. Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, т.е. все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из "родительских" дисциплин или на границах между ними. Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т. п. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Относительно "границы" между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Специфическая проблематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. В общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.д. И тем не менее остается класс специфических задач для социальной психологии . Относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах — вот проблема социальной психологии. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики... До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука — социальная психология, которая анализирует отношение человека к обществу (Пэнто, Гравитц, 1972. С. 163}. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества.
Билет 4. Основные этапы развития соц психологии.
1 этап С. П. долго
не возникала как самостоятельн
- не была нужна, т.к. не было соц. заказа
- соц науки изучали
абстрактные науки, и
С.п. становится самостоятельной т.к. общество изменилось. Традиции все держали, но вместо традиций общество становится открытым, а что- то должно регулироваться, нужны правила. Нужно знать законы общей связи.
Внутри науки: С.П. стала связывать индивида и общество, установила связи. В крнце 19 столетия- С.П. самостоятельная наука, но только как описательная. Социальная направленность С.П. от общества к индивиду.
Характерные черты описательного периода.
Лебон- заражение и душа разума
Вунд- душа народа
Макдугал- соц. инстинкты
Фрейд- либидо
- неструктурированные,
случайные, спонтанные
- размышления, спекуляция, размышления.
- отсутствовал метод эксперимента.
8. все психологи активно
участвовали в общественной
2 этап развития: нач 20в.
С.П. превращается в собственно научную дисциплину. Формировался повод издания традиц монографич учебников (1921-24 ведущими в них стал экспериментальный опыт).
Олпорд- американец
Меде- немец
Бехтерев- русск.
Причины превращения из описательного в научный
- перекос требований к проведению научных исслед из естественных наук в социальные (бихевиоризм(то, что можно наблюдать извне), квантификация, натурализм )
3. внутринаучная: изменение объекта исследования- малая группа
4. появляется возможность
использовать единственный
Этапы развития с.п. 20 в.
20-30 г.: Резкое снижение интереса к теории, господство практики (никаких обобщений), ориентация на метод неопозитивизма
40 г.- сер 60 г: пропорциональное
развитие теории и методов
(теория экспериментального
Сер. 60- до сегодня: кризис с.п, и выходы из него.
Теория среднего уровня:
Классификация: ведущая психологическая сила(процессы)
направления теорий:
Основные характеристики 1подэтапа 2 этапа:
дихотомия- все с.п. явления изучаются исходя из двойственности: об-во и индивид(их взаимодействие)
трихотомия- появление малых групп (ближайшее окружение)
Возникновение кризиса:
Причины кризиса:
- колич составом
- огранич состава(участвовали одни, переносили на всех)
- огранич содерж дея-ти
Методы выхода из кризиса:
1. отказ от естествен- научного эталона исслед (позитивизм)
Предложили: феноменологию(изуч изнутри), гуманистич психология(Маслу, Роджерс), соц конструктивизм (вест мир этопорождение тех или иных наших процессов)
Билет №5 Описательный период в развитии с.п. и основные его представители.
Характерные черты описательного периода.
Лебон- заражение и душа разума
Вунд- душа народа
Макдугал- соц. инстинкты
Фрейд- либидо
- неструктурированные,
случайные, спонтанные
- размышления, спекуляция, размышления.
- отсутствовал метод эксперимента.
8. все психологи активно участвовали в общественной жизни.
Описательный период в России.
а) религиозно- философские направления(Франс, Эрн, Трубецкой)особая роль- душа народа
б) естествен- научн направления(Бехтерев, Лазутский) физиология- почва для напрвл.
в) эмпирическое направление(Троицкий, Кавелин)интроспективное направление
2 этап 20 столетия(родоначальник Бетерев. Залужный, Артемов)
Соц псих идеи Макаренко- высшие идеи,с.п. теория коллектива, был первым практическим с. Психологом.
Билет №6 Возникновение и развитие соц. псих как науки.
Происхождение СΨ. Корни СΨ в интересе древних к феноменам массового заражения, табу, обрядам и, вероятно, произошла из философии; возможный родоначальник – Платон, затем этими вопросами интересовался Аристотель, в Новое время – Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель.
Выделение СΨ в самостоятельную науку. Это происходит в середине 19 века, в период бурного развития наук, в т.ч. общественных, изучающих связи между странами. Различные области знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы, отсюда возникает нужда в СΨ. Она возникает и развивается как психология индивида.
Первые исторические формы СΨ-теорий: