Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Она помогает ему принимать и выполнять соответствующие социальные роли, психологически защитить себя, достичь необходимого морально-психологического равновесия. Психологи, работающие в реабилитационных центрах, для занятий с инвалидами часто привлекают и членов их семей. Такой подход позволяет повысить эффективность психологической реабилитации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, проводимые для инвалида бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и те, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации.
30. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть – в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации.
Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы социальной работы с клиентом:
1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
2. изучение и анализ проблемной ситуации;
3. определение целей и задач совместной работы;
4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
5. оценка прогресса и результат совместной работы.
Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.
32. Технология
социальной работы в
Социальная работа в системе образования действует в следующих напрвлениях:
- дошкольное
воспитание (уход, воспитание и обучение
в яслях, детских садах,
- работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.)
- воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);
- формы, содержание
и методы обучения взрослых (профессиональное
обучение и образование,
- социально-педагогическая
помощь семье (консультации, помощь
в решении повседневных
- социальная работа в школе.
Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей – показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития.
Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
- проблема
детей, традиционно
- проблема
неуспевающего ученика,
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. От гиперопеки, чрезмерного внимания, при которой тоже оказывается отрицательное воздействие. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.
К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.
Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям и учителям.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе зарубежного опыта и исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие цели социальной работы в школе:
- способствовать
устранению и преодолению
- развивать
процесс опережающей
- способствовать
развитию личностных и
- участие
в педагогическом разрешении
потенциальных и готовых
Социальная
служба в школе предназначена
для организации активного
Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе:
- групповая
работа со школьниками вне
занятий (включая помощь в
- предложения по организации занятий (н-р, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);
- соучастие
и творческое представление в
социальной жизни школы (
- работа с родителями, представление интересов родителей;
- профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
- консультирование
(в особенности, интегративные
формы консультаций для
- работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);
- научное обоснование, сопровождение и оценивание.
Социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников, социальных педагогов и психологов становится все более необходимым.
33. Технологии социальной работы в медицине
Медико-социальная работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, что медико-социальная работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов.
Существуют два типа медико-социальной работы — патогенетический и профилактический.
Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.
Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Профилактическая медико-социальная работа подразделяется на два вида:
1) первичная профилактика;
2) вторичная профилактика.
Задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится медико-социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов (характер трудовой деятельности, экономическое состояние семьи, полноценность и разнообразие питания, обеспеченность пациентов жильем, экономическая и климатогеорграфическая обстановка местности проживания и т.п.) на здоровье человека. При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, материальная и моральная поддержка его семьи, его трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья. При необходимости осуществляются переквалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели и т.д.