Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:44, шпаргалка
1. Социология как научное знание. Социологическое мышление.
2. Предмет, объект и функции социологии.
3. Место социологии в системе наук. Структура социологического знания.
4. Микросоциология: интерактивные теории.
5. Макросоциология: структуралистские теории.
6. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
7. Проблема личности в социологии. Основные теории личности.
1. Социология- наука о становлении, развитии, ф-вании социальных общностей и общества в целом. Введен термин Огюстом Контом в середине 19 века.Со временем сформировались различные области социологии (труда, образования, семьи, политики и др.). Они формируются на основе социально-демографических признаков .Как и любая наука, социология имеет свою исследовательскую отрасль. Объект социологического исследования - социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способы их организации. Предмет – общие и специфич закономерности организации, фун-ния развития общества, пути и методы их организации Своеобразие социологии состоит в том, что она изучает общество через понимание социального. Социальное возникает при взаимодействии людей как результат сознания и поведения человека, обладающего интеллектом. Основные проблемы современной социологии -- выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высокую ступень развития. Цель социологии состоит в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону общество, в котором они живут.
2 Объект социологического исследования-общество,люди, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способы их организации Своеобразие социологии состоит в том, что она изучает общество через понимание социального. Социальное возникает при взаимодействии людей как результат сознания и поведения человека, обладающего интеллектом. Предмет – общие и специфич закономерности организации, фун-ния развития общества, пути и методы их организации. функции: 1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
3 Взаимодействие социологии с другими науками дает продуктивное приращение теоретического и эмпирического материала. В результате возникают новые научные дисциплины. Наиболее тесные связи социология имеет с социальной философией. Последняя является разделом философии, изучает качественное своеобразие общества. В ряду общих проблем, исследуемых философией и социологией, находятся проблемы социального прогресса и его критериев. Эти проблемы, в частности, рассматривались западными исследователями П. Сорокиным, А. Тойнби, если рассматривать социальную философию под определенным углом, то она может выступать в качестве одного из разделов общей социологии. Социология также тесно взаимосвязана и с другой общественной наукой — политологией. Вся человеческая история свидетельствует о том, что общество и его субъекты всегда вовлечены в осуществление властных функций. Все эти субъекты в той или иной степени используют политико-правовые институты для реализации своих интересов. Таким образом, система социальных отношений не просто взаимосвязана с областью политики, но и пронизывает ее, что в свою очередь обусловливает взаимодействие социологии и политологии. В то же время политология, занимаясь исследованием политики, политических процессов, обязательно сталкивается с потребностью прояснения сущности субъектов политики, в качестве которых выступают государство, организация, личность и др. Именно это обусловливает необходимость взаимодействия социологии и политологии при исследовании общих проблем и выработке практических рекомендаций, призванных оптимизировать функционирование политических институтов. Общество изучается на основе нескольких источников знаний: 1.- Исторический опыт поколений людей. 2- реальные факты соц. Жизни, полученные с помощью наблюдения, анкетных вопросов и тд. 3- выяснение взаимоотношений и взаимодейст соц. Факторов друг с другом 4-изучение тенденций и закономерностей соц развития.Поведение людей подвержено действию объективных законов. Эти законы изучает социология. (урбанизации общест жизни,стратификации)
4 Микросоц. Изучает поведение
и деятельность людей в их межличностном
взаимодействии. Социологи данного направления
считают, что соц явления можно понять
только по основе тех смыслов, которые
люди придают данным явлениям при взаимодействии.Предмет
исследования-поведение индивидов, их
поступки, мотивы такого поведения. Одной из наиболее известных
теории микросоциологии явл символический
интеракционизм.
Сторонники интеракционизма
рассматривали жизнь и поведение человека
как реакцию на поведение других людей.
В процессе взаимодействия люди пытаются
предугадать намерения других, понять
их действия. При этом используются определенные
символы, которые помогают людям понять
друг друга. Однозначность символов позволяет
общаться. В по ведении человека присутствуют
два аспекта: «Я»; «Мы». «Я» представляет
собой индивидуальное человеческое сознание,
не находящееся во взаимосвязи с окружа
ющей действительностью. «Мы» — это «Я»
в глазах об щества. Оценивая свое поведение,
человек руководствуется не только своими
взглядами, но и мнением других людей.
