Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Социология".
5. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.
6. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.
7. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).
4. Заключительная
часть (сведения о респонденте)
Зондирование:
Наводящий вопрос — вопрос, в котором содержится
скрытая подсказка или расшифровка того,
в каком направлении пойдет в дальнейшем
беседа между исследователем и респондентом,
дополнительная информация, необходимые
пояснения. Следует различать две формы наводящего
вопроса, проистекающие из разных
целей, которые преследуют их авторы.
Первую форму можно назвать техническим наводящим вопросом.
Его задача — ввести респондента в курс
дела.
Исследователь имеет право «наводить
на цель», но не имеет права навязывать
свой ответ. Он может поставить рамки диалога,
как это делает диктор телевидения, в прямом
эфире проводящий групповую беседу, где
каждому хочется высказаться о наболевшем,
не всегда думая о теме передачи. Наводящий
вопрос указывает, каких тематических
рамок надо держаться, отвечая на анкету.
вторая форма наводящего
вопроса — идеологическая. При помощи ловко
сформулированных вопросов автор старается
не просто направить, но подсказать нужный
ему ответ. Обычно к таким приемам прибегают
недобросовестные политологи, которые,
кое-как собрав эмпирические данные, стараются
во всеуслышанье заявить о якобы всенародной
поддержке своей партии. Вопрос типа «Хотели
бы вы проголосовать за такую партию, которая,
подобно коммунистической, защищает права
простых людей?» нельзя считать научным.
Это наводящий вопрос во втором, идеологическом
смысле.
К выбору определенного
варианта ответа респондента подводят
следующие лексические средства: оценочные
слова («Как Вы оцениваете экстремистские
лозунги этой организации?»); слова, обозначающие
резкое изменение («Бытовое обслуживание
стало —лучше, хуже»); вводные слова, обозначающие
авторитеты («По мнению известных ученых...
Согласны ли Вы с этим?»); выражения, конкретизирующие
общие понятия и выполняющие функцию примеров
(«Нужно ли, по Вашему мнению, предоставить
право выдвигать своих кандидатов всем
крупным общественным движениям, таким,
как?..»). Нередко тот выбор, который кажется
нужным социологу, респондентам навязывает
преамбула к вопросу. использование глагола
в сослагательном наклонении усиливает
впечатление о сомнительности обсуждаемого
факта, такое же воздействие оказывает
применение частицы «ли»35.
К плачевному итогу приводят наводящие
вопросы, адресованные не реальным людям,
а вымышленным, тем, образ которых социолог
желает внушить респонденту. Обычно
они начинаются с таких фраз: «Вам как
человеку компетентному известно, что...»;
«Нельзя не согласиться с...»; «По мнению
всех здравомыслящих людей...».
Даже обычные вопросы превращаются в наводящие
в плохом значении, когда респондент, слабо
мотивированный на участие в опросе, догадывается,
какие сведения хочет получить ученый,
и всячески ему подыгрывает. Респондент
не заинтересован да и не хочет отстаивать
свою точку зрения, если она отличается
от предложенной социологом. Это называется
«феноменом услужливого респондента».
Он готов принять предложенные варианты
и выдать за собственные, лишь бы не затрачивать
время и силы на то, в чем он лично не заинтересован.
Еще в 30-е гг. П. Лазарсфельд обнаружил,
что респонденты указывают причины ответов,
наиболее интересные для исследователя36.
Правда, некоторые респонденты, почувствовав
тенденциозность вопросов, отказываются
участвовать в опросе.
Борьба с идеологическими наводящими
вопросами должна начинаться с самого
социолога, которому предстоит выполнить
самую трудную в его жизни задачу — освободиться
от собственной предвзятости, подойти
к составлению анкеты объективно, избавиться
от компрометирующих его научную честь
формулировок.
Закрытый
вопрос – респонденту предлагаются
на выбор варианты ответа.
Полузакрытый вопрос
– в случае отсутствия подходящего варианта
респондент указывает свой.
Открытый вопрос
– ответ не задан респонденту, он находит
его самостоятельно.
Наводящая формулировка вопроса и ответа. Наводящий вопрос еще называют внушающим.
1) Всеросси́йский це́нтр изуче́ния обще́ственного мне́ния, ВЦИО́М (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству.
Исследования проводятся как на региональном, так и на общефедеральном уровне, а также за рубежом. Существуют партнерские связи и ведутся исследования как на пост-советском пространстве, так и в странах ЕС, в Японии, Китае и т. д. Среди партнеров и заказчиков исследований Центра — ведущие российские и зарубежные компании, ВУЗы, государственные институты: Международный комитет Красного Креста, Программа развития ООН, Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Издательский дом «КоммерсантЪ», Reuters, NATO (Бюро НАТО в Москве), Госдепартамент США, НИУ-ВШЭ, РГСУ, Роснефть, РУСАЛ, Samsung, Intel и т. д.
ВЦИОМ имеет статус научного учреждения, издает свой научный журнал («Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены») [2], руководит работой собственной кафедры в НИУ-ВШЭ и исследовательским центром при РГСУ, а также регулярно проводит заседания собственного Научно-экспертного совета, в который входят ведущие социологи страны.
По данным «Медиалогии»[3], ВЦИОМ — лидер среди российских социологически служб по цитируемости в СМИ. Материалы на основе исследований ВЦИОМ выходят в ведущих российских и зарубежных средствах массовой информации
На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:
политика (электоральные исследования, мониторинг удовлетворенности властью),
социальная сфера (образование, медицина, семья, жилищно-коммунальные услуги, борьба с коррупцией),
бизнес (финансы и страхование, рынок недвижимости, развитие товарных и корпоративных брендов, развитие корпоративной репутации, экспертиза товарных знаков, рынок информационных технологий, медиаизмерения, индустрия спорта, автомобильный рынок) и т. п.
