Шпаргалка по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Социологии»

Вложенные файлы: 1 файл

социология (Автосохраненный).docx

— 44.20 Кб (Скачать файл)

Пожалуй, одной из первых работ, в которой появилось довольно четко проговоренное различие понятий «пол» и «гендер», стала работа Г. Рабин. Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах. В результате она пришла к выводу, что именно обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и структуру гендерной идентичности, при которых женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере. На основе этого конструируется «...пологендерная система как набор соглашений». Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой - концентрация материального и символического капитала в руках отцов.

Далее следует упомянуть  работу психолога Р. Унгер «О редефиниции понятий пол и гендер», где она предложила использовать слово sex только по отношению к специальным биологическим аспектам человека, а термин «гендер» только при обсуждении социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин.

Проблема пола возникает  вместе с человеком и по-разному  прослеживается во всех культурах разных эпох.

Уже с момента своего рождения человек становится объектом системы: в традиционных обществах совершаются  символические родильные обряды, различающиеся в зависимости  от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек  новорожденного во многих обществах  также определены его полом. Проведенные  исследования показывают, что новорожденных  мальчиков больше кормят, зато с  девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средств массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов, (например, стереотипы в СМИ, традиции, обычаи, право и т.д.).

 

26 вопрос  В настоящее время в нашей стране усилилось влияние различных религиозных движений на общественную жизнь. Повсеместно отмечается увеличение активности прозелитической деятельности разных религиозных групп. Религиозные организации развивают просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. Однако в общественной жизни наряду с положительными результатами деятельности религиозных организаций наблюдаются иные явления - нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм. На некоторые религиозные группы возлагается ответственность за действия своих адептов, направленные против общества и личности.

Нетрадиционные религиозные  организации получили широкое распространение  в России. Как отмечают исследователи  это явление - широкая экспансия  подобных групп, свойственна периодам экономических и политических кризисов. Неуверенность в перспективах развития современного общества порождает необходимость  новых форм иллюзорно-компенсаторного  воздействия на действительность. На январь 2004 года в России было зарегистрировано 21664 религиозных организаций. Большинство  из них - нетрадиционные, т.е. отмежевавшиеся от основных конфессий (христианство, буддизм, ислам), не имеющие национальных корней на территории нашей страны. Ряд действующих ныне религиозных  объединений в силу особенностей их внутренней организации, вероучения, отношения к традиционным религиям называют сектами, то есть «ограниченными группами, отмежевавшимися от основных конфессий и жестко требующими признания  правоты своего вероучения, связанных  с ним морали и образа жизни», а также характеризующиеся утверждениями  «избранничества, тенденцией к изоляционизму. отсутствием института священства.харизматическим лидерством».

Деятельность таких религиозных  групп может не иметь явно противоправного  содержания, однако негативное влияние  религиозной организации на ее адепта может быть определенно и ярко выражено. Член секты «.духовно отрывается от семьи, народа, государства, в его сознании происходят значительные изменения - разрушению подвергается национальная ментальность, гражданственность и патриотизм» . Происходит, по мнению ряда авторов, «увод личности от проверенных вековым народным опытом ценностей духовной культуры в антигуманную и беспочвенную мистику». Воздействие сект на общество характеризуется как разрушительное, разрушаются гуманистические, религиозные, гражданские ценности.

Большинство неофитов нетрадиционных религиозных групп - молодые люди. Уход от активной общественной жизни, работы, учебы, службы в армии, разрыв семейных связей являются частыми последствиями  участия в таких организациях. Чем обусловлены подобные явления? Возможно ли предотвратить вовлечение в нетрадиционные религиозные группы? Необходимость научного осмысления данных проблем становится все более актуальной.

Действительность потребовала  внимания к новым явлениям - нетрадиционной сектантской религиозности. И раньше исследователи изучали секты, историю  их появления, обряды, особенности богослужения, жизненный уклад (В.Р. Букин, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, Д.М. Угринович). В то время, когда проводились эти исследования - 60-80-е гг., сектантская религиозность не проявлялась в том виде, который мы наблюдаем сейчас. Перед обществом еще не стояла проблема разрушительной деятельности сект по отношению к семье, общественным и государственным институтам.

2. Механизмом вовлечения  и удержания в религиозной  группе является деструктивный  контроль сознания, направленный  на изменение системы ценностных  ориентаций. Система ценностных  ориентаций членов культов характеризуется  противоречивым сочетанием высоких  целей и утилитарных средств  их достижения, что не свойственно  лицам, не принадлежащим ни  к одной религиозной группе. Это  дает основание считать, что  данная особенность является  признаком культовой системы  ценностей. 3. Несформированность системы ценностных ориентаций, которая находится в стадии становления или перестройки, является благоприятной психологической почвой для вовлечения в нетрадиционные религиозные организации, что обусловливает участие в подобных организациях преимущественно молодежи.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по «Социологии»