Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
Таким образом,социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре. Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.
43. Объект и предмет, законы и категории средств массовых информаций. Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними , СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса . Среди функций СМИ выделяют следующие :
информационную; комментарийно - оценочную; познавательно - просветительную. Основные задачи СМИ передача информации потребителям которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).
Функции СМИ. Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.
Например, Е. П. Прохоров*, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1. коммуникативную
— функцию общения,
2. непосредственно-
3. идеологическую
(социально-ориентирующую), связанную
со стремлением оказать
4. культурно-образовательную,
заключающуюся, по мнению
5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.)";
6. рекреативную
(развлечения, снятия
Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.
45Понятие
и виды социологических исследований. Различают три вида социологического
исследования:пилотажное (разведывательное),
Пилотажное исследование - пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50-100 человек.
Описательное
исследование более сложное, так
как по своим целям и задачам
оно предполагает получить целостное
представление об изучаемом явлении.
Оно проводится по полной программе
с соответствующим
Аналитическое исследование - самый углубленный вид социологического анализа. Цель его - выявить причины, лежащие в основе процесса и обуславливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.
От того, изучается предмет в статике или в динамике различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные бывают трендовые, панельные и лонгитюдные.
Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на кагортные (когда изучают опредленную возрастную группу - кагорту) и исторические (когда сотав кагорт меняется).
Панельное исследование - это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают о индивидуальных изменениях. Главная сложность - трудность сохранения выборки от одного исследования до другого.
Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным. В них изучается только молодежь.
Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг - создание программ и баз данных при помощи ЭВМ.
46. Основные методы сбора первичной информации
Наиболее распространенными методами сбора первичной информации являются: 1. Наблюдение - один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. 2. Эксперимент - метод сбора первичной информации, при котором исследователь отбирает сопоставимые между собой субъекты, создает для этих групп разную обстановку и осуществляет контроль за переменными составляющими основных характеристик субъектов. На основании результатов контроля анализируются причинно-следственные связи и делаются заключения о первичной информации. 3. Опрос - метод сбора первичной информации при описательных исследованиях. Формой опроса является интервью, которое может проводиться по телефону. Это лучший метод скорейшего сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность объяснить непонятные для респондента вопросы. Самым универсальным из всех методов проведения опроса, но самым дорогим из них, является личное интервью. Оно требует тщательного планирования и контроля; личное интервью бывает индивидуальное и групповое.
47. Выборочный метод и его основные понятия
Методики В. исл. - это способы отбора малого числа единиц из генеральной совокупности, позволяющие исследователям делать выводы о природе этой совокупности по рез-там изучения выборки. В. и. применяется при опросах общественного мнения и опросах потребителей, чтобы по ответам выборки сделать выводы о том, как будет голосовать население в день выборов или как потребители воспримут новый товар или новую телевизионную программу. Вероятностные и детерминированные выборки Методики В. и. подразделяются на две категории: а) методики получения вероятностных выборок, предполагающие использование случайного отбора и, следовательно, теории вероятностей; б) методики получения детерминированных выборок, не связанные со случайным отбором. К видам вероятностного отбора, помимо простого случайного отбора, относятся систематический, стратифицированный (районированный) и гнездовой отбор. Выбор подходящей методики требует от исследователя сбалансированного учета таких соображений, как уровень желательной достоверности, доступность полного перечня единиц, составляющих основу выборки, территориальная разбросанность единиц (в случае проведения интервью) и наличные ресурсы. В силу этой комплексности факторов исследователи часто обращаются к специалистам за консультацией на этапе разраб. плана В. и. и подбора соотв. методики. Простой случайный отбор. При простом случайном отборе каждая единица должна иметь равную возможность быть извлеченной из совокупности в каждом выборе, причем каждый выбор должен производиться независимо от всех др. Систематический отбор. Выбор каждого п-го элемента из полного списка (основы выборки) - простой способ получения случайной выборки в том случае, когда последовательность элементов в списке является чисто случайной но отношению к изучаемому признаку. Стратифицированный отбор требует, чтобы в дополнение к правильному перечню основы выборки исследователь располагал точной информ. о распределении единиц по стратам и о том, какую долю занимает каждая страта в полной совокупности.
48. Обработка, анализ и представление данных
Содержанием третьего, завершающего этапа социологического исследования является подготовка первичной информации для обработки, ее обработка, анализ, формирование выводов и практических рекомендаций.
Подготовка первичных данных для обработки включает редактирование, кодирование, контроль качества данных и ввод их в ЭВМ.
Методы, применяемые для анализа данных, многообразны и включают в себя использование самого широкого арсенала логических и математических методов, как простых, так и сложных (например, факторного и корреляционного анализа). Выбор конкретного метода зависит, в первую очередь, от характера гипотез, то есть от того, на какие вопросы мы хотим получить ответ.
Обработка и
анализ данных включает группировку, то
есть распространение изучаемой
совокупности единиц анализа на однородные
категории частотных
Полученная в результате обработки и анализа цифровая эмпирическая информация не является показателем характеристик объекта исследования, а представляет собой обобщенные по заданным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит обрести смысловое содержание. Превращение социологической информации из числовых показателей в выявленные в результате исследования конкретных характеристик объекта исследования называется интерпретацией, то есть объяснением, представляющим собой метод качественного анализа. Каждый эмпирический показатель обладает многозначностью, поэтому может быть интерпретирован по-разному, в зависимости от избранной теории, этической позиции и др. Представим себе, например, что более 30% опрошенных осуждает политику нашего правительства. Эти данные можно интерпретировать как желание этой части населения поменять существующее правительство, но, возможно, эти люди считают, что следует скорректировать проводимый курс реформ, а правительство должно продолжать работать. Оба положения требуют дополнительных аргументов. Именно поэтому исходная позиция исследователя должна строго обусловливаться задачами исследования, позволяющими аргументировать и конкретизировать полученные значения.
Итоги исследования оформляются в виде отчета, в котором содержатся изложение использованных концепций и методов, описание всех разделов программы, описание и анализ полученных данных, а также выводы, предложения и практические рекомендации. Последние должны носить конкретный характер, быть обоснованными и подтверждаться фактическими данными.