Чем больше человек взаимодействует с
другими людьми, тем раз нообразнее их
ответная реакция.
5 Макросоциология. Ее интересует крупномасштабные социальные процессы и системы, происходящие в течении длит времени. Общим центром внимания всех структуралистских исследований в социологии можно назвать социальные процессы в связи с общением их участников с помощью определенных знаковых систем. В рамках структуралистского подхода была предпринята попытка построения оригинальной модели социальной реальности, в основе которой структуралисты полагали язык как действительный фундамент любой социальной коммуникации, как среду общения и социального существования человека. Язык рассматривается в этом случае как изначально структурированное образование, подразумевающее в самой своей коммуникативной сути социальный план, в рамках которого язык только и может возникнуть и существовать. При этом язык понимается не как пассивный результат социального процесса, но как активный его участник, определяющий основные формы восприятия, осмысления реальности, структурирования жизненного опыта.
6 Общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности. Общество как социально-экономическая и социокультурная система. В социологии общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;2) социальная, состоящая из таких структурных образований как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование; 4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга.
7 Личность - это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности. Осн теории: 1. Теория зеркального «Я». Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект. 2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. 3. Ролевая теория личности (.Минтон.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития
8 Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.В Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. девиант— любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное поведение. По мнению Э. Дюркгейма, девиацию вызывает социальная аномия – состояние общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всего общества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следует и как не следует себя вести. Уровень отклоняющегося поведения существенно возрастает (во время войн, революций и иных социальных катаклизмов). Мертон выявил три противоречия современного общества, являющиеся источниками девиации: 1) между ценностями и нормами, господствующими в обществе; 2) между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения; 3) между интересами и потребностями человека и невозможностью, по его мнению, их реализовать никаким иным путем, кроме как отступлением от нравственных и правовых норм.
9 Социальный контроль — способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Субъекты контроля: государство; социальные институты: образование, мораль, культура и т. п. Объекты контроля: правовые и моральные нормы; обычаи административные решения (законы) и т. д. Элементы социального контроля: • социальные нормы • социальные санкции В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.
10 Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными. Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие. Формальные группы - традиционно организованные. Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями. Большие группы могут быть двух видов: реальные и условные реальные группы – группы, выделенные на основании реально существующего признака. номинальные группы – группы, выделенные только для статистического учета населения
11 Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию. К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся: •регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; •создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества •обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; •социализация индивидов. Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч.
12. Социальные институты - это совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений или приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.классификация: 1- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); 2- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); 3- потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);4 - потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру);5 - потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии). В зависимости от осуществляемых ими функций в различных сферах и отраслях общественной жизни. "Главные" социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в узком значении этого слова и религиозные.
13 Культура как система ценностей и норм.Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Функции культуры: 1.Образовательная 2.Воспитательная 3.Регулирующая 4.Объединяющая Ценности - социально одобряемые представления о добре , красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится. Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках, манерах, этикете, обычаях и законов. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами
14 Соц стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке соц слоев. 4 главн формы: рабство, касты (членство с рожден), сословия (соц группа, обладающ закрепленными обычаями или юр законами и передаваем по наслед правами и обязанн) (закрытые общ-ва) и классы (открытые). Современн общ-во основыв на широком разделен труда и ф-ций люд в процессе общ воспроизв. В сответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе (статус - в современн общ-ве оно охватыв профессию, экон и пол положение, демограф признаки чел). Каждому статусу предписаны определенн права и обязанн. Они могут носить формальн (нормативно установленн) или неформал характер. Д/кажд чел характерен определенн набор статусов. Наиб характ статус чел, выделяющий его от других - главн статус. Статус чел, в кот он рожден - приписываем статус. Чел имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках котого варьирует поведение человека. Соц стратификац современн общ-ва: Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти. Средний класс. Включает в себя лиц неручного труда. Рабочий класс - класс работников физического труда