Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Социологии»
- мышление;
- память;
- воля.
Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.
4. биологические свойства.
- строение тела;
- патологические свойства в строении тела;
- темперамент (тип нервной
- половые и возрастные свойства.
Социологические подходы и концепции личности.
В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе.
Ролевая концепция личности - концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.
Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы.
Сущность и этапы социализации личности.
Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.
Факторы социализации:
1. система образования;
2. среда сверстников, круг
3. произведения искусства,
4. СМИ;
5. Политические институты (государство, партия);
6. Отдельные экономические и политические события;
7. Отдельная выдающаяся личность.
Социализация - это не однонаправленный процесс.
Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.
Мотивация поведения личности.
Основу поведения любой
Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Физиологические>Безопасность>
Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).
Основные микро
Микросоциология изучает интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие людей, в центре - личность.
Теория социального обмена. Исходным положением теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.
Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
Теоретический гуманизм. Исходя из положения о том, что человек - творец социального мира, способный изменять его, но в то же время нередко попадающий в плен тех значений, которые когда-то были порождены им самим, сторонники этого направления отмечают, что социология может указать человеку те границы, которые он сам себе устанавливает: уже само обнаружение данного факта есть, с их точки зрения, известный шаг по пути к реализации свободы человека. Социология как наука о людях и для людей должна, руководствуясь идеалами гуманизма, изыскивать пути уменьшения ограничений.
Этнометодология. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.
Методы социологического исследования.
Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную связь между какими-то фактами.
Методы выборочного
Историко-социологическое
Анализ документов.
Эксперимент.
Скрытое наблюдение.
Включенное наблюдение.
Полевые исследования.
Этапы выборочного исследования.
Задача любого социологического исследования выявить причинно следственную связь между какими-то фактами.
1. Для этого выдвигается
2. Любое исследование имеет под
собой теоретическую
3. Различают 2 вида переменных в исследованиях
- независимую, т.е. ту которое является причиной какого-либо факта.
- зависимая, которое зависит от предыдущей.
4. Для решения выделяется группа респондентов, но вначале определяется генеральная совокупность, т.е. социальная группа или общность, которая будет исследоваться. Из этой группы выделяются респонденты, группа которых должна быть репрезентативна генеральной совокупности. Требование репрезентативной выборки означает, что по выбранным критериям или основаниям группа должна быть пропорциональна соответствующим параметрам генеральной совокупности. Строго репрезентативную выборку обеспечить не возможно. Достав. выбора - 5%.
Выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.
Проектирование выборки
* Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)
* Определение типа выборки (
* Определение объема выборки
* Расчет предельной ошибки
* Определение технологии отбора объектов
Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Формулы для определения объема выборки:
n = 2
n = ( (), 25 t2 N )/ (A2N+0,25t2),
где n - объем выборочной совокупности
N- объем генеральной
t2- число определяемое по спец. таблицам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной вероятности
A - предельная ошибка выборки
Программные требования к выборке.
Выборка - часть генеральной
Генеральная совокупность - множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в рамках программы.
Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные характеристики генеральной совокупности.
Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:
1) Пол
2) Возраст
3) Образование
4) Род занятий
Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.
Объем выборки зависит от ряда причин, в том числе и от задачи исследования.
При общей выборке вероятность ошибки составляет 5-10%.
при надежной выборке вероятность ошибки - 3-5%.
Записывается это так: Р = 0,05 - 0,03
Для примера можно привести следующие данные:
Ошибка выборки не более Р = 0,05 :
N - генеральная совокупность
n - количество опрошенных
N
500
1 000
2 000
3 000
10 000
100 000 и более
N
222
286
333
350
385
398
Обычно, для того чтобы исследовать мнения по Архангельской области, опрашивают от 450 до 1 000 человек.
Типы выборок:
1. Случайная выборка
1) Лотерейный метод
2) Метод равных интервалов (шаг)
3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел)
2. Целевая выборка
3. Адресная выборка (
1) Метод сеточки (при помощи карт местности)
2) Метод спирали (при помощи карт местности)
Объект, предмет, функции социологии молодежи.
Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение социально - демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей этап семейной и вне семейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса.
Значительную часть молодежи
составляет студенчество. Оно означает
студентов как социально-
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
Проблемы социальной адаптации
Человека, способного адаптироваться, считают «нормальным». Однако такое понимание в различных обществах и группах может различаться. Проблемы с адаптацией, прежде всего, могут возникнуть из-за правил, принятых в обществе. Напр., у иностранцев они могут возникнуть из-за различия господствующих систем и норм в различных культурах. Проблемы с адаптацией могут возникать при поведении, несоответствующем нормам, вследствие индивидуальных особенностей человека. Например, не следует надеяться, что застенчивый человек на рабочем месте будет активно конкурировать с коллегами.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде. Это приспособление человека к обществу, к которому он принадлежит, или к определенной социальной группе. Адаптационный процесс зачастую подавляет индивидуальные потребности личности. В процессе адаптации внутри групп давление на индивидуума усиливается: человек, соблюдающий нормы группы, любим и почитаем; пытающийся их разрушить - отвергаем. Каждый человек в определенном смысле зависит от окружающих его людей, поэтому адаптация оказывает огромное влияние на его личность.
Социологические проблемы исследования производственных организаций
Организационно-