ВЦИОМ регулярно
выступает в роли координатора и
исполнителя международных
В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы, телефонные интервью и т. п.). Среди методов обработки информации — как дискриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т. п. Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России).
2) Левада-Центр (Аналитический Центр Юрия Левады) — российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования и является одной из крупнейших российских организаций в своей области. Центр носит имя российского социолога Ю. А. Левады (1930—2006).
Центр поддерживает
партнёрские связи с
Левада-Центр включен в список независимых аналитических центров Европы, представленный Freedom House.[4] Данные Левада-Центра были использованы при составлении The Economist Special Report on Russia. Совместно с Левада-Центром на Радио Свобода еженедельно выходит передача «Общественное мнение: граждане России у микрофона Радио Свобода».
Виды исследований
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Личные-телефонные-разовые-
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
фокус-группы, в том числе on-line углубленные интервью case-study
ON-LINE ИССЛЕДОВАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОПРОСЫ
тесты продукции, упаковки и рекламы
тесты запахов
дневниковые исследования
аудит розничной торговли
Mystery Shoping
Кабинетные исследования (desk research)
ЦЕЛЕВЫЕ АУДИТОРИИ
Население специальные группы эксперты руководители предприятий специалисты
3)ФОМ- Фонд «Общественное мнение» — российская организация, занимающаяся проведением социологических исследований. Правовой статус — некоммерческая организация типа «общероссийский фонд».
Создан в 1991 году в структуре ВЦИОМ, возглавляемого тогда Татьяной Заславской, как независимая общественная организация с целью привлечения в центр средств благотворительных фондов. В середине 1992 Фонд вышел из состава ВЦИОМ и, оставаясь в статусе независимой некоммерческой организации, стал одной из ведущих социологических организаций России, выполняющих большой объем заказных и собственных исследований с использованием широкого спектра методов опроса.
В 1996 году Фонд
стал базовой социологической
В 1998 году ФОМ прошел перерегистрацию по Закону РФ «О некоммерческих организациях».
В 2013 году ФОМ с треском провалился на выборах мэра Москвы, после чего вовсе отказался прогнозировать результаты выборов.
Деятельность:
Опросы общественного мнения.
Выборочный
метод:региональные опросы,опросы по телефону,онлайн-исследования,
Дискурсивный метод:технология МикроФом- для выяснения убеждений, мотивов, установок, ценностей, чувств и отношения к заданной теме. Основные методы, используемые в данной технологии, – это фокус-группы, углубленные интервью и т. п.
Регулятивная – объединяет в себе два направления:
-ом вырабатывает и прививает членам общества опред.нормы общ.отноош.,при это явл.регулятором отношений между отдельн.людьми,личность и обществом.
-совокупность
экономич.,политич.и соц.
Воспитательная – заключ.в формиров.у чел.чувства ответств.передобщ. ОМ постоянно напомин. О мерахповедения.о санкциях,кот.след.за наруш.
Оценочная-выраж.
Контрольная-ом всегда заним.по какому-то вопросу определеннуюпозицию,и стремит.к тому чтобы ей отвечала соответ.деятельность отдел.организаций.институтов и т.п.
Консультативная – Ом может дать совет,предложение (напр.соц.институту)в кот содерж.способы решения назревшихпроблем.
Дерективная-(предписывающая)-о её проявл. Гов.в том случае,если результатом функциониров.ОМ выступают решения,касающ.разныхсторон жизни общества,и имеющие строго-заданный характер.
Познавательная-позвол.
Экспрессивная-(выражение)-ом всегда занимает опред.позиц.по отношению к тем или иным событиям
Аналитическая и деструктиная
Образовательная
++++++++++++++++++++++++++++++
Одним из основных
регуляторов общественного
Формирование общественного мнения и
его выражение посредством печати, радио
и телевидения - две взаимосвязанных стороны
в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение
обеспечивают общественному мнению гласность,
присоединяют к нему свой авторитет, доводят
до сведения социальных институтов.
Сильные мира сего направляют поведение
народных масс в нужное русло при помощи
средств массовой информации. Особенно
это проявляется в период предвыборных кампаний.
Телевидение, в какой - то степени способствует
изменению природы выборов. Иногда этот
источник становится разработчиком определённых
суждений, которые в последствие воспринимаются
обществом как правильное решение какой
- либо проблемы. Для достижения данного
обстоятельства применяются такие средства
воздействия на сознания людей как пропаганда
и реклама.
Пропаганда - особый
род социальной деятельности, основной
функцией которой является распространение
знаний, идей, художественных ценностей
иной информации в целях формирования
определённых взглядов, представлений
и эмоциональных состояний, а через них
- оказание влияния на поведение людей.
Так же можно сказать о том, что общественное
мнение зависит от того общества, в котором
оно формируется и развивается, от принципов
этого общества, от культурных ценностей
и степени демократизации общественного
строя. В тоталитарном обществе общественное
мнение выдаёт такую информацию, которую
от него ожидают власти. Соответственно
использование такого "общественного
мнения" является обычной рекламой,
способом воздействия на сознания людей.
В плане воздействия с этой задачей хорошо
справляется пропаганда, которая так же
влияет на сознание общественных масс.
Проводником же этого воздействия, как
правило, в основном, выступают средства
массовой информации. Можно сказать, что
пропаганда, средства массовой информации,
реклама и общественное мнение постоянно
находятся в тесном взаимодействии.