Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 12:57, шпаргалка
1.Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии.
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
1.Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии.
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность,
отличная от индивидов и
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества
как социальной системы и
Социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
1) когнитивная (познавательная) –
социологические исследования
2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная – социологические
исследования всегда
4) регулятивная – теоретический
материал социологии может
5) прогностическая – на основе
данных социологических
6) идеологическая –
7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.
Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).
Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).
Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.
Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.
Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.
К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).
Структура социологии
Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную.
Социология как система включает в себя следующие элементы:
1) социальные факты – научно
обоснованные знания, полученные
в ходе исследования какого-
2) общие и специальные
3) отраслевые социологические
4) методы сбора и анализа данных
– технологии получения
Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.
5.Русская социологическая мысль.
Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время ее было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы ее представить в качестве самостоятельной дисциплины.
Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социологии — ярких представителей социальной мысли — П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, М.А. Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рожденными Великой французской революцией и развитыми ее идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали логически завершенной концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский для своего времени интерес.
6.Понятие общества. Общество как система.
На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование.
Общество представляет собой сложную систему.
Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:
1) люди; 2) социальные связи и взаимодействия; 3) социальные институты, социальные страты;
4) социальные нормы и ценности.
Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.
Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.
7.Социальные взаимодействия: формы, типы и принципы.
Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуреобщества и т. п.»Социальное взаимодействие родственно понятию «социальное действие».)
Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.
8.Социальные институты. Их виды, признаки, особенности и функции.
Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» – «устав».
Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.
Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.
Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций:
1) воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности;
2) регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;
3) социализация – передача социального опыта;
4) интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей;
5) коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами;
6) автоматизация – стремление к самостоятельности.
К признакам социального института относятся:
Важнейшими социальными институтами являются:
9.Личность в социологии. Основные факторы ее развития.
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
Это обуславливается рядом факторов:
1) личность является одним из
главных субъектов
2) функционирование общества
3) личность представляет собой
индикатор общественного
Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».
Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.
Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.
Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.